ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-530/2023 от 26.10.2023 Смоленского районного суда (Алтайский край)

Дело 2а-530/2023

УИД 22RS0045-01-2023-000585-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

с. Смоленское 26 октября 2023 года

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Седойкиной А.В.

при секретаре судебного заседания Мельниковой Е.В.,

с участием административного истца Хаваева О.М., представителя административного ответчика - Шестакова П.И., действующего на основании доверенности № 1 от 10.10.2023

с участием помощника прокурора Смоленского района Алтайского края Кулагина Р.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хаваева О.М. к Смоленскому районному собранию депутатов Алтайского края о восстановлении пропущенного срока, признании недействующим решения Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края «О принятии Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края» от ДД.ММ.ГГГГ, назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края повторно

установил:

Административный истец Хаваев О.М. обратился в Смоленский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением к Смоленскому районному собранию депутатов Алтайского края о восстановлении пропущенного срока, признании недействующим решения Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края «О принятии Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края» от ДД.ММ.ГГГГ, назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края повторно.

Просил суд предусмотренный статьями 95, 219 КАС РФ и пропущенный по настоящему административному исковому заявлению (в части обнародования ДД.ММ.ГГГГ заключения комиссии по проведению публичных слушаний) срок, восстановить; заключение комиссии для подготовки и проведения публичных слушаний по обсуждению проекта Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ) отменить; решение Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края «О принятии Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края» от ДД.ММ.ГГГГ признать недействующим; назначить публичные слушания по проекту Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края повторно.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ был принят Устав муниципального образования Смоленский район, который ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю. Принятый ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ Устав муниципального образования официально опубликован в газете Смоленского района «Заря» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, после чего Устав муниципального образования вступил в силу. Названное решение, как вынесенное на основании многочисленных существенных нарушений процедурного характера, предшествующих принятию Устава на сессии депутатов Смоленского РСД ДД.ММ.ГГГГ, подлежит отмене. Актом высшей юридической силы, в соответствии со ст. 44 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является устав муниципального образования, имеющий прямое действие на всей территории муниципального образования. Особенность правовой природы устава предусматривает и особый порядок принятия данного нормативного правового акта, так и внесения в него изменений. Принятию устава предшествует утверждение представительным органом местного самоуправления проекта устава или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее, чем за 30 дней до рассмотрения вопроса о принятии указанных актов. Если принимается непосредственно устав, то проект решения публикуется одновременно с установленным представительным органом порядком учёта предложений по проекту устава, а также порядком участия граждан в его обсуждении и решением о проведении публичных слушаний по данным проектам. В соответствии с Модельным положением «О публичных слушаниях в муниципальном образовании» основными целями организации и проведения публичных слушаний являются: обсуждение проектов НПА с участием населения; выявление и учёт общественного мнения; развитие диалоговых механизмов органов власти и населения; выработка предложений и рекомендаций по обсуждаемой проблеме. Подготовка, проведение и установление результатов публичных слушаний осуществляется на основании принципов открытости, гласности, добровольности. Публичные слушания, организованные с нарушением порядка, предусмотренного законодательством РФ, если это повлекло ограничение или лишение граждан возможности выразить своё мнение, должны быть признаны недействующими (недействительными) и в этом случае назначаются повторные слушания.

В обоснование решения от ДД.ММ.ГГГГ были положены результаты публичных слушаний, которые были проведены со следующими нарушениями: публичные слушания проводятся в удобное для жителей время - рекомендуется, согласно Модельного положения «О публичных слушаниях в муниципальном образовании» (утв. Минэкономразвития ДД.ММ.ГГГГ), проводить по нерабочим дням с 11.00 до 18.00 часов, а по рабочим дням, начиная с 17.00 часов и заканчивая не позднее 22.00 часов (публичные слушания ДД.ММ.ГГГГ проведены в 10.00 часов в рабочее время сотрудников администрации и в здании Администрации); публичные слушания проводятся в удобном для участников слушаний помещении, куда должен быть обеспечен беспрепятственный доступ, а при невозможности этого обеспечивается трансляция публичных слушаний (в актовом зале Администрации Смоленского РСД, где с 10.00 часов начались ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания, на одну треть был не пригоден для его использования по назначению - из-за ремонта и потому он был «переполнен» участниками слушаний, состоящих в основном из сотрудников (Администрации); перед открытием публичных слушаний происходит регистрация участников с указанием их фамилии, имени, отчества, места работы и адреса местожительства (до сего дня, несмотря на неоднократные обращения, не предоставляются списки участников обсуждения проекта устава, так как не всякий участник вправе принимать участие в итоговом голосовании, а по результатам голосования разница составила всего 5 голосов); опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний обязательно, включая мотивированное обоснование принятого решения, в районной газете «Заря» за ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано заключение комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний в виде информации, но без мотивированного его обоснования и с искажением предложений Хаваева О.М. и ФИО9 - о «...введении нормы о проведении выборов главы района населением района...», тогда как предлагалось не введение нормы, а изменение способа избрания Главы - с его избрания районным Собранием депутатов по результатам конкурса (ч.2 ст.34 проекта Устава) на - избрание Главы района на муниципальных выборах всем населением муниципального образования.

