ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-534/2021 от 02.11.2021 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-534/2021

УИД 27RS0009-01-2021-000878-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2021 года г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи - Фетисовой М.А.,

при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края к Прокуратуре Комсомольского района Хабаровского края, к УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ОСП по Комсомольскому району, о признании незаконным протеста прокурора, о признании незаконными и об отмене постановлений судебного пристава,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным иском к административным ответчикам, просит признать незаконными и отменить протест прокурора Комсомольского района Хабаровского края с требованием отменить постановление об окончании исполнительного производства, постановление Вр.и.о. Заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Комсомольскому району об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства от 24.09.2021 г. и постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Комсомольскому району от 28.09.2021 г. о назначении нового срока исполнения.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 17.02.2016 г. по делу № 2- 162/2016 были удовлетворены исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края, в интересах Талышева А. И. и на администрацию сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность предоставить Талышеву А.И., во внеочередном порядке, жилое помещение по договору социального найма. В ходе исполнения решения суда администрацией сельского поселения было предоставлено Талышеву А.И. жилое помещение по адресу: <адрес>, которое в дальнейшем было Талышевым А.И. приватизировано. Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 08.02.2021 г. по делу № 2- 20/2021, было прекращено право собственности Талышева А.И. на указанное жилое помещение, сделки приватизации и социального найма жилого помещения были признаны не действительными и расторгнуты. На основании решения суда, Талышев А.И. был снят с регистрационного учёта. Постановлением ОСП по Комсомольскому району от 24.09.2021 г. было отменено постановление об окончании (прекращении) исполнительного производства от 03.06.2019 г., на основании протеста прокурора Комсомольского района, содержащего требование отменить постановление об окончании исполнительного производства в связи с тем, что договор социального найма жилого помещения расторгнут, права взыскателя на предоставленное ему жилое помещение прекращены. Исполнительное производство возобновлено с присвоением номера 153231/21/27008-ИП и постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Комсомольскому району от 28.09.2021 № 27008/21/746393 был назначен новый срок исполнения до 04.10.2021 года.

Административный истец в исковом заявлении и в судебном заседании указывал, что не согласен с протестом прокурора и с постановлением ОСП по Комсомольскому району об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства от 24.09.2021 г. на основании протеста прокурора, а также с постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Комсомольскому району от 28.09.2021 № 27008/21/746393 о назначении нового срока исполнения до 04.10.2021 года. Полагает, что прокурор, принося протест, вышел за пределы своих полномочий, прокурору следовало в судебном порядке оспорить действия судебного пристава, поскольку участие прокурора в стадии исполнения судебных постановлений по гражданским делам должно регулироваться с учетом законодательства о гражданском судопроизводстве. Вопросы, связанные с оценкой законности постановлений, действий (бездействия) судебных приставов в рамках исполнительного производства, решаются судом по инициативе (жалобам) сторон и иных лиц, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием). Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов при осуществлении судом правосудия по гражданским делам процессуальным законодательством не предусматриваются, и не распространяются на стадию исполнения судебных постановлений по гражданским делам. Полагает, что положения Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусматривают возможности принятия судебным приставом-исполнителем постановления об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства на основании протеста прокурора и последующего возбуждения исполнительного производства с устанавливанием должнику нового срока для исполнения. Указывает, что срок предъявления исполнительного документа от 28.06.2016 г. истек 23.03.2019 г. по истечении трех лет с момента вступления решения суда в законную силу, поэтому не имелось оснований для вынесения оспоренных постановлений от 24.09.2021 г. и от 28.09.2021г.

В судебном заседании глава администрации сельского поселения Караваев С.А. на удовлетворении исковых требований настаивал.

В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Казанова Ю.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что прокурор, принося протест на окончание судебным приставом-исполнителем исполнительного производства, в данном случае действовал не как сторона исполнительного производства, а реализовал свои законные полномочия, осуществляя в рамках обращения гражданина Талышева А.И. надзор за исполнением службой судебных приставов Закона «Об исполнительном производстве». Учитывая, что ещё не истёк срок исполнения исполнительного документа, которым на администрацию сельского поселения возложена обязанность по предоставлению Талышеву А.И. жилого помещения, полагает, что протест был внесён обоснованно, так как ранее предоставленное Талышеву А.И. жилое помещение выбыло из владения Талышева А.И. по решению суда от 08.02.2021 г, вследствие чего должнику следовало принять меры к исполнению решения суда от 17.02.2016 г. о предоставлении Талышеву А.И. жилого помещения. Считает оспоренные истцом постановления судебного пристава-исполнителя законными и обоснованными. Кроме того, указала, что административный истец не является стороной, которая вправе оспаривать протест прокурора, поскольку протест был адресован службе судебных приставов.

