УИД 26RS0030-01-2020-000218-82
Дело № 2а-531/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2020 года станица Ессентукская
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Демина А.Н., помощника судьи Фальковой А.П., при секретаре судебного заседания Кюльбакове Г.В., с участием:
административного истца – ФИО2,
представителя административного ответчика Администрации муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края – ФИО3, действующей на основании доверенности № 5 от 09.01.2020 года,
представителя заинтересованного лица Управления Аохитектуры Предгорного муниципального района Ставропольского края – ФИО4, действующего на основании доверенности № 2 от 05.02.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда по адресу, <...>, тел. <***>, Е-mail: predgorny.stv@sudrf.ru, с ведением аудиопротоколирования, административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края о возложении обязанности выдачи постановления об изменении назначения (статуса) жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением ФИО1 к администрации муниципального образования Вынсадского сельсовета <адрес> об оспаривании отказа в смене назначения (статуса) индивидуального двухквартирного жилого дома на жилой дом блокированной застройки
В обоснование заявления указал, что ему на праве собственности принадлежит двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Он обратился в ООО «Кадастр КМВ», с целью проведения обследования объекта недвижимости. Из заключения, следует, что дом по техническим и конструктивным характеристикам состоит их 2-х изолированных и автономных блоков. Жилое здание изначально было построено с признаками жилого дома блокированной застройки, то есть в отношении здания строительных работ или перепланировки не требуется и физического воздействия и реконструкции не производилось. По объемному планировочному решению, конструктивным элементам, набору помещений жилой дом соответствует СП 55.13330.2011 и «СНиП» 31-02-2001, дома жилые одноквартирные.
Как указано в заключении единственным ограничение признания домом блокированной застройки является то, что он находится на едином земельном участке. После чего он перевел статус земли с индивидуального жилищного строительства на статус земли блокированной застройки. После им было подано заявление в Администрацию Винсадского сельсовета <адрес> о публичных слушаниях по разделу земли и присвоении номеров - <адрес>, чтобы каждый блок находился на отдельном земельном участке. Администрация разрешила раздел участка и присвоила адреса, после чего он подал в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документы по разделу участка блокированной застройки и получил свидетельства на право собственности на каждый отдельный участок.
Как указанно в заключении единственное ограничение в признании двухквартирного дома - домом блокированной застройки было устранено. После чего он обратился в ООО «Бюро Кадастр Предгорья», чтобы они осмотрели жилой дом расположенный на участках: <адрес>, и выдали технический план на каждый отдельный жилой блок. Полученные технические планы, так же указывают, что это дом блокированной застройки и состоит из двух автономных жилых блоков.
После обращения в Администрацию о присвоении адресов согласно техническому плану раздела здания на два жилых дома, каждому вновь образуемому жилому зданию был присвоен адрес: <адрес>. После чего он обратился в Администрацию <адрес> с заявлением об изменении назначения (статуса) двухквартирного жилого дома на жилой дом блокированной застройки, и были предоставлены документы: заявление, копия паспорта, копия заключения, технические планы, ситуационный план, свидетельство права собственности на дом, но мне сказали, что они не выдавали и не выдают такие акты или постановления. В ходе личного разговора с главой муниципального поселения, ему стало известно, что нужно предоставить технический паспорт, однако после предоставления технического паспорта, в перемене статуса жилого дома ему было отказано, с формулировкой «если тебе поменяем статус, то все начнут менять назначения здания», после чего ему был выдан отказ об изменении статуса двухквартирного жилого дома на жилой дом блокированной застройки.
В связи с чем, административный истец просит: Обязать ответчика осуществить смену назначения (статуса) индивидуального двухквартирного жилого дома на жилой дом блокированной застройки.
Впоследствии административный истец ФИО1, уточнил заявленные административные требования, в которых просил суд: Признать отказ Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать ответчика осуществить смену назначения индивидуального двухквартирного жилого дома на жилой дом блокированной застройки.