Кроме того, во время проведения публичных слушаний имели место множественные нарушения и Порядка учёта предложений по проекту Устава, утверждённого решением Смоленского районного Собрания депутатов за от ДД.ММ.ГГГГ комиссия по проведению публичных слушаний организует обсуждение проекта Устава, проекта изменений в Устав в средствах массовой информации (п. 4 Порядка); обсуждение гражданами проекта Устава может проводиться в виде публикаций в газете «Заря» (п. 4.1 Порядка); « Органы местного самоуправления муниципального образования обязаны обеспечить разъяснение населению общей концепции проекта Устава, проекта изменений в Устав» (п.4.2 Правил); при обсуждении вопроса о принятии Устава заключение комиссии по проекту Устава, проекту изменений в Устав подлежит обязательному рассмотрению на сессии Собрания депутатов.

Все изложенные выше нарушения Порядка, а это - обсуждение проекта Устава Смоленского района в средствах массовой информации не проводилось; гражданам не представлялась какая-либо возможность высказаться в единственной общественно- политической газете Смоленского района «Заря», единственным потребителем услуги которой являются избиратели и жители района. Даже авторам изменений и дополнений в обсуждаемый проект Устава Хаваеву О.М. и ФИО9, не было предоставлено возможности довести свои аргументы и мотивы до жителей района через районное печатное СМИ. Более того, предоставленные депутатом и одним из инициаторов изменений - Хаваевым О.М. - в редакцию газеты тексты - суждения по проекту Устава в электронном и печатном видах и что соответствовало установленному Порядком условиям, остались «без внимания» и до сего времени. Заявление, по факту игнорирования его правомерного обращения в СМИ, в прокуратуру Смоленского района о привлечении главного редактора газеты «Заря» к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, осталось без удовлетворения. При этом, надзорный орган формально-юридически действовал в рамках Закона, так как а соответствии с ч.2 ст. 42 Федерального Закона о СМИ у редакции отсутствует обязанность «отвечать на письма граждан». Однако, поведение редакции газеты «Заря», несмотря на удачный для неё финал прокурорской проверки, свидетельствует о безразличном отношении к своим подписчикам, подтверждает реальность предположения о наличии «сговора» - районного СМИ, Главы, Администрации района и РСД при принятии Устава муниципального образования Смоленский район ДД.ММ.ГГГГ, а обусловлено это одной, заданной для всех, целью - не допустить жителей Смоленского района к прямому избранию ими Главы района и что соответствует, согласно проведённых опросов, желанию большинства избирателей района. Органами местного самоуправления Смоленского района при содействии СМИ не только не выполнена обязанность обеспечить разъяснение населению общей концепции проекта Устава, проекта его изменений, но и созданы дополнительно и умышлено противодействия, о чём свидетельствует анализ перечисленных выше нарушений, всему тому, что позволило бы, при соблюдении требований нормативно - правовых актов и учёте реального мнения жителей муниципального образования, изменить Устав района.

Обращение в суд с административным иском вызвано тем, что в результате вышеперечисленных многочисленных нарушений со стороны комиссии по проведению публичных слушаний и других субъектов административно - муниципальной деятельности Смоленского района были нарушены его права, как и права большинства жителей Смоленского района, на избрание Главы района на прямых муниципальных выборах всем населением. Если 3-месячный срок для обращения с административным исковым заявлением в суд для признания недействующим решения о принятии Устава Смоленского района истекает только ДД.ММ.ГГГГ, то для обжалования заключения комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний - срок истёк ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ в газете «Заря» опубликовано заключение комиссии,), но он может быть судом по его ходатайству восстановлен, так как результаты деятельности комиссии имеют исключительное значение для вынесения итогового решения по делу.

