ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-530/2020ГОДА от 16.06.2020 Курского районного суда (Курская область)

административное дело № 2а-530/ 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2020 года г. Курск

Курский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Кофановой И.В.,

при секретаре Семиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации Курского района Курской области о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструируемых объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности и возложении обязанности выдать уведомление о соответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, обратилась с вышеупомянутым административным исковым заявлением в Курский районный суд, ссылаясь на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес>, категории: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для жилищного строительства. Вышеуказанному земельному участку присвоен адрес: <адрес>. Постановлением Главы администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план земельного участка, выданный ей ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры Администрации Курского района Курской области. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Курского района Курской области ей было выдано разрешение на строительство сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Администрация Курского района Курской области, руководствуясь ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с проектной документацией разрешила ей строительство на вышеуказанном земельном участке объекта капитального строительства — двухэтажного жилого дома сложной конфигурации с эркером, размерами по осям <данные изъяты> м; стены блочные, облицованные кирпичом с утеплителем, перекрытие сборное железобетонное, кровля — металлочерепица. Постановлением Главы администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку был присвоен почтовый адрес: <адрес>. К ДД.ММ.ГГГГ жилой дом на 90% построен и было зарегистрировано право собственности на жилой дом как на объект незавершенного строительства степенью готовности 90% с кадастровым номером <данные изъяты>. По завершению строительства жилого дома она ДД.ММ.ГГГГ представила в администрацию Курского района Курской области уведомление об окончании строительства жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Курского района Курской области направила ей «Уведомление о несоответствии построенных или реконструируемых объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности» . В качестве основания решения об отказе Администрация Курского района Курской области сослалась на то, что земельный участок попадает в охранную (буферную зону) Центрально-Черноземного Государственного биосферного заповедника им. профессора В.В. Алехина. Полагала, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ незаконно, нарушает ее права и законные интересы. Указывала на то, что правоустанавливающие документы на ее земельный участок, равно как и на жилой дом, как объект незавершенного строительства, не содержат обременений и ограничений, а также иных указаний на наличие какой-либо охранной зоны. Указанная охранная (буферная) зона была поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Указывала, что законодателем урегулирована судьба объектов капитального строительства, разрешительная документация на которые получена до введения в действие изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, разрешено использование уже зарегистрированных жилых домов в <адрес>. Обращала внимание на то, что при выдаче разрешения Администрация Курского района Курской области не указывала ей на то, что земельный участок попадает в охранную (буферную) зону Центрально-Черноземного Государственного биосферного заповедника им. профессора В.В. Алехина. Кроме того, в обоснование Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Курского района Курской области указала, что на территории охранной зоны запрещен отвод земельных участков под сооружение жилых, хозяйственных помещений без предварительного согласования с заповедником. Однако она как физическое лицо отводом земельных участков под строительство не занималась. Просила признать незаконным «Уведомление о несоответствии построенных или реконструируемых объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ, выданное <адрес>, и обязать <адрес> выдать ей Уведомление о соответствии требованиям законодательства о градостроительной деятельности построенного ею объекта жилищного строительства — жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>.

В судебное заседание административный истец ФИО1 будучи надлежащим образом извещена о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, заявленные ею требования поддерживала. Ранее в судебных заседаниях заявленные ею требования поддерживала по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика – Администрации Курского района Курской области ФИО2 ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, указав, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Представители заинтересованных лиц ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина», Администрации Курской области, Администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, Управления Росреестра по Курской области в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явились.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, давших пояснения ранее в судебных заседаниях, суд приходит к следующему.

Статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии со статьями 218, 227 КАС РФ, решения и действия органа, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно не действительными, не законными при наличии совокупности двух условий - не соответствия оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. При недоказанности хотя бы одного из названных условий требование о признании решения, действия (бездействия) незаконными не может быть удовлетворено.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом не установлено.

В силу ст. 95 Земельного кодекса РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В силу пункта 11 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона государственного природного заповедника является видом зоны с особыми условиями использования территорий.

Как следует из пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской! Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий также создаются в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно пункту 2 статьи 104 Земельного кодекса РФ в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах с особыми условиями использования территорий - ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земли, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

В силу ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно п.2 ст.95 ЗК РФ особо охраняемые природные территории отнесены к объектам общенационального достояния.

Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина был учрежден 10 февраля 1935 года Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР.

