КОПИЯ
УИД: 59RS0004-01-2021-008927-35
Дело № 2а-717/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 30 марта 2022 г.
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Манько А.В.,
при секретаре Елоховой А.С.,
с участием административного истца Зинькевич Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зинькевич ФИО4 к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании решений незаконными, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Зинькевич Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее – Департамент, ДЗО администрации г. Перми) о признании незаконными решений, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований Зинькевич Е.В. указывает о том, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в Департамент с заявлением о продлении срока до трех лет договора аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 198 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес> под объектом незавершенного строительства, указав в заявлении о том, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий ей на праве собственности объект незавершенного строительства с кадастровым номером № и согласно п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ арендатор имеет право продлить договор аренды земельного участка на три года для завершения его строительства. На основании протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ по лоту № указанный земельный участок с кадастровым номером № по договору №Т от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ей под строительство магазина площадью не более 400 кв.м в аренду на 1 год 6 месяцев. Она разработала проектную документацию на строительство магазина и в установленном порядке получено разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№-RU№. Возведен объект незавершенного строительства площадью 403,3 кв.м со степенью готовности 15 %, подготовлен технический план объекта кадастровым инженером, на основании которого объект поставлен на государственный кадастровый учет и зарегистрировано право собственности. В соответствии с п. 4.1 договора аренды срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 7.7 договора аренды арендатор по истечении срока действия аренды не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды земельного участка. Департаментом ДД.ММ.ГГГГ принято решение №-И-7859 об отказе в продлении договора аренды для завершения строительства. Повторное обращение в отношении спорного земельного участка рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, Департаментом принято решение №-И-5853 об отказе в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Вместе с тем, введение ограничительных и запретительных мер, направленных на борьбу с новой коронавирусной инфекцией, оказало влияние на возможность выполнения строительных работ по возведению здания магазина на территории города Перми в период с 5 сентября 2019 г. по 4 марта 2021 г., не позволило завершить строительство в срок, предусмотренный договором № 049-19Т от 18.09.2019. Введение ограничительных и запретительных мер может быть признано обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). Указанная информация подтверждается правовым заключением от 07.02.2022 № 52 Пермской торгово-промышленной палаты.
На основании изложенного и с учетом уточнений Зинькевич Е.В. просит:
- восстановить срок для предъявления требований о признании незаконным решения №-И-7859 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1198 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес>, в аренду для завершения строительства;
- признать незаконными решения Департамента №-И-7859 от ДД.ММ.ГГГГ и №-И-5853 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью 1198 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>;
-возложить на Департамент земельных отношений администрации <Адрес> обязанность заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером № для завершения строительства.
Зинькевич Е.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает. В письменных пояснениях административный истец указывает о том, что договор аренды земельного участка № № заключен по результатам публичной процедуры в виде организации торгов на право аренды, которые не состоялись по причине отсутствия иных заинтересованных лиц. Договор заключен с Зинькевич Е.В. как с единственным участником, с установлением срока аренды на 1 год 6 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ заявителю выдано разрешение на строительство объекта (магазина) сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ей на праве собственности принадлежит объект с кадастровым номером № степенью готовности 15% площадью 403,3 кв.м. Право собственности на объект зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. В целях завершения строительства объекта она обратилась ДД.ММ.ГГГГ и повторно ДД.ММ.ГГГГ в Департамент с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду на три года. По результатам рассмотрений обращений отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка. При рассмотрении настоящего иска необходимо учесть, что в период срока договора аренды земельного участка строительство на земельном участке было временно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ невозможно в связи с ограничительными мерами по коронавирусу. Действуя добросовестно, имея интерес в своевременном завершении строительства, арендатор заблаговременно обратился к арендодателю с заявлением о продлении договора аренды. Являясь собственником объекта недвижимости, арендатор вправе ставить вопрос перед органами местного самоуправления о заключении нового договора аренды земельного участка однократно для завершения строительства без торгов на основании подп. 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, следовательно, имеет право на заключение (продление) договора аренды земельного участка для завершения строительства объекта (л.д.51-53).
Департамент земельных отношений администрации <Адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направил, в письменном отзыве выразил несогласие с заявленными требованиями, сославшись на то, что истец является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. На земельный участок с кадастровым номером № заключен договор аренды земельного участка, приобретаемого на торгах в форме открытого аукциона для строительства, от ДД.ММ.ГГГГ№Т. На испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий на праве собственности ФИО1 объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, право на который возникло в 2020 году. Учитывая, что земельный участок предоставлен ФИО1 в аренду после ДД.ММ.ГГГГ и право на объект незавершенного строительства возникло также после указанной даты, оснований для предоставления в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в соответствии с законом отсутствует. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с подп.1 п.5 ст. 39.6 ЗК РФ допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта (л.д. 39-40). Кроме того, возражает против восстановления административному истцу срока на обжалование решения Департамента №-И-7859 от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с положениями п. 2.1, 2.2 Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39, основной целью Департамента является эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Перми, и участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством, а также реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов города Перми по вопросам регулирования земельных отношений в пределах компетенции.