В судебном заседании административный истец Хаваев О.М. заявленные требования поддержал в полном объеме, в обоснование ссылался на доводы указанные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что срок обращения в суд им был пропущен, так как ему не были представлены документы Смоленским районным Собрание депутатов, которые были необходимы ему для обращения в суд. Фактически документы им были получены уже после обращения в суд и при оказании содействия в получении данных документов судом. Ранее же в суд с иском и ходатайством об оказании помощи в истребовании документов он не обращался, так как не решил для себя, будет ли достаточно документов для обращения. При проведении голосования он присутствовал лично, ему предоставлялась возможность выступить перед присутствующими.

Представитель административного ответчика Шестаков П.И. в судебном заседании административные исковые требования не признал в полном объеме. Поддержал письменные возражения, согласно которых Смоленское районное Собрание депутатов является представительным органом местного самоуправления муниципального образования Смоленский район Алтайского края и осуществляет свои полномочия, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования Смоленский район. В соответствии со статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ и статьей 24 Устава района, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, принятие Устава района и внесение в него изменений относится к исключительной компетенции районного Собрание депутатов. ДД.ММ.ГГГГ в районное Собрание депутатов поступил протест прокурора Смоленского района на Устав муниципального образования Смоленский район. Решением районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора района был удовлетворен, районное Собрание депутатов поручило Администрации Смоленского района не позднее ДД.ММ.ГГГГ разработать и внести в районное Собрание депутатов проект Устава района в новой редакции, с учетом требований изложенных в протесте прокурора района. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Частью 3 данной статьи предусмотрено, что на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Публичные слушания в районе проводятся в соответствии с Порядком организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования Смоленский район Алтайского края, утвержденным решением Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями). Решением Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по обсуждению проекта Устава района. Данным решением образована комиссия по проведению публичных слушаний, определены дата, место и время публичных слушаний. Первое заседание Комиссии состоялось ДД.ММ.ГГГГ и на нем были избраны председатель и секретарь Комиссии по проведению публичных слушаний. В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. В целях реализации данных требований закона, утвержденный Мандатной Комиссией проект Устава района направлен для опубликования в газету «Заря». 19 и ДД.ММ.ГГГГ в районной газете «Заря» были опубликованы: решение районного Собрания депутатов о назначении публичных слушаний, проект Устава района в новой редакции, обращение к жителям района, Порядок учета предложений по проекту Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края, проекту решения о внесении в Устав изменений и дополнений и участия граждан в их обсуждении, утвержденный решением районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно все вышеназванные материалы по публичным слушаниям были размещены на официальном сайте Администрации района, направлены во все сельсоветы района, а также в центральную районную библиотеку. Вышеназванными действиями районное Собрание депутатов обеспечило всем жителям Смоленского района реальную возможность для ознакомления с материалами публичных слушаний по проекту Устава района в новой редакции. На момент проведения публичных слушаний по проекту Устава района в Комиссию поступили лишь два предложения от граждан ФИО9 и Хаваева О.М.. Комиссией они приняты, зарегистрированы в установленном порядке и внесены на обсуждение участников публичных слушаний. ДД.ММ.ГГГГ, в актовом зале Администрации района состоялись публичные слушания по обсуждению проекта Устава района, в которых приняли участие 41 житель района, в том числе и административный истец Хаваев О.М., которому было предоставлено слово, и он принял участие в обсуждении проекта Устава. По результатам обсуждения, большинством голосов участников публичных слушаний принято решение одобрить проект Устава района в первоначальном варианте, опубликованном в газете «Заря» 19 и ДД.ММ.ГГГГ. Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются протоколом публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам публичных слушаний Комиссией было подготовлено заключение, которое не противоречит мнению большинства участников публичных слушаний. Заключение было опубликовано в районной газете «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ и размещено на официальном сайте Администрации Смоленского района. Проведением публичных слушаний окончились подготовительные мероприятия по принятию Устава района в новой редакции. Частью 5 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Установленная численность депутатов районного Собрания депутатов 19 человек. На очередной шестой сессии ДД.ММ.ГГГГ присутствовало 14 депутатов, которые единогласно приняли Устав района в новой редакции. Необходимое для принятия Устава число голосов -13. При принятии Устава района в новой редакции районным Собранием депутатов полностью соблюдены требования статей 28, 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ принятый Устав района зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю и официально опубликован в районной газете «Заря» от 04.08. 2023 (10971) и от ДД.ММ.ГГГГ(10972).

