Дело №2а-532/2023 (УИД 58RS0009-01-2023-000857-78)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 августа 2023 года
Зареченский городской суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Шандрина Р.В.,
при ведении протокола помощником судьи Мельниковой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Заречном Пензенской области административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области о признании действий Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Зареченский городской суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором указал, что 16.02.2023 года он обратился в Администрацию ЗАТО г. Заречного Пензенской области о предоставлении порубочного билета, приложив все необходимые документы.
Письмом Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области от 03.03.3023 года №01-12-336/1953 ФИО1 было отказано в выдаче порубочного билета. В качестве оснований для отказа, было указано на наличие правовой неопределенности в трактовках о лесоустройстве между администрацией города и Министерством лесного хозяйства Пензенской области.
Считая решение Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области, оформленное письмом от 03 марта 2023 года №01-12-336/1953 об отказе в выдаче порубочного билета, незаконным, ФИО1 просил признать его незаконным и отменить. Также просил суд возложить обязанность на административного ответчика выдать порубочный билет на земельном участке с кадастровым номером (Номер), расположенным по адресу: (Адрес).
Решением Зареченского городского суда от 20.04.2023 года административный иск ФИО1 к Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области был удовлетворен. Решение Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области, оформленное письмом от 03 марта 2023 года №01-12-336/1953 об отказе в выдаче порубочного билета было признано незаконным. На администрацию ЗАТО г. Заречного Пензенской области была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 16 февраля 2023 года о выдаче порубочного билета.
Решение вступило в законную силу.
При новом рассмотрении заявления, письмом №03-12-556/5445 от 20.06.2023 года, администрация ЗАТО г. Заречный Пензенской области вновь отказала ФИО1 в выдаче порубочного билета, ссылаясь на те же основания, а именно наличие правовой неопределенности в вопросах лесоустройства в городе.
Считая решение администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области, оформленное письмом от 20.06.2023 года № 03-12-556/5445 об отказе в выдаче порубочного билета нарушающим его права, ФИО1 просил признать его незаконным. Также просил суд возложить обязанность на административного ответчика выдать порубочный билет на земельном участке с кадастровым номером (Номер), расположенным по адресу: (Адрес).
В судебное заседание лица участвующие в деле не явились, в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, изучив материалы административного дела и представленные доказательства считает заявленные ФИО1 требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). (ч. 1 ст 607 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), приосуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 того же кодекса разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
На момент возникновения спорных правоотношений действовал Порядок предоставления порубочного билета и (или) разрешения на пересадку древесно – кустарниковой растительности на территории города Заречного Пензенской области, утвержденный Собранием представителей г. Заречного Пензенской области от 21.02.2017 №230 в редакции от 24.11.2022 №261.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что 29.04.2021 года по договору аренды земельного участка №11083, ФИО1 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером (Номер), расположенный по адресу: (Адрес), площадью 505 кв.м. на 49 лет, то есть по 28.04.2070 года.
11.02.2022 года Администрацией ЗАТО г. Заречного Пензенской области было выдано ФИО1 разрешение на строительство №(Номер) на земельном участке с кадастровым номером (Номер), расположенный по адресу: (Адрес).16.02.2023 года ФИО1 обратился в Администрацию ЗАТО г. Заречного Пензенской области с заявлением о выдаче порубочного билета с приложением всех необходимых документов, в том числе: договора аренды земельного участка, разрешения на строительство, чертежом градостроительного плана земельного участка с указанием на расположение растительности, подлежащей вырубке, схемы планировочной организации земельного участка.
Решением Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области, оформленным письмом от 03.03.2023 года №01-12-336/1953 ФИО1 в выдаче порубочного билета было отказано.
Считая решение Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области, оформленное письмом от 03 марта 2023 года №01-12-336/1953 об отказе в выдаче порубочного билета нарушающим его права, ФИО1 просил признать его незаконным и отменить. Также просил суд возложить обязанность на административного ответчика выдать порубочный билет на земельном участке с кадастровым номером (Номер), расположенным по адресу: (Адрес).
