Дело № 2а- 5316/2020 17 августа 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.
при секретаре Стяжкиной В.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Решением (уведомлением) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 26 августа 2019 года № 47-0-1-100/3036/2019-7122 ФИО1 приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в части сведений об адресе до 26 ноября 2019 года (л.д. 79-81).
05 ноября 2019 года ФИО1 направила в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Ленинградской области заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету (л.д. 76-77). Заявление зарегистрировано в Управлении Росреестра по Ленинградской области 08 ноября 2019 года за № 47/19-326.
02 декабря 2019 года Управление Росреестра по Ленинградской области на электронной адрес ФИО1 направило отказ в принятии к рассмотрению заявления за № 20213 от 08 ноября 2019 года № 47/19-326 в связи с пропуском тридцатидневного срока обжалования уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета (л.д. 74-75).
ФИО1 25 февраля 2020 года обратилась в суд с административным исковым заявлением (л.д. 3) с соблюдением срока, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просит, признать незаконным отказ апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 02 декабря 2019 года № 20213 в принятии к рассмотрению заявления от 08 ноября 2019 года № 47/19-326.
В качестве меры по восстановлению нарушенных прав просит обязать апелляционную комиссию Управления Росреестра по Ленинградской области принять к рассмотрению заявление от 08 ноября 2019 года № 47/19-326.
В обоснование заявленных требований указывает, что ссылка административного ответчика на пропуск срока подачи заявления об обжаловании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 26 августа 2019 года № 47/19-74088, принятого по результатам рассмотрения заявления от 16 августа 2019 года, по мнению административного истца, ошибочна. С учетом положений части 4 статьи 26.1 Закона о кадастровой деятельности, в случае непринятия комиссией данного заявления к рассмотрению административный истец должен был получить уведомление об отказе в принятии заявления не позднее 14 ноября 2019 года, то есть до истечения срока приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету. Во исполнение положений части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» приказом Минэкономразвития России от 30 марта 2016 года № 193 утверждено соответствующее Положение, в котором определены требования к содержанию заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Указаний на то, что в заявлении отсутствуют определенные сведения, отсутствие которых является основанием для отказа апелляционной комиссией в принятии к рассмотрению заявления, отказ в принятии апелляционной комиссией к рассмотрению заявления от 08 ноября 2019 года № 47/19-326 не содержит. Вынесение решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости за истечением срока обжалования решения о приостановлении не позволило административному истцу представить данные документы в ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» филиал в Мурино для устранения причин приостановления.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении, возражениях на отзыв административного ответчика (л.д. 61-63) основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал представленный отзыв на административное исковое заявление (л.д. 65-68).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом согласно требованиям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что 16 августа 2019 года ФИО1 обратилась в ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)» филиал «Мурино», представила заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 16 августа 2019 года № 47-0-1-100/3036/2019-7122 (л.д. 83-85).
26 августа 2019 года Управлением Росреестра по Ленинградской области принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно: не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Из данной нормы права следует, что ограничивая право заявителей на государственный учет и регистрацию объектов недвижимости, государственный регистратор обязан указать, какие именно причины положены в основу приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости.
Приостанавливая осуществление государственного кадастрового учета изменений, административный ответчик указал, что в соответствии с заявлением № 47-0-1-100/3036/2019-7122 от 16 августа 2019 года необходимо осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в части сведений об адресе.
В соответствии со статьей 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в ЕГРН в результате государственного кадастрового учета осуществляется при внесении основных сведений об объекте недвижимости. Согласно пункту 21 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ, адрес объекта недвижимости относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества. Внесение дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия (статья 13 Закона № 218-ФЗ).
Согласно пункта 49 Приказа сведения об адресе земельного участка вносятся в реквизит «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках» в структурированном виде в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании сведений, предоставленных оператором информационной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра. В случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса земельного участка, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения, и аннулирования адресов», адрес земельного участка указывается в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках» на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости.
Заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 47:07:1517002:30 подано с целью изменения сведений об адресе земельного участка. Однако в составе документов заявления документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом, установленный адрес земельного участка отсутствует
Осуществление государственного кадастрового учета изменений приостановлено до 26 ноября 2019 года (л.д. 79-81).
Согласно части 9 статьи 26 Закона N 218-ФЗ решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5,1 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, принятое в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном указанным федеральным законом порядке, с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что частью 1 статьи 26.1 вышеуказанного закона закреплено как право на обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в апелляционную комиссию, так и императивно установленное условие о возможности обжалования указанного решения в судебном порядке после апелляционного обжалования.
Как следует из административного искового заявления и материалов дела, 05 ноября 2019 года административный истец посредством почты России подал в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Ленинградской области заявление об обжаловании решения о приостановлении вх. № 20285 от 08 ноября 2019 года (л.д. 76-77).
Согласно части 2 статьи 26.1 Закона о кадастровой деятельности, пункту 21 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 N 193 (далее - Положение), заявление об обжаловании решения о приостановлении (далее - Заявление) представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении в течение тридцати дней с даты принятия такого решения.
В соответствии с частью 4 статьи 26.1 Закона о кадастровой деятельности Заявление, представленное с нарушением требований части 2 статьи 26.1 Закона о кадастровой деятельности, не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление.
Порядок формирования и работы апелляционной комиссии регламентируется Приказом Министерства Экономического развития Российской Федерации от 30 марта 2016 № 193 «Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы» (Положение).
Согласно пункта 1 Положения, настоящее Положение устанавливает порядок формирования и работы апелляционной комиссии, предусмотренной статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", а также случаи и порядок уведомления заинтересованных лиц о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 статьи 26 Закона о регистрации (далее соответственно - заявление об обжаловании решения о приостановлении, решение о приостановлении).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, заявление об обжаловании решения Управления Росреестра по Ленинградской области о приостановлении кадастрового учета от 26 августа 2019 года № 47/19-74088 направлено административным истцом в адрес Управления Росреестра по Ленинградской области 05 ноября 2019 года.
