2а-5349/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
при секретаре Поповой В.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителей МУ МВД России «Оренбургское» ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Ремдизель» к Следственному управлению межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оренбургское» о признании незаконным представления следователя о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления и устранении нарушений,
УСТАНОВИЛ:
АО «Ремдизель» обратилось в суд с административным иском указав, что ... СЧ СУ МУ МВД России «Оренбургское» возбуждено уголовное дело по факту оказания услуг ...» воинским частям на территории Оренбургской области по техническому обслуживанию и ремонту военной техники на базе шасси «Камаз» без обязательной в таких случаях лицензии в рамках контракта от .... в рамках договорных обязательств с АО «Ремдизель». Обвиняемым по уголовному делу является генеральный директор ...» которому предъявлено обвинение .... в отношении АО «Ремдизель» следователем вынесено представление об исключении из практики договорных отношений с исполнителями работ по техническому обслуживанию, ремонту военной техники не имеющих соответствующей лицензии. Считает, что представление следователя является незаконным, поскольку лицензия для работ в части обслуживания автомобилей техники «Камаз» не требуется, в настоящее время вина генерального директора ... судом не установлена.
Просили признать незаконным и отменить представление СУ МУ МВД России «Оренбургское» от .... N.
Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, требования подержал, просил удовлетворить.
Представители МУ МВД России «Оренбургское» ФИО4, ФИО5 в судебном заседании, с требованиями не согласились, просили в удовлетворении требований отказать.
Старший следователь по ОВД СЧ СУ МУ МВД России «Оренбургское» ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что последнее нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении заявленных требований принимается судом в случае, если суд признает оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, это акт реагирования должностного лица на выявленные в ходе досудебного производства обстоятельства, способствующие совершению преступления, содержащий предложения о конкретных мерах, направленных на устранение указанных обстоятельств или других допущенных нарушений закона, который вносится в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу согласно части 2 статьи 158 УПК РФ, и подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Из материалов дела следует, что следственной частью .... возбуждено уголовное дело по факту оказания услуг ...» воинским частям на территории Оренбургской области по техническому обслуживанию и ремонту военной техники на базе шасси «Камаз» без обязательной в таких случаях лицензии в рамках контракта от .... в рамках договорных обязательств с АО «Ремдизель».
Обвиняемым по уголовному делу является генеральный директор ... которому предъявлено обвинение по ... - осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.
... в рамках расследования уголовного дела по обвинению генерального директора ... старшим следователем по ОВД СЧ СУ МУ МВД России «Оренбургское» .... вынесено представление в адрес АО «Ремдизель» о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
В целях пресечения преступлений следователем указано на исключение из практики договорных правоотношений АО «Ремдизель» фактов заключения договорных отношений с исполнителями работ по техническому обслуживанию, ремонту военной техники не имеющих соответствующей лицензии, изложить в ответе на представление по какой схеме в настоящее время строится договорная действительность с ... в сфере обслуживания военной техники воинских частей на базе шасси «Камаз». О принятых мерах необходимо уведомить не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Вносимое представление, содержит указание на п.8 ч.1 ст.12Закона о лицензировании, п.4 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 N 581.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность, связанная с разработкой, производством, испытанием, установкой, монтажом, ремонтом, утилизацией и реализацией вооружения и военной техники, подлежит лицензированию.
В п.4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 N 581, указано, что лицензирование разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
В оспариваемом предписании следователь ссылается на условия ... контракта.
Согласно ... контракта, в контракте перечисленные термины будут иметь следующее толкование: «Работы» - выполнение исполнителем работ по техническому обслуживанию и ремонту моторных транспортных средств на их базе (вооружение и военная специальная техника на шасси КАМАЗ, далее именуется – ВВСТ). «Получатели» - воинские части подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, в интересах которых исполнитель выполняет работы в соответствии с контрактом.
В п... контракта исполнитель обязан обеспечивать соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам. государственным стандартам и т.п). лицензирования, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
В предписании следователем указано, что АО «Ремдизель» допустил к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту военной техники на базе шасси «Камаз» сотрудников ...», которое соответствующей лицензии в указанной сфере деятельности не имело, что способствовало совершению .... вышеуказанного преступления.
В подтверждение доводов о соблюдении при заключении контракта действующего законодательства в сфере лицензирования, а также отсутствия необходимости лицензии для работ в части обслуживания автомобильной техники «Камаз» административный истец ссылается на Информационное письмо Федеральной службы по оборонному заказу от ...