Решением Зареченского городского суда от 20.04.2023 года административный иск ФИО1 к Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области был удовлетворен. Решение Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области, оформленное письмом от 03 марта 2023 года №01-12-336/1953 об отказе в выдаче порубочного билета было признано незаконным. На Администрацию ЗАТО г. Заречного Пензенской области была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 16 февраля 2023 года о выдаче порубочного билета.
Решение вступило в законную силу.
При новом рассмотрении заявления, письмом №03-12-556/5445 от 20.06.2023 года, администрация ЗАТО г. Заречный Пензенской области вновь отказала ФИО1 в выдаче порубочного билета, ссылаясь на наличие правовой неопределенности в вопросах лесоустройства в городе.
Не соглашаясь с основаниями отказа, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Данные обстоятельства установлены судом и следуют из материалов дела.
Всесторонне проверяя обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации ЗАТО г. Заречный Пензенской области в выдаче порубочного билета ФИО1 является неправомерным по следующим основаниям.
Как было установлено выше, вопрос об отказе в выдаче порубочного билета ФИО1 уже был предметом судебного рассмотрения. По итогам разбирательства было постановлено решение от 20.04.2023 годас возложением обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче порубочного билета от 16.02.2023 года. Данное решение вступило в законную силу и имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 21.02.2017 года №230 в редакции от 24.11.2022 года №261 был утвержден Порядок предоставления порубочного билета и (или) разрешения на пересадку древесно – кустарниковой растительности на территории г. Заречного Пензенской области. Руководствуясь принципом действия закона во времени, именно эта редакция положения и подлежит применению при рассмотрении спорных правоотношений.
В соответствии со ст. 1 Порядка, порубочный билет - разрешительный документ на вырубку зеленых насаждений и его выдачу в соответствии с п. 1.3. этой же статьи осуществляет Администрация г. Заречного Пензенской области (далее - Администрация города).
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Порядка, порубочный билет (мотивированный отказ в выдаче порубочного билета) выдается Администрацией города в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении порубочного билета.
Для получения порубочного билета заявитель или его законный представитель, являющийся правообладателем земельного участка, на котором планируется вырубка древесно-кустарниковой растительности, за исключением случаев, указанных в части 2.5.6 настоящей статьи, подает в Администрацию города заявление. В заявлении указывается: 1) для граждан - фамилия, имя, отчество (отчество - при наличии), для юридических лиц - полное наименование организации; 2) адрес, контактный телефон; 3) указание цели (причины) вырубки зеленых насаждений, подлежащих вырубке, их количество и местоположение;4) информация о правоустанавливающем документе на земельный участок при производстве работ по вырубке аварийно-опасной и сухостойной древесно-кустарниковой растительности или при строительстве, реконструкции, демонтаже объектов капитального строительства; 5) информация о градостроительном плане земельного участка, о разрешении на строительство, о проектной документации при строительстве, реконструкции, демонтаже объектов капитального строительства; 6) перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Как усматривается из материалов дела, к первоначальному заявлению о предоставлении порубочного билета ФИО1 были приложены все необходимые документы. Во исполнение названного решения суда, вопрос о предоставлении порубочного билета был повторно рассмотрен административным ответчиком с исследованием того же пакета документов.
Следует отметить, что в Порядке указано, что в случае, если указанные в подпунктах 4, 5 части 2.5 настоящей статьи документы заявителем не представлены, то они запрашиваются органом местного самоуправления в организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия.
Таким образом, представляется сделать вывод о том, что Администрация ЗАТО г. Заречного располагала всеми необходимыми документами для решения вопроса о выдаче или отказе в выдаче порубочного билета.