В судебном заседании представитель УФССП по Хабаровскому краю Тихов А.А. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. В письменном отзыве и в пояснениях в судебном заседании указал, что на исполнении в ОСП по Комсомольскому району находится исполнительное производство 153231/21/27008-ИП (ранее имело регистрационный № 48296/16/27008-ДСП) от 25.07.2016 г., возбужденное на основании исполнительного листа ФС № 007574462 от 28.06.2016 г., выданного Комсомольским районным судом Хабаровского края на основании решения по делу № 2-162/2016 по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края к Администрации сельского поселения, о возложении обязанности предоставить Талышеву А.И. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма. В ходе исполнительного производства, в соответствии с требованиями исполнительного документа, взыскателю было предоставлено жилое помещение в <адрес>, в связи с чем, постановлением судебного пристава-исполнителя от 03.06.2019 г. исполнительное производство было окончено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. После прекращения исполнительного производства Талышев А.И. не обращался в отдел судебных приставов с какими-либо заявлениями относительно исполнения решения суда. Однако, 20.09.2021 г. в ОСП по Комсомольскому району поступил протест прокурора Комсомольского района, содержащий требования отменить постановление от 03.06.2019г. об окончании исполнительного производства. В протесте содержалась информация о том, что решением Комсомольского районного суда от 08.02.2021 по делу № 2-20/2021 договор социального найма жилого помещения от 27.05.2019 № 97 СН, заключенный между должником и взыскателем, расторгнут, права взыскателя на предоставленное ему жилое помещение прекращены. Рассмотрев поступивший протест, согласившись с изложенными в нем доводами, вр.и.о. заместителя начальника отдела- заместитель старшего судебного пристава ОСП по Комсомольскому району 24.09.2021 г. отменил постановление судебного пристава- исполнителя от 03.06.2019г. об окончании исполнительного производства. То есть на основании информации, содержащейся в протесте, исполнительное производство было возобновлено, с присвоением № 153231/21/27008-ИП. Указывал, что основанием для принятия решения об окончании исполнительного производства послужили документы, подтверждающие предоставление взыскателю жилого помещения. Однако, в связи с прекращением прав взыскателя на предоставленное ему должником жилое помещение и учитывая, что исполнительный документ продолжает иметь юридическую силу и подлежит исполнению, основания считать его исполненным отпали и возникла необходимость повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Исполнительный документ выдан 28.06.2016 г. и в период с 25.07.2016 г. по 03.06.2019 г. находился на исполнении. Таким образом, срок для предъявления исполнительного документа не истек. Установленный должнику в рамках возобновленного исполнительного производства № 153231/21/27008-ИП срок для исполнения по 04.10.2021 г. считает обоснованным.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, в том числе, материалы исполнительного производства № 153231/21/27008-ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 17.02.2016 г. на администрацию сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность по представлению жилого помещения Талышеву А.И. В ходе исполнения данного решения суда, Талышеву А.И. 27.05.2019 г. было предоставлено по договору социального найма жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи с чем исполнительное производство было окончено на основании соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя от 03.06.2019г. Указанное жилое помещение было приватизировано Талышевым А.И. Решением Комсомольского районного суда от 08.02.2021 г. по делу № 2-20/2021 была признана недействительной сделка - договор приватизации жилого помещения, по адресу: <адрес>, заключенная между администрацией с. Хурба и Талышевым А.И.; право собственности Талышева А.И. на указанное жилое помещение было прекращено; из ЕГРН была исключена запись о государственной регистрации перехода права собственности к Талышеву А.И. на жилое помещение, договор социального найма жилого помещения, заключенный между администрацией с. Хурба и Талышевым А.И. 27.05.2019 г., был расторгнут.

20.09.2021 г. в ОСП по Комсомольскому району поступил протест прокурора Комсомольского района на постановление судебного пристав-исполнителя от 03.06.2019 г. об окончании исполнительного производства № 48296/16/27008-ДСП-ИП. Протест прокурора мотивирован тем, что ввиду вынесения Комсомольским районным судом решения от 08.02.2021 г. по делу № 2-20/2021, утратили силу юридически значимые факты, явившиеся основанием для окончания исполнительного производства. Окончание исполнительного производства при отсутствии фактического исполнения решения суда от 17.02.2016 г. нарушает права Талышева А.И. на жилище, его право на правильное и своевременное исполнение судебных актов, на защиту его прав и законных интересов.

