ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-532/20 от 04.09.2020 Новомосковского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 сентября 2020 г. г.Новомосковск Тульской области

Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Черниковой Н.Е.,

при секретаре Цыгановской И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-532/2020 по административному иску Еремина Виктора Алексеевича к администрации муниципального образования город Новомосковск, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Тульской области о признании бездействия по содержанию автомобильной дороги незаконным, обязании ответчика привести автомобильную дорогу в надлежащее состояние,

установил:

Еремин В.А. обратился в суд к администрации муниципального образования город Новомосковск с указанным административным исковым заявлением, обосновав свои требования тем, что является собственником жилого дома <адрес>. Дорога от д.Озерки до д.Алмазово находится к неудовлетворительном состоянии, что препятствует проезду к населенному пункту. Он неоднократно обращался в администрацию муниципального образования город Новомосковск, прокуратуру Центрального района г. Тулы, но получил формальные ответы. Считает, что бездействие административного ответчика нарушает его права на транспортную доступность к своему жилью. Просит признать бездействия ответчика незаконным, обязать ответчика привести автомобильную дорогу в надлежащее состояние с возложением обязанности на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области по финансированию работ.

В судебное заседание административный истец Еремин В.А. и его представитель Иванов А.В. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств в суд не поступило.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности Ефанов К.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения, согласно которым административные исковые требования не признал, считая администрацию муниципального образования город Новомосковск ненадлежащим административным ответчиком, так как автомобильная дорога от д.Озерки до д.Алмазово является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, надзор за обеспечением сохранности, организации проведения работ по оценке технического состояния и обеспечения осуществления дорожной деятельности отнесен к ведению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области по доверенности Брусенцова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее представила в суд письменные возражения, согласно которым просила в иске Еремину В.А. отказать по тем основаниям, что административным истцом не представлено доказательств обоснования своих требований.

Представитель заинтересованного лица ГУ ТО «Тулаавтодор» по доверенности Подова Г.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, заявлений, ходатайств в суд не поступило.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 ст.46 Конституции Российской Федерации гарантируется каждому судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46 Конституции РФ).

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.п.1,1.1. ст.12 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; установление порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч.1 ст.33 Закона №257-ФЗ).

В соответствии с ч.8 ст.5 Закона №257-ФЗ критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В силу п.12 ст.3 Закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог- комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 5 ст.6 Закона 3357-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Тульской области от 06.11.2011 №233 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения или межмуниципального значения Тульской области, в котором под идентификационным номером 70ОП РЗ 70К-277 включена автомобильная дорога Озерки-Алмазово протяженностью 2200 км, располагающаяся в Новомосковском районе Тульской области.

Распоряжением Правительства Тульской области от 30.12.2014 №№1165-р за ГУ ТО «Тулаавтодор» на праве оперативного управления закреплено имущество, согласно Перечню (приложения к распоряжению) в том числе автомобильная дорога Озерки-Алмазово протяженностью 2200 км, располагающаяся в Новомосковском районе Тульской области.

Постановлением Правительства Тульской области от 07.10.2011 №22 утверждено Положение о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.

В соответствии с п.1 Положения, министерство является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в сфере транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов государственной власти Тульской области.

Согласно п.4 Положения, Министерство осуществляет, в том числе, следующие функции: осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности, организует проведение работ по оценке технического состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; вносит в Правительство Тульской области предложения по утверждению нормативов финансирования затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета Тульской области на указанные цели; установление порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

В силу ч.ч.1,2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее- Закон №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что именно Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области осуществляет функции по организации проведения работ по оценке технического состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; обеспечению осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета для реализации возложенных на Министерство функций, а обязанность по надлежащему содержанию спорной автодороги несет ГУ ТО «Туаавтодор».

Административным истцом в обосновании своих требований представлен ответ администрации муниципального образования город Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ, данный ФИО8, из которого следует, что проведена проверка по вопросу ремонта дороги в д.Алмазово, факт распашки участков земли непосредственно прилегающих к обочине автодороги, вынос грунта на проезжую часть при совершении маневров сельхозтехники и нарушения целостности обочины подтвержден.

Акт проверки административным истцом, подтверждающий ненадлежащее состояние автодороги, не представлен, а судом не добыт.

Вместе с тем, из ответа Прокуратуры Центрального района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушений законодательства в ходе проверки сообщения Еремина В.А. не усмотрено, оснований для прокурорского реагирования не имеется.

Доказательств обращений административного истца в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области суду не представлено.

По запросу суда проведено обследование автомобильной дороги Озерки-Алмазово, располагающейся в Новомосковском районе Тульской области.

Из Ака комиссионного обследования автомобильной дороги Озерки-Алмазово в муниципальном образовании город Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ и фотоматериалов, приложенных к нему, следует, что асфальтобетонное покрытие автомобильной дороги находится в удовлетворительном состоянии: участок км 0+000-км1+830- дефекты асфальтобетонного покрытия отсутствуют; участок км 1+830-км2+185 – имеются дефекты асфальтобетонного покрытия, не влияющие на безопасность дорожного движения в виде сетки трещин. В июле 2020 в рамках выполнения работ по содержанию автомобильных дорог МО г.Новомосковск на участке 0+000-км1+830 были выполнены: ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия; выравнивающий слой из щебня; восстановление изношенных слоев асфальтобетонного покрытия.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств ненадлежащего технического состояния автомобильной дороги Озерки-Алмазово, противоречащих основным принципами обеспечения безопасности дорожного движения, в частности, соблюдения интересов граждан при обеспечении безопасности дорожного движения.

Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области по осуществлению функции по организации проведения работ по оценке технического состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; обеспечению осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в частности автомобильной дороги Озерки-Алмазово.

Поскольку администрация муниципального образования город Новомосковск Тульской области не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу, в удовлетворении требований к данному административному ответчику надлежит отказать.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Еремина Виктора Алексеевича к администрации муниципального образования город Новомосковск, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Тульской области о признании бездействия по содержанию автомобильной дороги незаконным, обязании ответчика привести автомобильную дорогу в надлежащее состояние отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 10 сентября 2020 г.

Председательствующий