ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-531/2022 от 06.04.2022 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-531/2022

УИД 12RS0008-01-2022-000749-37РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Медведево 6 апреля 2022 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Поповой С.С.,

при секретаре судебного заседания Викторовой А.Е.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к Пленкиной М.Ф. о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл обратилось в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Пленкиной М.Ф. задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 20 руб., пеня в размере 2,88 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 1404 руб., пеня в размере 66,69 руб., всего на общую сумму 1493,57 руб.

Требования мотивированы тем, что Пленкина М.Ф. имеет в собственности следующие объекты: квартиру, расположенную по адресу: ..., кадастровый № ..., квартиру, расположенную по адресу: ..., кадастровый № ..., земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый № .... Налоговый орган исчислил в отношении налогоплательщика сумму налога и направил в его адрес уведомление о необходимости уплаты налога. Требование не исполнено. За ответчиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм налога, пени на общую сумму 1493,57 руб.

Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи иска в суд.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) назначено предварительное судебное заседание в целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.

В предварительное судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа.

Административный ответчик Пленкина М.Ф. в предварительное судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещалась по известному суду месту жительства, судебная корреспонденция возвращена в суд за истечением срока хранения.

В соответствии с ч. 2 ст. 138 КАС РФ, с учетом положений п. 1 ст. 165.1 ГК РФ суд полагает возможным провести предварительное судебное заседание без участия неявившихся лиц.

Изучив доводы административного искового заявления, материалы дела, материал об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Пленкина М.Ф. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., кадастровый № ..., дата регистрации права <...> года, квартиры, расположенной по адресу: ......, кадастровый № ..., дата регистрации права <...> года, земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый № ..., дата утраты права <...> года.

В связи с чем Пленкина М.Ф.является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога.

Вместе с тем, административным ответчиком налог на имущество физических лиц, земельный налог, в установленный законом срок не уплачены.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней. В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Исходя из правового толкования п.1 ст.75 НК РФ, пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам и служат компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик сумму налога не уплатил, истцом на сумму недоимки исчислена сумма пени.

<...> года ответчику направлено налоговое уведомление № ... об уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога, на общую сумму 322 руб. Срок добровольной оплаты установлен до <...> года.

<...> года в адрес ответчика направлено требование № ... об уплате земельного налога,пени на сумму задолженности 21,02 руб. Срок добровольной оплаты по требованию установлен до <...> года.

<...> года ответчику направлено налоговое уведомление № ... об уплате налога на имущество физических лиц на сумму 334 руб. Срок добровольной оплаты установлен до <...> года.

<...> года в адрес ответчика направлено требование № ... об уплате налога на имущество физических лиц, пени на сумму задолженности 323,35 руб. Срок добровольной оплаты по требованию установлен до <...> года.

В адрес ответчика <...> года направлено требование № ... об уплате земельного налога, пени на сумму задолженности 22,88 руб. Срок добровольной оплаты по требованию установлен до <...> года.

<...> года Пленкиной М.Ф. направлялось требование № ... об уплате налога на имущество физических лиц, пени на сумму задолженности 698,84 руб. Срок добровольной оплаты по требованию установлен до <...> года.

<...> года ответчику направлено налоговое уведомление № ... об уплате налога на имущество физических лиц на сумму 366 руб. Срок добровольной оплаты установлен до <...> года.

<...> года ответчику направлено налоговое уведомление № ... об уплате налога на имущество физических лиц на сумму 402 руб.

<...> года в адрес ответчика направлено требование № ... об уплате налога на имущество физических лиц, пени на сумму задолженности 1127,56 руб. Срок добровольной оплаты по требованию установлен до <...> года.

<...> года Пленкиной М.Ф. направлялось требование № ... об уплате налога на имущество физических лиц, пени на сумму задолженности 1424 руб. Срок добровольной оплаты по требованию установлен до <...> года.

Судом установлено, что административный ответчик Пленкина М.Ф.свою обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени в добровольном порядке в установленный срок не исполнила.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичная норма содержится в ст. 48 НК РФ, в соответствии с которой заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу приведенной нормы закона суд обязан проверить соблюдение установленного срока для обращения в суд и выяснить причины его пропуска.

Из материалов дела следует, что ответчику направлялось самое ранее требование № ... от <...> года, срок добровольной оплаты по требованию установлен до <...> года.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка № ... Медведевского судебного района Республики Марий эл – мировым судьей судебного участка № ... Медведевского судебного района Республики Марий Эл отказано в принятии заявлении Управления Федеральной налоговой службы по ... Эл о вынесении судебного приказа о взыскании с Пленкиной М.Ф. задолженности по налогам, пени.

С заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился к мировому судье <...> года. Настоящее административное исковое заявление подано в суд <...> года.То есть административный истец обратился за судебной защитой с пропуском установленного законом шестимесячного срока.

Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, административный истец указывает, что установленный срок был пропущен по причине большого объема документооборота и недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

Указанные обстоятельства не могут быть приняты судом в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд, поскольку административный истец, являясь юридическим лицом, профессиональным участником налоговых правоотношений и, обладая достаточным административным ресурсом и штатом работников, объективных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, не представил. Каких-либо иных уважительных причин, исключающих возможность обращения в суд в установленный законом срок, не представлено. Обстоятельств, позволяющих восстановить пропущенный процессуальный срок, судом не установлено. Таким образом, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока не имеется.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

При таких обстоятельствах требования административного искового заявления удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 138, 175 – 180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по ... Эл к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.С. Попова

Мотивированное решение составлено 8 апреля 2022 года.

Решение15.04.2022