ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-534/17 от 15.03.2017 Альметьевского городского суда (Республика Татарстан)

Р Е Ш Е Н И Е 2а-534/2017

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2017 года г. Альметьевск РТ

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе: судьи Исмагилова А.Т.,

при секретаре Гараевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО. обратился в суд с административным исковым заявлением по вышеприведенной формулировке, в обоснование заявления указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства. 07 декабря 2016 года на основании заявления административного истца и решения Альметьевского городского суда РТ от 28 сентября 2016 года был изготовлен градостроительный план земельного участка. После получения ГПЗУ ФИО обратился в исполнительный комитет Альметьевского муниципального района РТ с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома. В январе 2017 года административным истцом получен ответ, выраженный в письме № от 21 декабря 2016 года, которым в выдаче разрешения отказано. Одним из оснований для отказа послужил тот факт, что земельный участок расположен в охранной зоне скважин, вводоохраной зоне, имеющей ограничения прав, предусмотренных ст. 56,56.1 Земельного кодекса РФ, п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ. Административный истец полагая, что отказ в предоставлении разрешения на строительство не соответствует нормам действующего законодательства, просит признать его незаконным и возложить обязанность по устранению допущенного нарушения его прав путем выдачи разрешения на строительство жилого дома.

Представитель административного истца по доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика исполнительного комитета Альметьевского муниципального района в судебном заседании в удовлетворении административного искового заявления просила отказать, мотивируя тем, что решение об отказе в выдаче разрешения на строительство выдано законно и обоснованно, поскольку земельный участок подпадает под охранную зону скважин ПАО «Татнефть» и находится в водоохраной зоне, имеющей ограничения в плане застройки.

Представить заинтересованного лица МБУ «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района РТ» в судебном заседании в удовлетворении административного искового заявления просил отказать, мотивируя тем, что решение об отказе в выдаче разрешения на строительство принято обоснованно и правомерно. Все основания отказа приведены в письме.

Специалист отдела строительства исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ в судебном заседании пояснила, что представленная ФИО документация была принята и изучена на предмет возможности выдачи разрешения на строительство. Поскольку отсутствовали документы, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и представленные документы не соответствовали требованиям градостроительного плана, а именно отсутствовала схема планировочной организации земельного участка, то есть отсутствовала информация о том, где будет расположен жилой дом. Кроме того, одним из оснований отказа явилось то, что земельный участок расположен в охранной зоне скважин и водоохраной зоне. Согласие организации, эксплуатирующей скважины, на строительство, предоставлено не было.

Исследовав материалы административного искового заявления, выслушав доводы представителей административного истца и ответчика, заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.

В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела (л.д. 9-10) по договору купли-продажи земельного участка от 21 декабря 2012 года административный истец приобрел у ФИО1. и ФИО2 земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, целевое назначение - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилья.

Согласно договору строений на данном земельном участке на момент его приобретения не имеется (п.1.1 Договора) (л.д. 9).

Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано 26 декабря 2012 года за административным истцом (л.д. 11).

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 12-14) зарегистрированы ограничения прав на участок в виде охранных зон постановлением № 2788 от 08 августа 2012 года (л.д. 13).

На основании решения Альметьевского городского суда по административному делу № от 28 сентября 2016 года административному истцу изготовлен и выдан градостроительный план земельного участка (л.д. 15-21).

Постановлением Совета Альметьевского муниципального района РТ от 13 декабря 2012 года № 261 внесены изменения в территориальные зоны на Карте градостроительного зонирования, являющейся Приложением 1.1. Правил землепользования и застройки г. Альметьевск Альметьевского муниципального района РТ – «Ж-1» в части уменьшения зоны застройки индивидуальными жилыми домами, расположенной в водоохраной зоне р.СтепнойЗай (200м) на Р-3* - зону садоводства и огородничества без права строительства и отвода новых земельных участков (л.д. 23).

Участок административного истца, согласно письму № 650/04 от 21.12.2016 года расположен в зоне Р-3* (л.д. 22).

Из ответа НГДУ «Альметьевнефть» ПАО «Татнефть» (л.д. 41) следует, что охранная зона скважин 11322 и 11207 распространяется на весь земельный участок и согласование строительства объектов на земельном участке с кадастровым номером <адрес> невозможно.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса, либо их несоответствии требованиям закона.

Как следует из части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Изучением материалов дела о рассмотрении вопроса по выдаче разрешения на строительство по заявлению ФИО. установлено, что схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства административным истцом в исполнительный комитет Альметьевского района РТ при обращении предоставлена не была.

Согласно п. 6. ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; 2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

В соответствии с п. 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов (Утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9) В состав трубопроводов, на которые распространяются настоящие Правила, входят помимо прочего головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения.

Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны (п. 4.1 Правил).

В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения (п. 4.4 Правил).

Поскольку в силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, в компетенцию органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, входит проверка соответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Принимая во внимание, что представленные административным истцом документы не отвечали требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно отсутствовала схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, административным ответчиком обоснованно отказано ФИО. в выдаче разрешения на строительство.

Кроме того, обоснованным отказ в выдаче разрешения на строительство является и по основанию нахождения земельного участка в охранной зоне скважин, принадлежащих ПАО «Татнефть», поскольку согласие от собственника нефтепромыслового оборудования на строительство жилого дома административным истцом не получено.

Наличие разрешенного использования земельного участка, допускающей индивидуальное жилищное строительство, в данном случае правового значения при рассмотрении спора не имеет, поскольку земельный участок располагается на территориях действия ограничений, что предполагает особый режим использования земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 180-185 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения путем предоставления разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд РТ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу составлено 19 марта 2017 года.

Судья

Альметьевского городского суда А.Т. Исмагилов