Вопреки доводам административного истца, заявление от 05 ноября 2019 года не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обжалования решения о приостановлении кадастрового учета от 26 августа 2019 года.
В заявлении от 05 ноября 2019 года административный истец указывает, что считает срок для подачи заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета от 26 августа 2019 года не пропущенным, поскольку уведомление от 26 августа 2019 года по почте не высылалось. 18 октября 2019 года в ГБУ ЛО «МФЦ» филиал «Мурино» данное уведомление было получено административным истцом лично.
Вместе с тем судом учитывается, что в заявлении от 16 августа 2019 года административным истцом выбран способ получения документов по итогам рассмотрения заявления от 16 августа 2019 года «лично, в многофункциональном центре по месту предоставления документов» (л.д. 83).
В материалы дела административным истцом представлен сопроводительный реестр № 156 от 27 августа 2019 года, из которого следует, что специалистом 1 разряда ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» филиал «Мурино» 27 августа 2019 года получены из отдела регистрации земельных участков и объектов капитального строительства Управления Росреестра по Ленинградской области результаты рассмотрения обращений, в том числе обращения за № 47-0-1-100/3036/2019-7122 (л.д. 71).
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не нарушены сроки и способ направления решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета от 26 августа 2019 года.
Пунктом 34 Положения предусмотрено, что в отношении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционная комиссия принимает одно из следующих решений:
об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении;
об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении;
об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
В силу пункта 31 Положения решение должно быть принято апелляционной комиссией в срок не более чем тридцать дней со дня регистрации секретарем апелляционной комиссии заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Согласно пункта 35 Положения апелляционная комиссия отказывает в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении в случае, если заявление об обжаловании решения о приостановлении представлено с нарушением требований, установленных в пунктах 20 - 25, 28, 29 и 30 настоящего Положения, о чем в течение трех рабочих дней информируется заявитель.
В соответствии с пунктом 21 Положения заявление об обжаловании решения о приостановлении представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении в течение тридцати дней с даты принятия такого решения.
При этом, тридцатидневный срок обжалования уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 26 августа 2019 года № 47/19-74088 истек 25 сентября 2019 года.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что установленный частью 2 статьи 26.1 Закона о кадастровой деятельности, пунктом 21 Положения тридцатидневный срок обжалования решения о приостановлении государственного кадастрового учета от 26 августа 2019 года пропущен административным истцом, в связи с чем, апелляционной комиссией правомерно принято в срок, не превышающий тридцать дней со дня регистрации секретарем апелляционной комиссии заявления об обжаловании решения о приостановлении (02 декабря 2019 года), решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Также административным ответчиком соблюден трехдневный срок информирования заявителя.
В возражениях на отзыв, представленных в материалы дела, административный истец, анализируя положения Федерального закона «О кадастровой деятельности» и вышеуказанного Положения, приходит к выводу, ссылаясь на пункт 4 статьи 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, что в случае нарушения правил подачи заявления об обжаловании решения о приостановлении, в его рассмотрении могут отказать. В этом случае предусмотрено официальное информирование об отказе в рассмотрении документов в течение трех рабочих дней с момента регистрации заявления секретарем апелляционной комиссии (л.д. 62).
Между тем, пункт 4 статьи 26.1 указанного Федерального закона не содержит положения о том, что информирование об отказе в рассмотрении документов должно последовать в течение трех рабочих дней с момента регистрации заявления секретарем апелляционной комиссии.
Суд соглашается с доводом административного истца о том, что в нарушение пункта 33 Положения ФИО1 не была уведомлена административным ответчиком о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении и назначенных дате и времени заседания апелляционной комиссии не позднее чем за три рабочих дня до дня заседания апелляционной комиссии по адресу её электронной почты, в связи с чем, административный истец была лишена возможности присутствовать на соответствующем заседании апелляционной комиссии.
Вместе с тем, данное нарушение, с учетом пропуска административным истцом срока для обжалования решения о приостановлении государственного кадастрового учета, не может являться основанием для признания судом отказа апелляционной комиссии от 02 декабря 2019 года № 20213 в принятии к рассмотрению заявления от 08 ноября 2019 года № 47/19-326, незаконным.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом судом учитывается, что законом не предусмотрено обжалование решения о приостановлении в апелляционную комиссию за пределами установленного тридцатидневного срока, а также не установлено запрета на его обжалование в судебном порядке по истечении такого срока, но в пределах срока, установленного КАС РФ.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела административным истцом не обжалуется решение о приостановлении государственного кадастрового учета.
Также судом учитывается, что решением от 26 ноября 2019 года № 47/19-103881 ФИО1 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия уведомления о приостановлении (л.д. 86-87).
Указанное решение от 26 ноября 2019 года административным истцом также не обжалуется.
При этом, довод административного истца о том, что несоблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка, установленного статьей 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности», препятствует административному истцу обжаловать в судебном порядке решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, является ошибочным, поскольку в соответствии с ч. 12 ст. 29 Закона "О государственной регистрации" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом решение о признании решения, действия, бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Указанный административным истцом способ восстановления прав: обязать апелляционную комиссию Управления Росреестра по Ленинградской области принять к рассмотрению заявление от 08 ноября 2019 года № 47/19-326, при наличии решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, не может в данном случае, по мнению суда, повлечь восстановление прав административного истца.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение принято уполномоченным лицом в рамках предоставленной компетенции, порядок принятия решения соблюден, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушает, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения, отказать.
Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 30.10.2020 г.