В соответствии с п. 2.6 ст. 2 Порядка Администрацией города создается комиссия для проведения обследования территории (земельного участка или местности) (далее - Комиссия) в целях определения количества, видов и площади зеленых насаждений и произведения расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, подлежащих сносу, если в соответствии с настоящим Порядком предусмотрена оплата восстановительной стоимости зеленых насаждений. Порядок формирования, состав, полномочия, функции, порядок принятия решений Комиссии утверждаются Администрацией города.
Постановлением ИО главы города ФИО3 от 14.03.2017 года №488 была создана постоянно действующая комиссия по проведению обследования земельного участка в целях определения количества, видов и площади зеленых насаждений подлежащих сносу на территории города Заречного. С учетом изменений численного состава комиссии, оформленных соответствующими постановлениями Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области, ее членами являются ФИО4 (председатель комиссии), ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11
В соответствии с п. 2.7. ст. 2 Порядка выдачи порубочного билета, комиссией в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче порубочного билета:
1) устанавливается дата, время и место проведения обследования территории (земельного участка или местности);
2) направляется письменное уведомление заявителю о проведении обследования, содержащее сведения о дате, времени и месте проведения обследования территории (земельного участка или местности);
Письмом от 25.05.2023 года ФИО1 был уведомлен о том, что обследование территории комиссией для решения вопроса о выдаче порубочного билета состоится 01.06.2023 года в 11 часов.
В этот же день, а именно 01.06.2023 года состоялся протокол заседания комиссии по проведению обследования земельного участка в целях определения количества, видов и площади зеленых насаждений и произведения расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, подлежащих сносу на территории города Заречного Пензенской области.
Данный протокол заслуживает внимания. Так, в повестке дня, изложенной в протоколе (л.д. 66) было указано о выдаче порубочного билета на вырубку зеленых насаждений в количестве 6 штук. Вместе с тем, в процессе заседания комиссии, ФИО1 заявил уже о сносе древесно – кустарниковой растительности в количестве 9 штук (л.д. 67). Данное требование было отражено в тексте самого протокола заседания комиссии. Вместе с тем, этому обстоятельству надлежащая оценка комиссией дана не была. Зеленые насаждения были оценены комиссией исходя из количества 6 штук.
Кроме того, ссылка административного ответчика на правовую неопределенность в вопросах лесоустройства в г. Заречном Пензенской области, как на основание отказа в выдаче порубочного билета, не может быть принята судом во снимание, поскольку названным Порядком предоставления порубочного билета, такое основание не поименовано.
Поскольку при решении вопроса о выдаче порубочного билета, на заседании комиссии ФИО1 было заявлено о сносе 9 объектов древесно – кустарниковой растительности, а оценке подлежали лишь 6 объектов, учитывая то, что основание для отказа в выдаче порубочного билета, такое как наличие правовой неопределенности в вопросах лесоустройства в г. Заречном Пензенской области, не поименовано Порядком, суд считает возможным административный иск удовлетворить.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, учитывая существенные процессуальные нарушения порядка рассмотрения заявления и выдачи порубочного билета, такие как отсутствие соответствующих законныхоснований отказа, ненадлежащее рассмотрение заявления ФИО1 о сносе уже 9 объектов древесно – кустарниковой растительности, решение Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области, оформленное письмом от 20.06.2023 года №01-12-556/5445 об отказе в выдаче порубочного билета нельзя признать законным, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Поскольку при вынесении решения суд не вправе подменять органы муниципальной власти и разрешать вопрос о принятии конкретного решения по вопросу, не относящемуся к его компетенции, у суда имеются правовые основания возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем понуждения административного ответчика к повторному рассмотрению заявления ФИО1 от 16 февраля 2023 года о выдаче порубочного билета.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1 к Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области о признании действий Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области незаконными - удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области, оформленное письмом от 20 июня 2023 года №01-12-556/5445 об отказе в выдаче порубочного билета.
Обязать Администрацию ЗАТО г. Заречного Пензенской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 16 февраля 2023 года о выдаче порубочного билета.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение месяца.
Судья Шандрин Р.В.