Дело № 2а-5329/2017
Полный текст изготовлен
18.12.2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2017 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Макаровой И.С.,
при секретаре Коваливском А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корепина Д.А. о признании незаконным действия (бездействия) УФСИН России по <адрес> в части осуществления ведомственного контроля за деятельностью администрации в подведомственном им учреждении в части необоснованного правоограничения на телефонные разговоры,
УСТАНОВИЛ:
Корепин Д.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Мурманска с административным исковым заявлением о признании незаконным действия (бездействия) УФСИН России по <адрес> в части осуществления ведомственного контроля за деятельностью администрации в подведомственном им учреждении в части необоснованного правоограничения на телефонные разговоры.
Требования мотивировал тем, что отбывает наказание в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, за все время пока он отбывает наказание администрацией исправительного учреждения необоснованно ограничивается его право на телефонные разговоры, которое может быть ограничено до <данные изъяты> раз в год и лишь при отсутствии технических возможностей. Сообщает суду, что все остальное время он может осуществлять такое право ежедневно в специально отведенные для этого часы, но продолжительностью не более чем до <данные изъяты> минут с родственниками и иными лицами, за свой счет, либо за счет средств родственников.
Утверждает, что согласно графику предоставления телефонных звонков для осужденных, проживающих в отрядах №, и № утвержденному администрацией исправительного учреждения – звонки предоставляются два раза в неделю во вторник и в пятницу, при этом письменное разрешение на телефонный звонок дается лишь один раз в <данные изъяты> дней.Таким образом, свое право закрепленное законодательно он осуществляет всего <данные изъяты> раза в месяц.Ссылаясь на нормы права, сообщает суду, что с таким порядком предоставления письменных разрешений на телефонный звонок категорически не согласен, поскольку это существенно ограничивает его право, направленное на поддержание и укрепление социально-полезных связей.
Просит суд признать незаконным бездействие УФСИН России по <адрес> в части осуществления ведомственного контроля за деятельностью администрации в подведомственном им учреждении в части необоснованного правоограничения на телефонные разговоры, освободить от уплаты государственной пошлины, поскольку находится в местах лишения свободы на полном государственном обеспечении.
Административный истец Корепин Д.А. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях.
Представитель административного ответчика УФСИН России по <адрес> Новицкая Е.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, пояснила суду, что порядок получения разрешения на телефонные разговоры устанавливается начальником колонии. В колонии телефонные разговоры предоставляются согласно действующему законодательству, в колонии имеется достаточное количество телефонных аппаратов. Кроме того, административный истец был уведомлен о возможности совершать телефонные разговоры. Вместе с тем административный истец не представил ни одного доказательства того, что ему запрещали пользоваться телефоном. Приложение по приказу, определяющему время и очередь проведения телефонных разговоров было утверждено ДД.ММ.ГГГГ, то есть административный истец узнал о предполагаемом нарушении прав в ДД.ММ.ГГГГ, но обратился с административным иском только в ДД.ММ.ГГГГ, нарушив при этом трех месячный срок обжалования. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица <адрес> УФСИН России по Мурманской области Файзулина Е.С. в судебном заседании поддержала мнение административного ответчика, пояснив при этом, что предоставление телефонных разговоров соответствует количеству аппаратов и количеству заключенных. Кроме того, доводы административного истца о том, что в колонии игнорируются требования ежедневно совершать звонки не основаны на законе, так как законодательством такое понятие как «техническая возможность» не разъяснено, административный истец в своем иске произвольно описал понятие «техническая возможность». Имеющийся график не нарушает права заключенных. С учетом общего количества заключенных, телефонных звонков может быть от <данные изъяты> и более, все завист от возможностей самой колонии, просила суд в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Корепин Д.А. ДД.ММ.ГГГГ осужден Первомайским районным судом г. Мурманска по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.
ДД.ММ.ГГГГ прибыл из <адрес> УФСИН России по <адрес> на участок <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отбывает наказание в обычных условиях содержания в <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Корепин Д.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Мурманска с административным исковым заявлением о признании незаконными действия (бездействия) УФСИН России по <адрес> в части осуществления ведомственного контроля за деятельностью администрации <адрес> УФСИН России по <адрес>, а также в части необоснованного ограничения ему на телефонные переговоры.
В обоснование иска Корепин Д.А. указал, что в период отбывания наказания ограничивается его право на телефонные разговоры, выразившееся в том, что администрацией <адрес> ему (истцу) предоставляется возможность реализации права на телефонные разговоры в установленное время и в определенном количестве, а именно два раза в месяц.
Судом установлено, что административный истец по прибытию в <адрес> был ознакомлен с требованиями нормативных правовых актов и локальных актов учреждения, устанавливающих правила предоставления осужденным телефонных разговоров.
Приказ <адрес>, определяющий время и очередность проведения телефонных разговоров утвержден руководителем ДД.ММ.ГГГГ. Приложение к приказу, утверждающее график проведения телефонных разговоров доведено до всех осужденных путем размещения его копии на информационных стендах в помещениях, где проживают осужденные.