Постановлением Вр.и.о. заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Комсомольскому району от ОСП от 24.09.2021 г. было отменено постановление судебного пристава от 03.06.2019 г. об окончании исполнительного производства № 48296/16/27008-ДСП-ИП и возобновлены исполнительные действия по исполнительному производству. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.09.2021 г. должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 04.10.2021 г.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.10.2021 г. исполнительные действия и (или) меры принудительного взыскания по исполнительному производству № 153231/21/27008-ИП отложены по 18.10.2021 г. в связи с тем, что должник в ходе исполнительных действий обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Определением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 14.10.2021 г. должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2022 г.

Разрешая требования административного истца о признании незаконным и об отмене протеста прокурора, которым, по мнению истца, затронуты его права, поскольку судебным приставом-исполнителем были возобновлены исполнительные действия после того, как должником было исполнено требование исполнительного документа, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами; в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в числе прочего надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и надзор за исполнением законов судебными приставами; прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов (пункты 1, 2 и 3 статьи 1).

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и, подав заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца (за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов), в том числе на предъявление исполнительного документа к взысканию. При этом в силу положений статьи 49 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которым взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, а в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (части 1 и 2), прокурор, направляющий исполнительный лист, выданный судом на основании вынесенного по заявлению прокурора судебного решения, судебному приставу-исполнителю, который обязан возбудить по нему исполнительное производство (часть 5 статьи 30 этого же Федерального закона), не является стороной исполнительного производства. Вместе с тем, по ходатайству прокурора исполнительный лист, взыскателем по которому является лицо, в чьих интересах прокурор обращался в суд, выдается прокурору, который предъявляет его к исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве; прокурор вправе осуществлять контроль за исполнением решения суда, в том числе обращаться в суд, оспаривая решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению такого исполнительного листа.

Таким образом, с учетом действующей системы правового регулирования, оспариваемое административным истцом представление прокурора от 15.09.2021 г. не противоречит положениям Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и Федерального закона "О судебных приставах", определяющим полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами и, в том числе, наделяющие прокурора правом принесения протеста на постановление судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, в связи с чем, представление прокурора от 15.09.2021 г. не нарушает права и законные интересы административного истца. По изложенным основаниям административному истцу надлежит отказать в удовлетворении заявленного требования.

Разрешая требования административного истца о признании незаконными и об отмене указанных выше постановлений, вынесенных должностными лицами ОСП по Комсомольскому району 24.09.2021 г. и 28.09.2021 г., суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 13 ГПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Принудительное исполнение судебных актов в силу статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ( ФЗ N 229) возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно статье 2 ФЗ N 229, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 21 ФЗ N 229 исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Согласно п.1 ч.1 ст. 22 ФЗ N 229, срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению.

Исполнительный документ выдан 28.06.2016 и в период с 25.07.2016 по 03.06.2019 находился на исполнении. Таким образом, срок для предъявления исполнительного документа не истек.

На основании п.1 ч.1 ст. 47 ФЗ N 229, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В судебном заседании установлено, представленными материалами подтверждается, что 03.06.2019 г. исполнительное производство № 48296/16/27008-ДСП-ИП было обоснованно окончено судебным приставом-исполнителем, поскольку ему были представлены должником документы, свидетельствующие о фактическом исполнении содержащихся в исполнительном документе требований, в том числе, договор социального найма от 27.05.2019 г.

Однако, согласно ч.9 ст. 47 ФЗ N 229, в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Представленными материалами дела подтверждено, что постановление об отмене окончания исполнительного производства вынесено должностным лицом службы судебных приставов в пределах предоставленных ему полномочий, отмена постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства произведена в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению, предусмотренные законом основания для возобновления исполнительных действий по исполнительному производству имелись, поскольку было установлено, что право взыскателя на предоставленное ему должником жилое помещение было утрачено на основании вступившего в законную силу решения суда.

Таким образом, оспариваемое постановление об отмене окончания исполнительного производства от 24.09.2021 г. является законным, поскольку данный акт вынесен в соответствии с положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и не повлекло нарушение прав и законных интересов должника в исполнительном производстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ N 229, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, предусмотренный ст. 112 настоящего Федерального закона и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 105 ФЗ N 229, при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

В судебном заседании установлено, что после окончания исполнительного производства 03.06.2019 г., должнику, в связи с возобновлением 24.09.2021 г. исполнительных действий, был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа. Действия судебного пристава- исполнителя по установлению должнику нового срока исполнения соответствуют требованиям законодательства об исполнительном производстве, в связи с чем являются законными, обоснованными и не влекут удовлетворения заявленных истцом требований.

Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с исследованными доказательствами, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Администрации сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края отказать в удовлетворении исковых требований к Прокуратуре Комсомольского района Хабаровского края, к УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ОСП по Комсомольскому району, о признании незаконным протеста прокурора, о признании незаконными и об отмене постановлений судебного пристава.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 11 ноября 2021 г.

Судья