Доводы административного истца о необходимости проведения публичных слушаний в порядке, установленным модельным положением, утвержденным Минэкономразвития РФ не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушания проводятся в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Итоговый документ по результатам публичных слушаний готовит Комиссия по их проведению. Какими-либо нормативными правовыми актами не установлена обязанность комиссии точно воспроизводить в заключении предложения граждан по проекту Устава района. Районное Собрание депутатов считает, что отсутствуют какие-либо правовые нормы, на основании которых заключение Комиссии можно отменить. Административный истец Хаваев О.М. и другие жители Смоленского района присутствовали на публичных слушаниях и принимали в них активное участие. Это подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ и доказывает, что с материалами публичных слушаний все жители района имели возможность знакомиться, о дате, времени и месте проведения уведомлены надлежащим образом. При желании могли принять в них участие.

Доводы административного истца по месту проведения публичных слушаний являются не состоятельными. Актовый зал Администрации района определен местом проведения публичных слушаний решением районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Ремонт в актовом зале не проводился. Для всех участников публичных слушаний были организованы посадочные места, а также имелась реальная возможность разместить и большее количество людей.

Районное Собрание депутатов считает не состоятельными доводы административного истца и в части нарушения Порядка учета предложений по проекту Устава района. Пунктом 1.3. Порядка предусмотрено, что предложения об изменениях и дополнениях к опубликованному проекту Устава, проекту изменений в Устав могут вноситься по результатам: обсуждения в средствах массовой информации; публичных слушаний. В случае с районным Собранием депутатов было принято решение о назначении публичных слушаний и именно в этой форме произведено обсуждение проекта, что полностью соответствует требованиям статей 28, 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Считает, что граждане, желающие обсуждать проект Устава в иных формах должны были самостоятельно обращаться в средства массовой информации. Вышеназванными муниципальными правовыми актами не предусмотрена обязанность Комиссии по проведению публичных слушаний официально опубликовать поступившие от граждан предложения. В соответствии с пунктом 4.3 Порядка учета предложений по проекту Устава, вопрос о целесообразности и очередности обнародования материалов, поступивших от граждан и иных субъектов, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка (то есть инициаторов внесения изменений в проект Устава).

Требования административного истца о назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Устава района повторно не подлежат удовлетворению, так как статьей 28 Федерального закона № 131-ФЗ определен круг лиц, наделенных полномочиями по назначению публичных слушаний. Вышеизложенные возражения районного Собрания по существу требований административного истца подтверждаются представленными суду доказательствами: решением районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О протесте прокурора Смоленского района на Устав муниципального образования Смоленский район Алтайского края», решением районного Собрания депутатов от 11.05.2023 «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края», протоколом публичных слушаний по обсуждению проекта Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ и приложенным к нему списком лиц, зарегистрированных и принявших участие в публичных слушаниях по обсуждению проекта Устава района, заключением по результатам публичных слушаний, официальными публикациями в районной газете «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ(10960), от ДД.ММ.ГГГГ(10961) и от ДД.ММ.ГГГГ(10965), протоколом шестой сессии Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение требований статьи 62 КАС РФ, Хаваев О.М. не указал каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречит оспариваемое решение Собрания депутатов, а также не подтвердил, что данным решением нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц, либо возникла реальная угроза их нарушения. Устав района в редакции 2015 года, действовавший до ДД.ММ.ГГГГ не предусматривал избрание главы района населением на муниципальных выборах. Глава района избирался депутатами по результатам конкурса. Поскольку такого права у Хаваева О.М. не было, оно и не могло быть нарушено принятием Устава района в новой редакции, в котором порядок избрания главы района остался прежним. Районное Собрание депутатов возражает против восстановления административному истцу срока на обжалование Заключения Комиссии, поскольку никаких доказательств уважительности пропуска такого срока не представлено. В связи с вышеизложенным и на основании ст. ст. 45, 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации районное Собрание депутатов просит отказать административному истцу в удовлетворении его требований в полном объеме за необоснованностью.