В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении административных исковых требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Винсадского сельсовета <адрес>ФИО5 в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Управления Аохитектуры Предгорного муниципального района <адрес> – ФИО6 в судебном заседании пояснил, что изменение статуса жилого дома на дом блокированной жилой застройки возможен на основании заключения компетентных органов. При этом заявителю необходимо обратится в Росреестр. Изменения статуса жилого дома на дом блокированной жилой застройки администрацией муниципального образования Винсадского сельсовета <адрес> не возможен, так как данный вид муниципальной услугу не предусмотрен законодательством.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно положениям ч.2 ст.227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий, бездействия органов, наделенных властными полномочиями и их должностных лиц, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия требованиям закона и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Судом установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> 57 «а», состоит из двух квартир, имеет элементы общего имущества (фундамент, перекрытия, крышу, чердачное помещение).
ФИО1 является собственником двухквартирного жилого дома, площадью 297,6 кв.м, количеством этажей 2, 2017 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с положениями ст. 51 ГрК РФ на строительство многоквартирного жилого дома должно быть выдано разрешение на строительства, что и было сделано.
Указанный жилой двухквартирный дом построен в соответствии с полученным разрешением № Ru26521303-45 от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, а именно разрешением разрешено строительство двухквартирного двухэтажного жилого дома, площадью 280,1 кв.м, на земельном участке площадью 605 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что ФИО1 принадлежал на праве собственности земельный участок, площадью 605 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли – продажи № от ДД.ММ.ГГГГ
Истец в обоснование своих доводов указывает, что единственным ограничением признания дома блокированной застройки является то, что он находится на едином земельном участке, который он в последствии устранил, однако администрацией в перемене назначения дома было отказано.
Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилому дому, площадью 144 кв.м, расположенному на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 302 кв.м, по адресу: <адрес> присвоен адрес: <адрес>.
Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилому дому, площадью 144 кв.м, расположенному на земельном участке с кадастровым <данные изъяты>, площадью 303 кв.м, по адресу: <адрес> присвоен адрес: <адрес>.
Как установлено в судебном заседании указанные постановления были вынесены на основании представленных административным истцом проекта раздела жилого дома на два. Однако, в настоящее время какой то регистрации домов блокированной жилой застройки по адресу не произведено. По словам истца регистрация Росреестром была приостановлена.
Согласно выписке из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 303 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, вид разрешенного использования – блокированная жила застройка, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 302 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, вид разрешенного использования – блокированная жила застройка, расположенный по адресу: <адрес>.
Судом установлено и подтверждается техническим паспортом домовладения расположенного по адресу: <адрес>, что площадь <адрес>,6 кв.м, жилая площадь 129,8 кв.м, количество наземных этажей 2, дом имеет общий фундамент, перекрытия, стены, чердачное помещение.
В период постройки жилого дома, а именно 2012-2017 г.г. земельный участок, принадлежащий на праве собственности ФИО1 имел вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Следовательно, по завершении строительства многоквартирного дома должно быть выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которым подтверждается, что уполномоченный орган проверил объект на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям, установленным в разрешении на строительство, на соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, и объект в полной мере соответствует требованиям безопасности.
На основании заключения временной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ при визуальном осмотре принадлежащего истцу имущества были выявлены признаки самовольной постройки в виде не соблюдения разрешенного использования земельного участка и объекта на нем расположенного.
Истцом представлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором специалисты ООО «Кадастр КМВ» пришли к выводу о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является двухквартирным блокированным жилым домом, который в период постройки был построен на едином земельном участке. Фактически здание по техническим и конструктивным характеристикам представляет собой единую строительную конструкцию.
Из сообщения администрации муниципального образования Винсадского сельсовета <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что объект капитального строительства – двухквартирный индивидуальный жилой дом возводился на основании разрешения на строительство № Ru26521303-45 от ДД.ММ.ГГГГ, на исходном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земли населенных пунктов, на момент получения разрешительной документации разрешенное использование земельного участка – для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства и не был соответствующим образом введен в эксплуатацию, как «жилой дом блокированной застройки». Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
Поскольку здание представляет собой единую строительную систему и отсутствие документов (проект, разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, экспертное заключение), ФИО1 было отказано в смене статуса объекта капитального строительства.