Осуществление полномочий собственника земельных участков, находящихся в собственности города Перми, и участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), в соответствии с действующим законодательством является основной задачей Департамента.
В судебном заседании установлено, что 4 сентября 2019 г. Зинькевич Е.В. принимала участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером: № площадью 1198 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес>. Начальная цена 762 600 руб. (лот 3).
Из протоколов о результатах аукциона от 05.09.2019 следует, что заявку по лоту № 3 подал один участник-Зинькевич Е.В., в связи с чем аукцион по лоту № 3 признан несостоявшимся (л.д. 13-16).
На основании протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ по лоту 3 между Департаментом земельных отношений администрацией г. Перми и Зинькевич Е.В. 18.09.2019 заключен договор аренды земельного участка №Т, имеющий кадастровый № площадью 1 198 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес>. (л.д. 17-19).
Земельный участок предоставлен во временное пользование на условиях аренды под магазины общей площадью не более 400 кв.м. Категория земель – земли населенных пунктов. Разрешенное использование – под магазины общей площадью не более 400 кв.м.
В соответствии с п.4.1 срок действия договора составлял с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 198 кв.м Департаментом передан ФИО1 (л.д. 19).
ФИО1ДД.ММ.ГГГГ получен градостроительный план земельного участка № RU№, после чего она обратилась в ООО «Пангея» для разработки проектной документации на строительство магазина, которая изготовлена в 2020 г.
Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми 19 июня 2020 г. ей выдано разрешение на строительство магазина срок до 19 декабря 2021 г.
ФИО1 на земельном участке с кадастровым номером № возведен объект незавершенный строительством степенью готовности 15% площадью 403, 3 кв.м, который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в ЕГРН.
Зинькевич Е.В. 11 декабря 2020 г. обратилась в Департамент земельных отношений администрации <Адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1198 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес> в аренду еще на три года для завершения строительства объекта.
Департаментом земельных отношений администрации <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение №-И-7859 об отказе ФИО1 в предоставлении в аренду указанного земельного участка (л.д.9-10).
Основанием для отказа в предоставлении в аренду земельного участка послужили нарушения:
-п. 2.11.1 административного регламента предоставления департаментом муниципальной услуги «предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
Из содержания оспариваемого решения следует, что административный истец является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, поскольку право собственности ФИО1 на объект незавершенного строительства зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, в данном случае пункт 21 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ не может быть применен. Право на приобретение земельного участка в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов отсутствует. Срок действия договора на момент обращения не истек, основания для предоставления, предусмотренные подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ также не могут быть применены.
Департамент земельных отношений администрации <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ обратился в Кировский районный суд <Адрес> с иском к ФИО1 о продаже объекта незавершённого строительства с торгов, рассмотрение которого приостановлено до рассмотрения данного дела.
ФИО1ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №.
Департаментом ДД.ММ.ГГГГ принято решение №-И-5853 об отказе в предоставлении земельного участка. Основаниями отказа для отказа послужили аналогичные обстоятельства. Кроме того, указано о том, что Департаментом подано исковое заявление в Кировский районный суд <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ о продаже объекта с публичных торгов. Судебное заседание по делу назначено на ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая изложено, основания предоставления, предусмотренные подпунктами 1, 2 пункта 5 ст. 39.6 ЗК РФ также не могут быть применены (л.д.11-12).
Основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без торгов предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ.
Согласно ст. 39. 16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В соответствии с частью 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в установленных случаях (пункт 3 статьи 39.6 ЗК РФ). В закрытом перечне оснований заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов, установленном пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, предусмотрено такое основание, как нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства. Так, согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи. Пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. Таким образом, из указанных положений ЗК РФ следует, что земельный участок без проведения торгов может быть предоставлен в аренду только однократно, только в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства и только собственникам указанных объектов, перечисленным в пункте 5 данной статьи.
Судом установлено, что ФИО1 впервые обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду для завершения строительства объекта недвижимости в декабре 2020 г., то есть до истечения срока действия договора. Ранее однократно земельный участок в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства в аренду ей не предоставлялся. Заявление ФИО1 о продлении срока договора аренды подано до ДД.ММ.ГГГГ; на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек; информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка отсутствовала.