Выслушав пояснения административного истца Хаваева О.М., представителя административного ответчика Шестакова П.И., изучив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Кулагина Р.В., суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно ч.1 ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Как следует из ч. 1 ст. 218 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частями 5 и 8 указанной статьи предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Исходя из положений ч. 3 ст. 219 КАС РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Как установлено в судебном заседании заключение комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний опубликовано в районной газете «Заря» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подлинником газеты «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ (10965), изученной в судебном заседании и не оспаривалось административным истцом Хаваевым О.М.. Таким образом, срок обжалования данного заключения истек ДД.ММ.ГГГГ. С административным исковым заявлением Хаваев О.М. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом приемной суда от ДД.ММ.ГГГГ вх .

В подтверждение уважительности пропуска срока административный истец указывает, что ему необходимо было получение документов от Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края, однако данные документа ему представлены не были, а также он не мог решить для себя о возможности обращения в суд без необходимых документов.

Согласно обращения Хаваева О.М. от ДД.ММ.ГГГГ к председателю Смоленского районного Собрания депутатов на л.д. 19 административный истец просил предоставить ему копии данных об участниках публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ согласно п. 3 ст. 7 Модельного положения «О публичных слушаниях в муниципальном образовании» с указанием фамилии, имени, отчества, места работы и адреса участника слушаний; протокола от ДД.ММ.ГГГГ с одновременным отражением в нём количественных результатов голосования.

Как следует из ответа Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Хаваева О.М., запрашиваемая информация об участниках публичных слушаний, а именно фамилия, имя, отчество, место работы и адрес проживания относится к персональным данным. При проведении публичного мероприятия районное Собрание депутатов не запрашивало у жителей района персональные данные и согласие на их обработку, не обрабатывало персональные данные, а участники мероприятия не давали согласие на обработку персональных данных. В том числе и на их передачу (распространение, предоставление, доступ) другим лицам. В силу вышеназванного передача каких-либо данных, в силу ФЗ «О персональных данных», невозможна. Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования Смоленский район Алтайского края, утвержденным решением Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены выдача их участникам каких-либо документов, связанных с организацией и проведением публичных слушаний. Необходимая информация опубликована в газете «Заря». Административный истец лично принимал участием в публичных слушаниях, поэтому ему известны количественные результаты голосования. Ведение аудиозаписи в ходе проведения сессии не является обязательным требованием Регламента (л.д. 20).

Как следует из обращения Хаваева О.М. от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 21 он обращался к председателю Смоленского районного Собрания депутатов и просил предоставить ему следующие документы: результаты публичных слушаний, оформленных в единый документ и переданных в орган местного самоуправления; решение Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ; заверенные копии протоколов публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, сессии Смоленского РСД от ДД.ММ.ГГГГ, предоставить, при наличии, копии аудио-видео записей публичных слушаний на ДД.ММ.ГГГГ, имелось ли особое мнение членов комиссии, если имелось то предоставить максимально возможные сведения, а также имелась ли, в связи с принятием Устава какая-либо из форм реагирования со стороны прокуратуры - представление, протест, если имело место, то каково его содержание. Данные документы необходимы для обращения в суд.

Согласно дополнительного и повторного обращения Хаваева О.М. председателю Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 22 просит повторно предоставить заверенного надлежащим образом решения Смоленского РСД о принятии Устава района от ДД.ММ.ГГГГ; сведения о регистрации Устава района от ДД.ММ.ГГГГ; сведения о наличии особого мнения членов комиссии при проведении публичных слушаний, имелось ли реагирование в 2023 прокуратуры Смоленского района в связи с принятием Устава; предоставление аудиозаписи заседания комиссии по проведению публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ; списка лиц, участвовавших в публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ, который должен прилагаться к протоколу .

Как следует из ответа Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ решение Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края» официально опубликовано в районной газете «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ (10960) и размещено на официальном сайте Администрации Смоленского района; Решение Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края» размещено на официальном сайте Администрации Смоленского района; принятый решением от ДД.ММ.ГГГГ Устав муниципального образования Смоленский район Алтайского края зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю. Устав официально опубликован в районной газете «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ (10971) и от ДД.ММ.ГГГГ (10972). В публикации имеется дата и номер государственной регистрации Устава. Устав одновременно размещен на официальном сайте администрации Смоленского района и направлен в центральную районную библиотеку. В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», при запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной на официальных сайтах, в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиваться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация. В соответствии со ст. 26 Регламента районного Собрания депутатов, при изъявлении желания, можете быть ознакомлены с протоколом шестой сессии районного Собрания депутатов седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ. Список отсутствующих депутатов является приложением к протоколу данной сессии (в рабочие дни, в кабинете здания Администрации Смоленского района). Выдача копий протокола и приложений к нему заинтересованным лицам не предусмотрены муниципальными правовыми актами. Полный доступ к информации о работе Смоленского районного Собрания депутатов был обеспечен путем непосредственного участия в публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ в зале заседаний администрации Смоленского района, где административный истец зарегистрирован в качестве участника мероприятия, а также с его присутствием в на заседании шестой сессии Смоленского районного Собрания депутатов ДД.ММ.ГГГГ. аудиозапись публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ не велась. Особое мнение члены комиссии не представляли. На принятый решением от ДД.ММ.ГГГГ № 31 Устав района меры прокурорского реагирования в Собрание депутатов не поступали. По вопросу о предоставлении списка участников публичных слушаний, был дан ответ за от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