Заключение от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Кадастр КМВ» о том, что спорный жилой дом фактически является домом блокированной застройки и о соответствии дома установленным требованиям, не может подменять собой документы, предусмотренные ГрК РФ, а так же быть принятым административным ответчиком так как оно не соответствует письму Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-<адрес> части отсутствия у ООО «Кадастр КМВ» сведений о включении ее в список членов саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, а так же свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-<адрес> отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 ГрК РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию).
В данном случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено не было.
Оценивая представленное заключение кадастрового инженера ООО «Кадастр КМВ» суд приходит к следующему.
Согласно частям 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально -определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом Российской Федерации не определено. При этом, признаки многоквартирного дома содержатся в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от ДД.ММ.ГГГГ Постановление в целом регулирует вопросы признания многоквартирного дома аварийным, одновременно устанавливая признаки многоквартирного дома как такового, а именно что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещение общего пользования в таком доме. Кроме того многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Из системного толкования приведенных определений многоквартирного дома и дома блокированной застройки не следует, что наличие отдельного входа и общей стены (общих стен) являются единственными критериями для отнесения жилого помещения к квартире в многоквартирном доме или части дома (блоку), поскольку наличие самостоятельных выходов из квартир на прилегающий земельный участок также характерно для многоквартирного дома, в то время как основными критериями являются отсутствие самостоятельных жилых помещений, предназначенных для проживания разных семей, которые именуются квартирами, а также наличие элементов общего имущества.
Как следует из технического описания, спорный жилой дом имеет следующие конструктивные элементы: бетонный монолитный фундамент, стены – мелкий бетонный блок, перекрытие – межэтажное – монолитное железобетонное, перекрытие чердачное – деревянное утепленное, кровля – металлический профилированный лист.
Из представленных в материалы дела фотоматериалов, технической документации названный дом является единым целым, имеется общий соединенный фундамент, общая объединенная крыша, общие четыре стены.
Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Суд, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу, что спорный дом имеет элементы общего имущества, возведен на одном земельном участке, имеет общие ограждающие несущие или ненесущие конструкции (внутренние стены, фундамент, общую крышу), в котором расположены две изолированные квартиры без внутренних проемов, с отдельными выходами на улицу, обеспечивающие возможность прямого доступа к помещениям общего пользования (земельному участку, в последствии разделенному), соответственно, жилой дом по адресу: <адрес> отвечает всем признакам многоквартирного дома согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47.
Определение жилого дома блокированной застройки, содержащееся в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дано в целях урегулирования отношений, связанных с экспертизой проектной документации и результатов инженерных изыскании, государственной экологической экспертизой проектной документации объектов, что прямо следует из наименования данной статьи. Использование понятия жилого дома блокированной застройки по отношению к другим правоотношениям необоснованно. Вместе с тем оно не противоречит определению многоквартирного дома, данного в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, и при определенных условиях (наличия общего имущество в смысле статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации) объект, имеющий признаки жилого дома блокированной застройки, может являться многоквартирным домом.
Кроме того, такая характеристика здания как "жилой дом блокированной застройки" не имеет правового значения и для государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, поскольку назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется через характеристики "нежилое здание", "жилой дом", "многоквартирный дом" (п. 9 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), внесение сведений о характере застройки здания законодательством не предусмотрено, следовательно, не влечет для истца каких либо правовых последствий.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Кроме того, суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица о том, что изменения статуса жилого дома на дом блокированной жилой застройки администрацией муниципального образования Винсадского сельсовета <адрес> не возможен, так как данный вид муниципальной услугу не предусмотрен законодательством, а принимать муниципальные нормативные акты выходящие за предела компетенции органов местного самоуправления они не вправе.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что каких-либо оснований для признания незаконным оспариваемого решения административного ответчика, изложенного в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, поскольку оно приято в соответствии с законом в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, обстоятельств для возложения на Администрацию Винсадского муниципального образования обязанности осуществить смену назначения индивидуального двухквартирного жилого дома на жилой дом блокированной застройки судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 218-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации муниципального образования Винсадского сельсовета <адрес> о возложении обязанности выдачи постановления об изменении назначения (статуса) жилого дома, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Предгорный районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья