ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5320/2023 от 20.04.2023 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело 2А-5320/2023

УИД: 50RS0031-01-2023-004500-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«20» апреля 2023 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кетовой Л.С.

при секретаре Игнатовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Служба Кладбищ» Одинцовского г.о. АДРЕС об отмене решения о предоставлении места для родственного захоронения,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику, просил: отменить решение МКУ «Служба кладбищ» АДРЕС «о предоставлении места для родственного захоронения», обязать МКУ «Служба кладбищ» АДРЕС выдать решение «о предоставлении места для почетного захоронения».

В обоснование административных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ. умер ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ который являлся Ликвидатором последствий Чернобыльской АЭС, заместителем начальника Роты химической разведки ....., капитаном запаса имеет ряд правительственных и международных наград и благодарностей. Он первым вышел на площадку L, 3-го энергоблока Чернобыльской АЭС, где произвел радиационную разведку; первым зашел и провел замеры радиоактивного фона машинного зала 4-го энергоблока; разработал схему безостановочного движения транспортных средств в зоне отчуждения. ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратился в МФЦ «Мои документы» для выдачи решения «о предоставлении места захоронения», были представлены документы, свидетельствующие о его заслугах, однако, работником МФЦ, данные документы были проигнорированы, запрос на предоставление решения направлен в МКУ «Службу кладбищ», которое в тот же день вынесло решение «о предоставлении места для родственного захоронения». Учитывая сложившиеся обстоятельства истец не сразу заметил, что решение о предоставлении захоронения имеет границы 4 кв.м (размер 2*2м) и лишь при процедуре захоронения и фиксации предоставления участка данные факты выявились. Связавшись с ответчиком, выяснилось, что данные о заслугах отца истца не поступили к ним, что и послужило основанием для предоставления родственного, а не почетного захоронения. Из устного разговора ответчик не возражает о предоставлении решения о почетном захоронении, однако, не может отменить вынесенное решение, что и послужило основанием для обращения в суд.

Административный истец в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал.

Представители административного ответчика в судебное заседание явились, против удовлетворения административных исковых требований возражали, пояснили, что никаких нарушений не совершали, действовали в соответствии с законодательством.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основы организации похоронного дела в Московской области, полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, если иное не установлено законом Московской области о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области определяется Законом Московской области от 17.07.2007 № 115/2007-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области».

В соответствии со ст. 2 Закона № 115/2007-03, услуги по погребению умершего оказываются супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 115/2007-03 уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела ведет учет в электронном виде всех захоронений, произведенных на территории кладбищ, находящихся в ведении органа местного самоуправления, посредством ведения реестра мест захоронений на кладбищах, находящихся в ведении органов местного самоуправления, с использованием РГИС, а также проводит инвентаризацию мест захоронений не реже одного раза в три года с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

МКУ «Служба кладбищ» является уполномоченным учреждением в сфере погребения и похоронного дела на территории Одинцовского городского округа Московской области и осуществляет исполнение полномочий по решению вопросов местного значения в сфере погребения и похоронного дела на территории Одинцовского городского округа Московской области.

МКУ «Служба кладбищ» оказывает населению муниципальную услугу «по предоставлению мест для захоронения (подзахоронения), оформлению удостоверений о захоронениях, перерегистрации захоронений на других лиц, выдаче решений на установку (замену) надмогильных сооружений (надгробий), ограждений мест захоронений, извлечение останков (праха) умерших для последующего перезахоронения».

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона места захоронения подразделяются на следующие виды: одиночные, родственные, семейные (родовые), почетные, воинские, а также захоронения в стенах скорби.

Одиночные захоронения – места захоронения, предоставляемые на территории общественных кладбищ для погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.

Родственные захоронения - места захоронения, предоставляемые на безвозмездной основе на территории общественных, вероисповедальных кладбищ для погребения умершего таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же земельном участке умершего супруга или близкого родственника.

Семейное (родовое) захоронение - место захоронения, созданное для погребения умерших супруга, близких родственников, иных родственников. За предоставление места для создания семейного (родового) захоронения, уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией взимается плата.