Охранная зона заповедника им Алехина В.В. была создана Решением Исполкома Курского областного Совета депутатов трудящихся от 02.07.1971 № 380 вокруг участков Заповедника в Курской области шириной 1 км, а в последствии границы охранной зоны уточнялись решением Курского облисполкома от 17.11.1988 № 294 «Положение об охранной зоне Заповедника», согласно которому охранная зона вокруг четырех участков Заповедника в Курской области (Стрелецкий, Казацкий, Баркаловка, Б-вы Бармы) расширена до 3 км.

Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года Н №2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России (п. 91 перечня).

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" особо охраняемые природные территории и созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции закона от 03.08.2018 года N 342-ФЗ) для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 года №138.

Пунктом 2 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 (с последующими изменениями и дополнениями) "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон установлено, что охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (п. 5). Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти принимающим решение о ее создании (п. 28). В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природною парка иди памятника природы (п.29).

Судом установлено, что охранная (буферная) зона Центрально-Черноземного государственного заповедника - участок «Стрелецкий», расположенная на территории Курского и Медвенского районов Курской области, была поставлена на кадастровый учет 18 января 2018 года и представлена на публичной кадастровой карте с учетным номером ЗОУИТ . В границах Охранной (буферная) зоны Центрально-Черноземного Государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина (зоны с особыми условиями использования территорий), расположен принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждены административным истцом при рассмотрении настоящего иска, а также совокупностью представленных суду доказательств.

По смыслу требований действующего законодательства РФ, охранные зоны минимально допустимых расстояний считаются фактически установленными в силу действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.

Порядок деятельности на территории охранной зоны согласовывается между землепользователем и заповедником.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес>, категории: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для жилищного строительства.

Постановлением Главы администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план земельного участка, выданный ей ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры Администрации Курского района Курской области.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Курского района Курской области ФИО1 было выдано разрешение на строительство сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Администрация Курского района Курской области, руководствуясь ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешает строительство на вышеуказанном земельном участке объекта капитального строительства — двухэтажного жилого дома сложной конфигурации с эркером, размерами по осям <данные изъяты> м; стены блочные, облицованные кирпичом с утеплителем, перекрытие сборное железобетонное, кровля — металлочерепица.

Постановлением Главы администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку был присвоен почтовый адрес: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО1 на объект незавершенного строительства степенью готовности 90% с кадастровым номером <данные изъяты>.

По завершению строительства жилого дома ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ представила в администрацию Курского района Курской области уведомление об окончании строительства жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Курского района Курской области направила ФИО1 «Уведомление о несоответствии построенных или реконструируемых объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что построенный объект индивидуального жилищного строительства, указанный в уведомлении и расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности в соответствии с ограничениями, установленными Решением Исполнительного Комитета Курского областного Совета народных депутатов № 294 от 17.11.1988 года. На территории охранной (буферной) зоны Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника им. профессора Алехина В.В. запрещен отвод земельных участков под сооружение жилых, хозяйственных помещений без предварительного согласования с заповедником.

Земельный кодекс РФ определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 2 статьи 56).

Таким образом, Закон установил не уведомительный, а разрешительный режим пребывания хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на территории охранных (буферных) зон.

ФИО1 неоднократно обращалась в ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. профессора Алехина В.В.» за согласованием ведения хозяйственной деятельности, в том числе согласовать оформление документов на ввод в эксплуатацию жилого дома, разрешения на строительство, регистрацию право собственности.

При этом, как следует из представленных суду доказательств ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а затем ДД.ММ.ГГГГ данные обращения ФИО1 были рассмотрены на заседании Научно-технического совета ФГБУ «Центрально-Черноземный Государственный биосферный природный заповедник им. профессора В.В. Алехина» были приняты решения об отказе ФИО1 в согласовании вышеуказанной деятельности.

Таким образом, согласование с ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина» ведения хозяйственной деятельности на спорном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном в охранной зоне заповедника, с административным истцом в настоящее время не произведено.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным Уведомления о несоответствии построенных или реконструируемых объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрацией Курского района Курской области, и возложения на Администрацию Курского района Курской области обязанности в выдаче Уведомления о соответствии требованиям законодательства о градостроительной деятельности построенного ею объекта жилищного строительства — жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, в связи с чем заявленные административным истцом ФИО1 требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 к Администрации Курского района Курской области о признании незаконным Уведомления о несоответствии построенных или реконструируемых объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрацией Курского района Курской области, и возложении на Администрацию Курского района Курской области обязанности выдать Уведомление о соответствии требованиям законодательства о градостроительной деятельности построенного объекта жилищного строительства — жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Курский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Курского районного суда

Курской области И.В. Кофанова