В соответствии разделом XII приказ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Наставления по связи в уголовно-исполнительной системе», телефонные разговоры (далее - разговоры) осужденным к лишению свободы предоставляются в соответствии со статьей 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 08.01.1997 № 1-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 2, ст. 198).
Реализация права абонента на разговоры осуществляется:
в специально оборудованных переговорных пунктах или выделенных для этих целей помещениях, оснащенных абонентскими устройствами;
с зарегистрированных номеров телефонов, перечень которых определяется начальником учреждения.
Разговоры предоставляются по заказной системе в установленное администрацией учреждения время. При наличии личных обстоятельств с разрешения администрации учреждения осужденному может предоставляться срочный или внеочередной разговор. Порядок согласования и получения разрешения на разговор, а также очередность их предоставления определяется начальником учреждения.
В соответствии с ч. 1 статьи 92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести раз в год.
Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее Правила).
Пунктом 2 Правил определено, что режим в ИУ - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида РТУ, назначенного судом, а также порядок изменения условий отбывания наказания.
В соответствии с п. 84 Правил осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры.
Телефонный разговор, в том числе с использованием систем видеосвязи при наличии технических возможностей, предоставляется начальником ИУ, лицом, его замещающим, либо ответственным по ИУ в выходные и праздничные дни, по письменному заявлению осужденного, в котором указываются фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номер телефона абонента и продолжительность разговора, не превышающая 15 минут, а также язык, на котором будет вестись телефонный разговор, (п. 85 Правил).
Реализация права на телефонные разговоры осуществляется, как правило, в нерабочее время в специально оборудованных переговорных пунктах или выделенных для этих целей помещениях ИУ, оснащенных абонентскими устройствами с технической возможностью обеспечения контроля проводимых переговоров (п. 87 Правил).
При наличии исключительных личных обстоятельств с разрешения начальника ИУ осужденному может быть разрешен телефонный разговор с родственником, отбывающим наказание в виде лишения свободы (п. 90 Правил).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в <адрес> предоставление телефонных разговоров осужденным организовано в соответствии с действующим законодательством. Осужденные свободно реализуют свое право на общение с родственниками и иными лицами посредством телефонной связи. В этих целях в учреждении имеется и поддерживается в исправном техническом состоянии <данные изъяты> таксофонов <данные изъяты> на территории жилой зоны и <данные изъяты> в ПФРСИ), из которых <данные изъяты> аппарата обслуживается <данные изъяты> и <данные изъяты> аппаратов <данные изъяты>
Специальные полномочия по контролю за проведением телефонных переговоров, в соответствии с Приказом Минюста РФ от 13.07.2006 № 252-ДСП «Об утверждении инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях» возложены на сотрудников учреждения - начальников отрядов, дежурную смену учреждения и иных сотрудников, осуществляющих режимные и надзорные функции.
Решение о наличии или отсутствии технической возможности определяется исправительным учреждением в каждом конкретном случае самостоятельно и устанавливается в виде определенных норм и правил (приказах, распоряжениях и т.д.), требования которых должны выполняться всем персоналом и осужденными учреждения без исключения.
Судом установлено, что приказом начальника <адрес> утвержден график проведения телефонных переговоров осужденными. Данным приказом также установлено, что при наличии технической возможности проведение телефонных переговоров обеспечивается силами личного состава, дежурной смены и оперативной группы не реже <данные изъяты> раз в месяц.
В настоящее время в учреждении отбывает наказание <данные изъяты> осужденных и при установленной законодателем <данные изъяты> минутной продолжительности разговора, истцу предоставляется возможность реализовать свое право в среднем <данные изъяты> раз в две недели или до <данные изъяты> раз в год.
Таким образом предусмотренное количество не противоречит требованиям, установленным уголовно-исполнительным законодательством, и определяется исходя из реального количества персонала, количества осужденных, а также обусловлено технической возможностью имеющегося телефонного оборудования, проведением организационных, надзорных, оперативно-розыскных и иных мероприятий, выполняемых с целью соблюдения установленных на территории исправительного учреждения режимных требований (режима).
В соответствии с Положением об УФСИН России по <адрес>, утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции но контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Согласно п. 15 УФСИН России по <адрес> осуществляет контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в рамках проводимых контрольных мероприятий нарушений закона по вопросу предоставления телефонных разговоров осужденным в <адрес> УФСИН России по <адрес> не выявлено.
Кроме того, о нарушении своих прав административный истец узнал в ДД.ММ.ГГГГ, однако с административным исковым заявлением обратился в ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока.
При этом доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно обратиться с требованиями в суд, им не представлено, равно как и объяснения уважительности причин пропуска данного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Разрешая заявленные требования по существу, суд, руководствуясь приведенными положениями законодательства, приходит к выводу о том, что нарушения прав и законных интересов административного истца как со стороны УФСИН России по <адрес>, так и <адрес> УФСИН России по <адрес> допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Корепина Д.А. о признании незаконным действия (бездействия) УФСИН России по <адрес> в части осуществления ведомственного контроля за деятельностью администрации в подведомственном им учреждении в части необоснованного правоограничения на телефонные разговоры оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий И.С. Макарова