Воинские захоронения - места захоронения, в том числе индивидуальные могилы, предоставляемые на безвозмездной основе на территории военных мемориальных кладбищ, воинских кладбищ, воинских участков общественных кладбищ или вне воинских участков на общественных кладбищах для погребения лиц, круг которых определен законодательством Российской Федерации.

Почетные захоронения - предоставляются за заслуги перед Российской Федерацией, Московской областью, соответствующим муниципальным образованием Московской области.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 через МФЦ «Мои документы» обратился в МКУ «Служба кладбищ» с заявление о предоставлении места для родственного захоронения ФИО3 на кладбище АДРЕС и оформить удостоверение о захоронении.

ДД.ММ.ГГГГ. МКУ «Служба кладбищ» вынесено решение о предоставлении места для родственного захоронения, в соответствии с которым предоставлено родственное захоронение, расположенное на кладбище АДРЕС для погребения ФИО3, выдано удостоверение о захоронении ФИО1 на основании заявления ФИО1 регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 115/2007-03 Место для родственного захоронения предоставляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе.

Регистрация заявления о предоставлении места для родственного захоронения производится в РГИС в день его подачи.

Заявление о предоставлении места для родственного захоронения направляется в электронной форме посредством РПГУ либо представляется в МФЦ или уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела.

К заявлению о предоставлении места для родственного захоронения прилагаются следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей части;

2) доверенность, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, на совершение действий, связанных с предоставлением места для родственного захоронения и выдачей удостоверения о родственном захоронении, в случае если заявителем является представитель лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность данного представителя, и копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего;

3) свидетельство о смерти или его нотариально заверенная копия;

4) документ, выданный органами ЗАГС, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка в случае рождения мертвого ребенка;

5) справка о кремации или ее нотариально заверенная копия;

6) справка от религиозной организации, зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации, подтверждающая принадлежность умершего к соответствующей конфессии, в случае захоронения умершего на вероисповедальном кладбище или вероисповедальном участке общественного кладбища.

Не допускается требовать представления документов, не предусмотренных настоящим Законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 115/2007-03 Место для почетного захоронения предоставляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе. Регистрация заявления о предоставлении места для почетного захоронения производится в РГИС в день его подачи.

Заявление о предоставлении места для почетного захоронения направляется в электронной форме посредством РПГУ либо представляется в МФЦ или уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела.

К заявлению о предоставлении места для почетного захоронения прилагаются следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей части;

2) доверенность, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, на совершение действий, связанных с предоставлением места для почетного захоронения и выдачей удостоверения о почетном захоронении, в случае если заявителем является представитель лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность данного представителя, и копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего;

3) документы, подтверждающие соответствующие заслуги умершего перед Российской Федерацией, Московской областью, соответствующим муниципальным образованием Московской области;

4) свидетельство о смерти или его нотариально заверенная копия;

5) справка о кремации или ее нотариально заверенная копия.

Не допускается требовать представления документов, не предусмотренных настоящим Законом.

В соответствии с ч. 2.2 ст. 14 Закона № 115/2007-03 основанием для отказа в предоставлении места для почетного захоронения является:

на истребуемом кладбище отсутствуют сформированные земельные участки для почетного захоронения или кладбище закрыто для захоронений;

непредоставление подлинников документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, направленных ранее в электронном виде посредством РПГУ;

наличие в представленных документах неполной, искаженной или недостоверной информации.

На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку административным истцом было подано заявление о родственном захоронении, при подаче заявления административный истец с заявлением о предоставлении место для почетного захоронения не обращался, соответствующих документом административным истцом при подаче документов представлено не было.

Поскольку необходимые для осуществления государственной услуги документы не были представлены, у административного ответчика отсутствовали основания для принятия решения о предоставлении места для почетного захоронения.

Доводы административного истца о предоставлении им в МФЦ документов, свидетельствующих о заслугах умершего, однако, работником данные документы были проигнорированы, суд находит не состоятельными, доказательств тому представлено не было.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Служба Кладбищ» Одинцовского г.о. АДРЕС об отмене решения МКУ «Служба Кладбищ» Одинцовского г.о. АДРЕС о предоставлении места для родственного захоронения, обязании МКУ «Служба Кладбищ» Одинцовского г.о. АДРЕС выдать решение «о предоставлении места для почетного захоронения», - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: Л.С. Кетова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.