РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 сентября 2022 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Подольской А.А., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5320/2022 по административному иску ФИО1 к Следственному отделу по г.Ангарску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконным ответа по жалобе, о признании незаконным бездействия по объективному и всестороннему рассмотрению жалобы, устранении нарушения путем повторного рассмотрения жалобы, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Следственному отделу по г.Ангарску, в его обоснование указав, что направил в адрес ответчика заявление о преступлении от **№ для проведения проверки в порядке ст.144-145 УПК РФ. Ответчик проигнорировал требования УПК РФ и рассмотрел заявление в порядке Федерального закона №59-ФЗ, в связи с чем им была подана жалоба от **№. Указанная жалоба в нарушение требований УПК РФ рассмотрена ответчиком в порядке Федерального закона №59-ФЗ, что подтверждается ответом от **. При рассмотрении жалобы № ответчик не обеспечил объективного и всестороннего рассмотрения обращения, не дал ответов по существу поставленных в обращении вопросов и не обеспечил участие истца. Административный истец просит признать незаконным ответ Следственного отдела по г.Ангарску от ** на жалобу от **, признать незаконными действия по не предоставлению ответов по существу вопросов. поставленных в заявлении о преступлении от **№, необеспечению объективного и всестороннего рассмотрения заявления с участием заявителя, возложить обязанность устранить нарушение прав путем рассмотрения заявления № от ** с участием заявителя, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000000 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, Следственный комитет Российской Федерации.
Определением суда от ** административное исковое заявление ФИО1 к Следственному отделу по г.Ангарску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконным бездействия по предоставлению ответов по существу вопросов, поставленных в заявлении о преступлении № от **, возложении обязанности устранить нарушение прав путем рассмотрения заявления № от ** с участием заявителя оставлено без рассмотрения.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного искового заявления поддержал на основании доводов, изложенных в иске. Дополнительно пояснил, что его заявление о преступлении подлежало рассмотрению в порядке УПК РФ, оснований для рассмотрения в порядке Федерального закона №59-ФЗ не было, доказательства того, что отсутствовали основания для возбуждения уголовного дела ответчиком не представлены. При этом требования Федерального закона №59-ФЗ ответчиком также нарушены, поскольку жалоба не рассмотрена по существу, не даны ответы на поставленные вопросы, просил признать незаконным бездействие ответчика по объективному и всестороннему рассмотрению жалобы, возложить на ответчика обязанность устранить нарушение его прав путем повторного рассмотрения жалобы.
Представитель административного ответчика Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил письменные возражения по делу.
Иные стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Рассмотрев материалы административного дела, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Следственный комитет Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд.
Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 утверждено Положение о Следственном комитете Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 которого Следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и организаций, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 30.09.2011 №137 утвержден регламент Следственного комитета Российской Федерации, согласно которому Следственный комитет осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, непосредственно и (или) через входящие в его систему, в том числе главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные, в том числе военные, следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные, в том числе военные, следственные подразделения Следственного комитета.
Приказом Следственного Комитета России от 11.10.2012 № 72 утверждена Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, устанавливающая порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, в соответствии с п.20 которой заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК. Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК или Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии со ст.8 указанного Федерального закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч.2). Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 настоящего Федерального закона (ч.3).
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"). В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам (ч.4 ст.8 Федерального закона №59-ФЗ). Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился на имя руководителя Следственного отдела п г.Ангарску с заявлением о преступлении от **, которому присвоил исходящий номер №. В заявлении ФИО1 высказывал несогласие с действиями представителя административного ответчика ФИО4 по административному делу №, просил возбудить в отношении него уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.128.1, 306 и ст.307 УК РФ. Указанное заявление поступило в Следственный отдел по г.Ангарску **. Письмом от ** за подписью И.о. заместителя руководителя Следственного отдела по г.Ангарску ФИО2 заявителю сообщено, что следственные органы Следственного комитета России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью исправительных учреждений и иных правоохранительных органов, не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решения государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, не связанных с подготовкой или совершением преступлений. Кроме того, заявителю разъяснено право обжаловать решение суда по административному делу в установленном законом порядке. ** в Следственный отдел по г.Ангарску поступила жалоба ФИО1 от ** на имя руководителя Следственного отдела по г.Ангарску, в которой он просил признать ответ от ** незаконным, зарегистрировать заявление о преступлении от ** в КРСП и произвести проверку в порядке ст.ст.146 УПК РФ. Письмом с исх.№ от ** за подписью руководителя Следственного отдела по г.Ангарску ФИО3 заявителю ФИО1 сообщено, что доводы его обращения от ** изучены, обращение рассмотрено надлежащим образом. В соответствии со статьей 9, пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от ** № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон о порядке рассмотрения обращений граждан) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. В силу части 2 статьи 1 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Согласно части 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Согласно части 1 статьи 1 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации. Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1 УПК РФ). В соответствии со ст.14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. В силу ч.2 ст.140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Исходя из системного толкования положений пункта 1 статьи 9, статьи 10, статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", части 1 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации, статей 124, 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не всякое обращение, названное заявителем "сообщение о преступлении", подлежит регистрации в качестве сообщения о преступлении и проверке в порядке, установленном статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а лишь такое, которое содержит фактические данные о готовящемся или совершенном деянии (действии или бездействии), содержащем признаки конкретного состава преступления. Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **№ "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. Таким образом, Следственный отдел по г.Ангарску самостоятельно определяет порядок разрешения обращений и суд не вправе обязать его принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным. Давая оценку доводам административного истца, суд исходит из того, что обращение административного истца от ** рассмотрено в установленные Федеральным законом №59-ФЗ сроки должностными лицами Следственного отдела по г.Ангарску и на него был дан мотивированный ответ об отсутствии оснований к регистрации заявления о преступлении, с учетом существа заявления дано разъяснение о порядке обжалования решения суда. В ответе на жалобу разъяснено право на обжалование действий, решений должностных лиц при реализации ими имеющихся у них полномочий в установленном законом порядке. Жалоба ФИО1 от ** рассмотрена в соответствии с действующим законодательством в установленный срок руководителем Следственного отдела по г.Ангарску в пределах предоставленных ему полномочий. Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными. Поскольку условия, необходимые для удовлетворения административного иска при рассмотрении дела не установлены, правовые основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований отсутствуют. В соответствии со ст.16 Федеральным законом от ** № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. Поскольку при рассмотрении дела судом не установлена незаконность действий ответчика при рассмотрении жалобы ФИО1 на ответ Следственного отдела по г.Ангарску от **, оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не имеется. Согласно части 2 статьи 114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета. При подаче административного иска в суд ФИО1 определением суда была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения решения по существу. Учитывая, что в удовлетворении требований административного иска ФИО1 отказано в полном объеме, с административного истца подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 300,00 рублей в соответствии со ст. 333.19 НК РФ. Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 к Следственному отделу по г.Ангарску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконным ответа Следственного отдела по г.Ангарску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области от ** на жалобу № от **, признании незаконным бездействия по объективному и всестороннему рассмотрению жалобы, устранению нарушений прав и законных интересов истца путем повторного рассмотрения жалобы № от **, взыскании компенсации морального вреда за нарушение порядка рассмотрения обращения в размере 10 000 000,00 руб.
Взыскать с административного истца ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.В.Черных
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2022 года.