Таким образом, административный истец мог получить запрашиваемые им документы на сайте Администрации района, в публикациях районной газеты «Заря», либо путем обращения в суд с ходатайством об оказании помощи в истребовании доказательств, при подаче административного искового заявления, что им и было сделано при подаче текущего административного искового заявления.

С учетом установленных фактов, суд приходит к выводу, что доказательств уважительности пропуска процессуального срока стороной административного истца в суд не представлено. Таким образом, ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления для отмены заключения Комиссии для подготовки и проведения публичных слушаний по обсуждению проекта Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как следует из ч. 3 и ч. 4 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Смоленское районное Собрание депутатов Алтайского края является представительным органом местного самоуправления муниципального образования Смоленский район Алтайского края и осуществляет свои полномочия, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования Смоленский район.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ и статьей 24 Устава района, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, принятие Устава района и внесение в него изменений относится к исключительной компетенции районного Собрания депутатов.

ДД.ММ.ГГГГ в Смоленское районное Собрание депутатов Смоленского района Алтайского края поступил протест прокурора Смоленского района на Устав муниципального образования Смоленского района Алтайского края. Согласно которого Устав муниципального образования необходимо привести в соответствие с нормами действующего законодательства (л.д. 110).

Согласно решения Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора Смоленского района на Устав муниципального образования Смоленский район Алтайского края удовлетворен. Администрации Смоленского района предложено не позднее ДД.ММ.ГГГГ разработать и внести в Смоленское районное Собрание депутатов проект Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края в новой редакции. Мандатной комиссии районного Собрания депутатов после внесения проекта устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края в новой редакции организовать и провести мероприятия, предусмотренные ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» и муниципальными правовыми актами. Настоящее решение обнародовать на официальном сайте Администрации Смоленского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д. 111).

Как следует из статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Частью 3 данной статьи предусмотрено, что на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Публичные слушания в Смоленском районе Алтайского края проводятся в соответствии с Порядком организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования Смоленский район Алтайского края, утвержденным решением Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ(с последующими изменениями).

На основании распоряжения председателя Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение открытого голосования посредством опроса депутатов по вопросу «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края». Об итогах голосования посредством опроса депутатов секретариату районного Собрания депутатов необходимо составить реестр.

Как следует из реестра об итогах открытого голосования посредством опроса депутатов Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ: установленная численность депутатов 19, избранная численность депутатов 19, приняло участие в голосовании 13, проголосовали «за» - 13, «против» - 0, «воздержались» - 0.

Решением Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по обсуждению проекта Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края. Данным решением образована комиссия по проведению публичных слушаний из 5 человек, в состав которой вошли: ФИО5, председатель районного Собрания депутатов, ФИО6, председатель Мандатной комиссии районного Собрания депутатов, ФИО7, председатель постоянной комиссии районного Собрания депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике от Администрации района, ФИО8 начальник Организационно-правового управления Администрации района, Шестаков П.И. секретарь Администрации района. Публичные слушания по обсуждению проекта Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края назначены на ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. Проведение публичных слушаний определено в актовом зале Администрации Смоленского района Алтайского края по адресу: <адрес>

Данное решение опубликовано в районной газете «Заря» ДД.ММ.ГГГГ а также на сайте Администрации Смоленского района в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет», что не оспаривалось административным истцом.

В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней, до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Как следует из протокола заседания Мандатной комиссии Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ - утвержден проект Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края и принято решение о направлении его для опубликования в районной газете «Заря».

Проект Устава Смоленского района, утвержденный Мандатной Комиссией районного Собрания депутатов был опубликован в районной газете «Заря» 19 и ДД.ММ.ГГГГ.

