ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-531/2023 от 17.08.2023 Староминской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-531/2023 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Староминская Краснодарского края 17 августа 2023 г.

Староминский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Сахаровой Я.А.,

при секретаре Романовой М.А.,

рассмотрев административное дело по административному иску Коротковой Светланы Ивановны к судебному приставу-исполнителю Селюта Галине Валентиновне ОСП по Щербиновскому и Староминскому районам УФССП по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратилась в суд с иском о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя.

На основании дубликата исполнительного листа, выданного по вступившему в законную силу постановлению о взыскании алиментов с Короткова А.М. в пользу административного истца на содержание несовершеннолетнего ФИО6 1991 г/р., вынесенному 29.01.1993 г. по гражданскому делу № 2-56, было возбуждено 28.09.2022 г. исполнительное производство . В рамках указанного производства судебным приставом-исполнителем ОСП по Щербиновскому и Староминскому районам ГУ ФССП России по Краснодарскому краю Селюта Г.В., 27.03.2023 г. было вынесено утверждённое старшим судебным приставом постановление о расчёте задолженности по алиментам в отношении должника Короткова А.М. Указанным постановлением судебным приставом-исполнителем, была определена алиментная задолженность за период с 22.01.2006 г. по 22.01.2009 г., то есть, за последние три года до момента достижения ФИО6 совершеннолетия. При том, что Коротковой С.И., как взыскателем, в соответствующем заявлении, содержалась просьба об осуществлении расчета за период с января 1994 г. по 04.02.2002 года, что, по мнению административного истца, не соответствует нормам действующего законодательства и правовой сути сложившейся ситуации. В связи с этим просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок подачи настоящего административного искового заявления ввиду уважительности в силу закона причины его пропуска. Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Селюта Г.В. о расчёте задолженности по алиментам от 27.03.2023 г., в части периода расчёта указанной задолженности. Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения Закона путем осуществления действий по вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам, с учётом периода неуплаты алиментов Коротковым А.М. с января 1994 г. по 04.02.2002 г.

Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени его рассмотрения уведомлен надлежащим образом, в суд направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Административный ответчик Селюта Г.В. и представитель отдела судебных приставов по Щербиновскому и Староминскому районам УФССП по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени его рассмотрения уведомлены надлежащим образом. Ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие их представителей не поступали, возражений на административный иск не представили.

Согласно ч.ч. 1-2 ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса

Исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена каких-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственным и или иными публичными полномочиями, и вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 122 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя, его действия бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

На основании ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава -исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие): по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности (ч. 1 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229- ФЗ «Об исполнительном производстве").

Согласно п.п. 2-4 ст.113 СК РФ, в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного п.2 ст.107 настоящего Кодекса трехлетнего срока. Размер задолженности определяется судебным исполнителем, исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Согласно ст.102 Федерального Закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (пункты 2 и 3), содержат практически аналогичные по смыслу положения: «размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течении которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности».

В судебном заседании установлено, что алименты были назначены судебной инстанцией с 22.01.1993 г., при вынесении 25.01.2002 г. вступившего впоследствии в законную силу решения по гражданскому делу № 2-99, которым должник Коротков А.М. был признан безвестно отсутствующим, алименты последним выплачивались вплоть до конца 1993 г. (до 1994 г.). По данному основанию с 05.02.2002 года по 14.10.2009 г. Короткова С.И. получала на содержание своей дочери Илоны, материальную помощь со стороны государства - пособие по утрате кормильца.

Решением Староминского районного суда о 24.12.2020 г. было отменено решение суда о признании Короткова А.М. безвестно отсутствующим, что обусловило возбуждение в отношении, последнего производства.

Таким образом, расчет и взыскание задолженности с Короткова А.М. алиментных платежей правомерен и возможен только в период с января 1994 г. по 04.02.2002 года. Расчёт же в период, обозначенный в обжалуемом постановлении, не соответствует закону, ввиду получения в течение данного периода времени денежных средств со стороны РФ на содержание несовершеннолетнего ребёнка, и повлечёт за собой причинение материального ущерба административному истцу как взыскателю посредством возврата ранее полученных сумм пособий, что недопустимо.

Оспариваемое постановление судебного пристава административным истцом было получено 08.04.2023 г.

Административным истцом в порядке реализации права, предусмотренного действующим законодательством РФ, в том числе ч.2 ст.218 КАС РФ, 18.04.2023 г., посредством почтовой связи, была подана жалоба на действия административного ответчика вышестоящему должностному лицу - Главному судебному приставу Краснодарского края, которая была полу нема адресатом 21.04.2023 г. Согласно полученной впоследствии информации её жалоба 05.05.2023 г. была направлена для проверки в государственный орган, действие должностного лица которого она оспаривала, по состоянию на 15.06.2023 г. ответа на её жалобу, в нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан, в её адрес так и не поступило.

Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течении десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их нрав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.ч. 6,7 ст.219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы высшим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по указанной выше или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Суд, с учетом совокупности изложенного считает, что процессуальный срок для подачи административного искового заявления необходимо восстановить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-228 КАС

РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить Коротковой Светланы Ивановны срок для подачи административного искового заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя.

Административные исковые требования Коротковой Светланы Ивановны к судебному приставу-исполнителю Селюта Галине Валентиновне ОСП по Щербиновскому и Староминскому районам УФССП по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя – удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Селюта Г.В. о расчёте задолженности по алиментам от 27.03.2023 г., в части периода расчёта указанной задолженности.

Обязать судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Щербиновскому и Староминскому районам Управления Федеральной Службы Судебных приставов России по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения Закона путем осуществления действий по вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам, с учётом периода неуплаты алиментов Коротковым Андреем Михайловича с января 1994 г. по 04.02.2002 г.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Староминский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Я.А. Сахарова