ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5313/18 от 15.11.2018 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2018 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Норбоевой Б.Ж., с участием административного истца Сушковой Н.Д., представителя административного ответчика Логиновой Л.Б., заинтересованного лица Сапожниковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Сушковой Н. Д. к государственному регистратору У. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Гармаеву С.В. о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Обращаясь в суд, Сушкова Н.Д. просила признать незаконным решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости – <данные изъяты> в квартире, расположенной по адресу <адрес>, обязать ответчика аннулировать государственную регистрацию права на указанный объект недвижимости.

Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве долевой собственности принадлежала <данные изъяты> в квартире, расположенной по адресу <адрес>. Решением АС РБ от ДД.ММ.ГГГГСушкова Н.Д. признана банкротом. Финансовый управляющий Сапожникова Н.Д. путем заключения соглашения об оставлении за собой от ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение принадлежащей истице доли кредитору Балданову А.Д. Соглашение не было нотариально удостоверено. Государственный регистратор Гармаев С.В.ДД.ММ.ГГГГ произвел государственную регистрацию права общей долевой собственности за Балдановым А.Д.Сушкова Н.Д. обратилась в суд с заявлением об исключении принадлежащей ей доли в жилом помещении из конкурсной массы, поскольку жилье является единственным.

В судебном заседании административный истец Сушкова Н.Д. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Дала суду аналогичные пояснения.

Административный ответчик Гармаев С.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Логинова Л.Б. пояснила суду, что требования являются необоснованными. Пояснила, что государственный регистратор действовал в соответствии с действующим законодательством. Соглашение, явившееся основанием для регистрации <данные изъяты> в праве общей долевой собственности Балданова А.Д. было заключено сторонами в результате торгов, что исключает необходимость нотариального удостоверения сделки. Полагает, что фактически доводы административного истца вытекают из несогласия с заключенной сделкой. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Финансовый управляющий Сапожникова Н.С. суду пояснила, что требования заявлены необоснованно. Истцу было отказано в признании действий финансового управляющего незаконными. Просила в иске отказать.

Заинтересованное лицо Балданов А.Д. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще. Неявка последнего не препятствует рассмотрению спора по существу.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из административного искового заявления, Сушкова Н.Д. обжалует решение государственного регистратора, который в отличие от административного истца имеет властные полномочия и реализует их в установленном порядке, обязательном для участников возникших правоотношений, то есть требования заявителя к ответчику возникли из публичных правоотношений.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской, Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

На основании ч. 3 ч. ст. 3 Закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, среди прочего, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В силу ч. 1 ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Гармаевым С.В. произведена государственная регистрация права Балданова А. Д. на <данные изъяты> в праве на жилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>, на основании решения Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ

Суд, проанализировав представленные доказательства, приходит к выводу о том, что решение о регистрации права принято государственным регистратором в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с действующим законодательством. Порядок проведения государственной регистрации прав административным ответчиком нарушен не был. Государственная регистрация произведена на основании представленных документов, а именно вступившего в законную силу судебного акта и соглашения сторон.

Сушкова Н.Д., обжалуя действия по государственной регистрации права, ссылается на обстоятельства, связанные с заключением представленного соглашения сторон, не имеющие отношения к осуществлению государственной регистрации.

Так, административный истец в обоснование доводов о незаконности государственной регистрации права собственности за Балдановым А.Д. ссылается на несоответствие сделки, заключенной между финансовым управляющим и Балдановым А.Д., требованиям о нотариальной форме.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ государственная регистрация права при переходе права собственности на недвижимое имущество при обращении взыскания на заложенное имущество по решению суда проводится на основании заявления залогодержателя, оставляющего предмет ипотеки за собой, и представления следующих документов: копия решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество, надлежащим образом заверенная и скрепленная печатью суда, с отметкой о вступлении этого решения в законную силу и документы, подтверждающие реализацию заложенного имущества на торгах (протокол о результатах публичных торгов, договор купли-продажи, заключенный с лицом, выигравшим торги), или в случае признания торгов несостоявшимися соглашение с залогодержателем о приобретении заложенного имущества либо документы, подтверждающие оставление залогодержателем заложенного имущества за собой (протокол о признании повторных публичных торгов несостоявшимися, заявление залогодержателя об оставлении предмета ипотеки за собой и документ, подтверждающий получение указанного заявления организатором торгов).

При этом следует отметить, что требования о нотариальном удостоверении сделок определены законодателем для целей защиты долевых собственников от злоупотреблений со стороны недобросовестных долевых сособственников, для предотвращения совершения сделок одних собственников без соблюдения преимущественного права других долевых собственников, для целей предотвращения мошеннических сделок, реализации прав в отношении незначительных долей, то есть для целей защиты добросовестных долевых собственников.

Вместе с тем, как установлено в Определении Арбитражного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу, финансовым управляющим неоднократно предлагалось Сушковой С.Д. воспользоваться правом преимущественной покупки доли в праве, однако указанные предложения были проигнорированы.

Таким образом, с учетом вышеприведенной нормы права, соглашение, явившееся основанием для регистрации <данные изъяты> в праве общей долевой собственности Балданова А.Д. заключено в результате торгов, что исключает необходимость нотариального удостоверения сделки.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Гражданским законодательством предусмотрен такой способ защиты права как признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности (статья 12 ГК РФ).

Вместе с тем, статьей 167 ГК РФ четко регламентированы последствия недействительности сделки, так, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Фактически исковое заявление обусловлено наличием спора о праве на долю в праве общей долевой собственности. Как установлено частью 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

Аналогичные положения закреплены статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», устанавливающего порядок осуществления учетно-­регистрационных действий с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН.

Согласно пункту 53 вышеприведенного Постановления Пленума, ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права является лицо, за которым зарегистрировано спорное право. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

По смыслу вышеприведенных норм права, государственная регистрация права лишь подтверждает возникшее право и является вторичной по отношению к его возникновению.

В соответствии со ст. 1 Закона о регистрации, государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Из смысла данной нормы следует, что Закон не предусматривает принятия государственным регистратором прав решения о государственной регистрации права.

Кроме того, Закон не предусматривает такого регистрационного действия как аннулирование записи о праве собственности.

Соответственно возложение на административного ответчика обязанности по совершению действий, не предусмотренных законодательством, незаконно.

Также суд принимает во внимание, что Гармаев С.В. в настоящее время не является государственным регистратором, в связи с чем, у него отсутствуют полномочия предусмотренные статьей 64 Закона о регистрации.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Такая совокупность в данном случае отсутствует.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Сушковой Н. Д. к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Гармаеву С.В. о признании решения незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Г.Г. Рабданова