Также в районной газете «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ (10960) опубликовано обращение к жителям района, Порядок учета предложений по проекту Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края, проекту решения о внесении в Устав изменений и дополнений и участия граждан в их обсуждении, утвержденный решением районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно все вышеназванные материалы по публичным слушаниям были размещены на официальном сайте Администрации района, направлены во все сельсоветы района, а также в центральную районную библиотеку, обратного административным истцом суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что всеми вышеназванными действиями Смоленское районное Собрание депутатов Алтайского края обеспечило всем жителям Смоленского района, а также административному истцу Хаваеву О.М., реальную возможность для ознакомления с материалами публичных слушаний по проекту Устава района в новой редакции.

ДД.ММ.ГГГГ в актовом зале Администрации района состоялись публичные слушания по обсуждению проекта Устава Смоленского района Алтайского края.

Как следует из протокола публичных слушаний по обсуждению проекта Устава муниципального образования, Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края в нём принял участие 41 житель района, что подтверждается списком лиц, зарегистрированных и принявших участие в публичных слушаниях по обсуждению проекта Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края.

Согласно вышеуказанного протокола при обсуждении проекта Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края, выступали: Хаваев О.М., который огласил свое обращение на имя председателя районного Собрания депутатов, в котором перечисляет предложенные им изменения в проект Устава района; ФИО9, которая просила поддержать предложения Хаваева О.М. и её о внесении изменений в проект Устава, относительно выборов главы района; ФИО10, который считает необходимым внести изменения в проект Устава района, которым определить выборность главы района населением; Шестаков П.И., который пояснил, что принятие Устава в новой редакции вызвано необходимостью приведения его в соответствие с нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Хаваев О.М. предлагает дополнить проект Устава статьей 20.1 следующего содержания: «Наказы избирателей - предложения избирателей, данные кандидатам в депутаты и избранным депутатам Собрания депутатов, направленные на улучшение деятельности органов местного самоуправления по вопросам экономического, социального и культурного развития района. Порядок работы с предложениями по наказам устанавливается Положением, утверждаемом решением Собрания депутатов». Вместе с тем, имеется статья 20 проекта Устава, которая уже предусматривает право населения на обращение в органы местного самоуправления, в том числе c депутатам. Каждое обращение обязательно должно быть рассмотрено и по нему приняты меры. Это требование федерального законодательства. В рамках данной статьи граждане и так имеют право обращаться с любыми предложениями к депутатам и кандидатам в депутаты, в том числе и по вопросам, указанным в предложении Хаваева. Статья 8 Устава регламентирует формы непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Пунктом 13 данной статьи установлена возможность использовать иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Алтайского края, законам Алтайского края. Если депутаты районного Собрания депутатов сочтут это необходимым, то могут решить вопрос об утверждении Положения о наказах избирателей в рамках данного пункта и оно также будет законным. На исполнение наказов избирателей потребуются денежные средства. В настоящее время Бюджетным кодексом не установлено выделение денежных средств на исполнение наказов избирателей. Более того, бюджет района является программным. Денежные средства выделяются на реализацию муниципальных программ, но никак ни на исполнение пожеланий избирателей. Более того, в силу части 15 статьи 35 ФЗ , статья 35 часть 15 ФЗ управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов (для полного понимания в текущем году это 36000 рублей). Какие наказы вы будете исполнять на эти средства не понятно. Жители района не пользуются и теми формами непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, которые предусмотрены статьей 8 Устава района. Впервые за 10 лет пришли на публичные слушания в таком количестве. Не посещают сессии представительного органа и другие публичные мероприятия. Считаю, что нужно одобрить проект Устава внесенный районным Собранием депутатов и Администрацией района и рекомендовать принять его на сессии; ФИО11, которая пояснила, что депутаты сами должны проявлять активность в решении вопросов избирателей, а не критиковать граждан, что они не проявляют активность; ФИО12, которая пояснила, что депутаты оказывают посильную помощь гражданам района.

По результатам обсуждения, большинством голосов участников публичных слушаний принято решение одобрить проект Устава района в первоначальном варианте, за данное предложение проголосовали 22 человека, трое воздержались. За проект Устава с изменениями, предложенными ФИО13 и ФИО14 согласно которым выборы главы района проводятся населением района по муниципальном избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования, с применением мажоритарной системы относительного большинства, а также за дополнение проекта Устава района статьёй 21.1 «Наказы избирателей». За данное предложение проголосовало 16 участников публичных слушаний.