В соответствии с указанным письмом юридическое лицо, получившее лицензию в части выполнения работ по ремонту, техническому обслуживанию, установке и монтажу вооружения и военной техники, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. При этом указанное юридическое лицо обязано иметь необходимые для осуществления лицензируемого вида деятельности здания, помещения, сооружения или иные объекты, производственные мощности, трудовые и иные ресурсы по адресу, указанному в соответствующей лицензии, и соответствующие лицензионным требованиям.
Работы по техническому обслуживанию, монтажу и установке вооружения и военной техники осуществляются, как правило, на конкретных изделиях вооружения и военной техники, не выводимых из эксплуатации. Ремонт вооружения и военной техники может подразделяться по месту проведения на: заводской, войсковой, полевой и т.д. По степени воздействия на вооружение и военную технику на: капитальный, средний, текущий. По виду планирования и периодичности на: плановый, неплановый, регламентированный, аварийный.
В зависимости от конкретных работ, выполняемых в рамках ремонта, технического обслуживания и монтажа вооружения и военной техники, эти работы могут выполняться как в заводских (стационарных) условиях по адресу осуществления работ, указанному в лицензии, так и на конкретных образцах вооружения и военной техники в местах их дислокации и (или) применения по назначению.
Исходя из вышеизложенного лицензиат, имеющий лицензию в области вооружения и военной техники, в части выполнения работ по ремонту, техническому обслуживанию, монтажу и установке вооружения и военной техники, при выполнении указанных работ на изделиях вооружения и военной техники, не выведенной из эксплуатации, вправе осуществлять работы по сервисному обслуживанию вооружения и военной техники с разрешения государственного заказчика силами выездных бригад, состоящих из специалистов, с которыми лицензиат заключил трудовые договора и отвечающих квалификационным требованиям.
Вместе с тем пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 581 "О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники" определяет исчерпывающий перечень работ, выполняемых в рамках лицензируемого вида деятельности. Сервисное обслуживание вооружения и военной техники, не является видом работ (услуг), выполняемым (оказываемых) в рамках лицензируемого вида деятельности.
Под сервисным обслуживанием соискателями лицензий (лицензиатами) понимается выполнение регламентных работ, выполнение технического обслуживания для поддержания работоспособности или исправности изделия вооружения и военной техники в течение срока его службы без выведения изделий вооружения и военной техники из эксплуатации.
В материалы дела административным истцом представлены письмо ПАО «Камаз»- научо-технического центра от .... согласно которого продукция автомобилей Камаз выпускается по общепромышленным стандартам и применяется для гражданских нужд. При этом, гражданская (общепромышленная) продукция, к числу которых также относятся детали, узлы, агрегаты, оборудование, запасные части и комплектующие изделия, которые разработаны, изготовлены и применяются в продукции военного и гражданского назначения по единым требованиями и технологиям ( продукция двойного назначения), не относятся к вооружению и военной технике, соответственно, на них не распространяются требования о лицензировании.
В ходе судебного разбирательства установлено, что нарушения, которые указаны следователем в обжалуемом представлении, легли в основу обвинительного заключения. Однако до настоящего времени обвинительное заключение не утверждено прокурором, дело не направлено в суд и по нему не вынесено окончательное решение.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанное представление является преждевременным, дублирующим обвинительное заключение и не содержит изложение тех установленных обстоятельств, которые способствовали совершению преступления.
Между тем, из содержания ч. 2 ст. 158 УПК РФ следует, что в представлении следователь обязан привести обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и которые необходимо устранить, а также указать, требования каких законов и в какой части нарушены.
Данные требования закона следователем не выполнены, представление является неисполнимым, поскольку вытекающие из него требования являются неопределенными и не устанавливают нарушений требований закона, которые подлежат устранению, а также не содержат указаний на обстоятельства, которые способствовали совершению преступления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление акционерного общества «Ремдизель» к Следственному управлению межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оренбургское» о признании незаконным представления следователя о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления и устранении нарушений, - удовлетворить.
Признать незаконным представление старшего следователя по ОВД СЧ СУ МУ МВД России «Оренбургское» .... от .... N в отношении акционерного общества «Ремдизель» о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления и устранении нарушений.
Возложить на Следственное управление межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оренбургское» обязанность отменить представление старшего следователя по ОВД СЧ СУ МУ МВД России «Оренбургское» ... от .... N.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Нуждин
Мотивированное решение по делу составлено 19.09.2018 года, последний день для подачи апелляционной жалобы 19.10.2018 года.
Судья А.В. Нуждин