В судебном заседании административный истец пояснила, что она не смогла достроить объект недвижимости в сроки, установленные договором аренды, по причине введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, что повлекло за собой затягивание оформления документов и получения разрешения на строительство. С момента получения разрешения на строительство и до декабря 2020 г. она за свой счет возвела на земельном участке капитальный фундамент будущего магазина, поставила его на кадастровый учет и, понимая, что за три месяца она не успеет его достроить, обратилась с заявлением о продлении срока договора аренды, однако Департамент незаконно отказал ей в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что договор аренды не истек и то она не имеет прав на предоставление ей земельного участка без торгов для завершения строительства, а после истечения срока договора аренды обратились в суд с иском с требованием об изъятии объекта путем продажи с публичных торгов. После чего она повторно обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду для завершения строительства, однако ей повторно отказали, но уже со ссылкой, что истек договор аренды и в суд предъявлен вышеуказанный иск.
Таким образом, судом установлено, что на момент обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду для завершения строительства объекта незавершённого строительства (ДД.ММ.ГГГГ) у Департамента имелись основания для удовлетворения ее требования на основании п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, в связи с чем решение Департамента земельных отношений №-И-7859 от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
Материалами дела подтверждено, что на момент принятия Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> решения от ДД.ММ.ГГГГ№-И-5853 срок договора аренды истек и в суд подан иск об изъятии объекта незавершённого строительства для продажи его с торгов, в связи с чем Департаментом отказано ФИО1 в предоставлении земельного участка, предусмотренные п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ, вместе с тем данные обстоятельства не являются основанием для отказа административному истцу в удовлетворении ее требований.
Согласно пункту 6 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» до ДД.ММ.ГГГГ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что: 1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации; 2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды введение ограничземельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды; 3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. Согласно пункту 7 статьи 19 Закона № 98-ФЗ срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 6 настоящей статьи, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.
Согласно правовому заключению, подготовленному Пермской торгово-промышленной палатой, введение ограничительных и запретительных мер, направленных на борьбу с новой коронавирусной инфекции (Covid-19) оказало влияние на возможность выполнения строительных работ по возведению здания под магазин на территории <Адрес> (земельный участок с кадастровым номером: №) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65-68).
Как следует из вопроса № Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №», утверждённым Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
При рассмотрении судом дела установлено, что нарушение Зинькевич Е.В. срока строительства объекта вызвано действиями органов государственный власти, в том числе незаконным отказом Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> в предоставлении в декабре 2020 г. земельного участка в аренду для завершения строительства объекта незавершённого строительства.
При таких обстоятельствах, решение ДЗО администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-И-5853 нельзя признать законным.
Доводы представителя административного ответчика о том, что ФИО1 в своих заявлениях не ссылалась на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» не могут быть приняты во внимание, поскольку при разрешений заявлений Департамент должен был проверить наличие или отсутствие всех оснований, предусмотренных действующим законодательством, для принятия решения об отказе в их удовлетворении. При разрешении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Департамент свою обязанность не исполнил.
ФИО1 просит восстановить ей пропущенный трехмесячный срок для обращения в суд с требованием об оспаривании решения Департамента земельных отношений администрации <Адрес> об отказе в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№-И-7859, указывая на то, что она ошибочно предполагала, что сможет продлить срок договора аренды земельного участка или заключить новой договор только после истечения срока действия договора аренды №Т, как указано было в решении, однако Департамент ей сообщил о том, что срок договора аренды истек и они выходят в суд с иском об изъятии объект незавершённого строительством.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219, статья 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, пропуск административным истцом не может являться единственным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, в том случае, если судом установлено нарушение законных прав и интересов административного истца и восстановление данных прав иным способом невозможно.
Учитывая, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения законных прав и интересов административного истца, а также с учетом того, что в Кировском районном суде <Адрес> находится на рассмотрении гражданское дело по иску ДЗО администрации <Адрес> о продаже объекта незавершенного строительством с торгов, суд приходит к выводу о том, что заявленное ФИО1 ходатайство о восстановлении срока на подачу обращение в суд с требованием об оспаривании решения Департамента земельных отношений администрации <Адрес> об отказе в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№-И-7859 подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес> об отказе в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№-И-7859, решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес> об отказе в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№-И-5853.
Согласно ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, согласно вышеуказанной норме процессуального закона при удовлетворении административного иска о признании незаконным решения государственного или муниципального органа, способ восстановления нарушенных прав административного истца определяется судом, принявшим соответствующий судебный акт.
Принятие решения о предоставление земельного участка в аренду для завершения строительства относится к компетенции Департамента, исходя из недопустимости вмешательства суда в компетенцию органа муниципальной власти по вопросу принятия данных решений, суд считает необходимым на основании ч. 9 ст. 229 КАС РФ определить иной способ восстановления прав административного истца, возложив на Департамент земельных отношений администрации <Адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№п-9284 о предоставлении земельного участка для завершения строительства.
.Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Зинькевич ФИО5 к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес> о признании решений незаконными, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконными решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес> об отказе в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№-И-7859, решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес> об отказе в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг. №-И-5853.
Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации <Адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№п-9284 о предоставлении земельного участка для завершения строительства.
Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись. Манько А.В.
Копия верна.
Судья: Манько А.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Манько А.В.