По результатам публичных слушаний Комиссией было подготовлено заключение, которое не противоречит мнению большинства участников публичных слушаний. Заключение было опубликовано в районной газете «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ (10965) и размещено на официальном сайте Администрации Смоленского района.

Частью 5 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 предусмотрено, что Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Установленная численность депутатов районного Собрания депутатов 19 человек. На очередной шестой сессии ДД.ММ.ГГГГ присутствовало 14 депутатов, которые единогласно приняли Устав района в новой редакции. Необходимое для принятия Устава число голосов -13, данные обстоятельства подтверждаются протоколом шестой сессии седьмого созыва Смоленского районного Собрания депутатов Алтайского края.

Таким образом, с учетом изученных материалов административного дела суд приходит к выводу, что при принятии Устава района в новой редакции районным Собранием депутатов полностью соблюдены требования статей 28, 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ принятый Устав района зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю и официально опубликован в районной газете «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ(10971) и от ДД.ММ.ГГГГ (10972).

Разрешая доводы административного истца о необходимости проведения публичных слушаний в порядке, установленным модельным положением «О публичных слушаниях в муниципальном образовании», утвержденным Минэкономразвития РФ, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 публичные слушания проводятся в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Итоговый документ по результатам публичных слушаний готовит Комиссия по их проведению.

Административный истец Хаваев О.М. и другие жители Смоленского района присутствовали на публичных слушаниях и принимали в них активное участие, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ и доказывает, что с материалами публичных слушаний все жители района имели возможность знакомиться, о дате, времени и месте проведения уведомлены надлежащим образом. При желании могли принять в них участие.

Доводы административного истца о проведении публичных слушаний в рабочее время и невозможности, в связи с этим участия в них граждан населения, опровергаются протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в публичных слушаниях принимал участие 41 гражданин района. Административный истец также принимал в них участие, его право на участие в публичных слушаниях так же не было нарушено.

Доводы административного истца о том, что большая часть людей, который присутствовали при проведении публичных слушаний, это работники Администрации, не говорит о незаконности проведения публичных слушаний, так как работники Администрации района также являются его жителями и имеют право принимать участие в публичных слушаниях.

Доводы административного истца по месту проведения публичных слушаний являются не состоятельными, так как актовый зал Администрации Смоленского района определен местом проведения публичных слушаний решением Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Ремонт в актовом зале не проводился, обратного суду не представлено. Для всех участников публичных слушаний были организованы посадочные места.

Несмотря на доводы административного истца, все участники прошли регистрацию перед проведением публичных слушаний, что подтверждается списком лиц, зарегистрированных и принявших участие в публичных слушаниях по обсуждению проекта Устава муниципального образования Смоленский район Алтайского края.

Доводы административного истца и в части нарушения Порядка учета предложений по проекту Устава района, так же не нашли своего подтверждения при рассмотрении административного дела.

Пунктом 1.3. Порядка предусмотрено, что предложения об изменениях и дополнениях к опубликованному проекту Устава, проекту изменений в Устав могут вноситься по результатам: обсуждения в средствах массовой информации; публичных слушаний. Смоленским районным Собрание депутатов было принято решение о назначении публичных слушаний и именно в этой форме произведено обсуждение проекта, что полностью соответствует требованиям статей 28, 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Все граждане, желающие обсуждать проект Устава в иных формах были самостоятельно обращаться в средства массовой информации. Вышеназванными муниципальными правовыми актами не предусмотрена обязанность Комиссии по проведению публичных слушаний официально опубликовать поступившие от граждан предложения.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка учета предложений по проекту Устава, вопрос о целесообразности и очередности обнародования материалов, поступивших от граждан и иных субъектов, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка (то есть инициаторов внесения изменений в проект Устава).

Требования административного истца о назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Устава района повторно не подлежат удовлетворению, так как статьей 28 Федерального закона № 131-ФЗ определен круг лиц, наделенных полномочиями по назначению публичных слушаний, согласно которого публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования. Таким образом оснований для удовлетворения данного требования административного истца не имеется.

Суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, не установив совокупности оснований, поименованных в статье 227 КАС РФ для признания действий административного ответчика незаконными, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных административных требований Хаваева О.М. отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд Алтайского края, в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения, которая будет изготовлена 03.11.2023.

Судья А.В. Седойкина