Дело № 2а-5355/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2017 года город Владивосток,
ул. Адмирала ФИО1, д.23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Кучер Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО3 к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании действия незаконными, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края ФИО2 о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2 000 кв.м. по адресу: <адрес>, в районе <адрес> Б, для строительства многоэтажного гаража, оформленное письмом от дата за № и обязать в течении 5 (пяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 Взыскать с Департамента судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что 13.03.2017г. ФИО2 в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края было подано заявление с приложением необходимых документов для подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> Б на основании Административного регламента, утвержденного приказом Департамента земельных и ФИО4 отношений ПК дата№. для дальнейшей постановки земельного участка на кадастровый учет и организации процедуры аукциона на право аренду земельного участка в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 39.6. 39.11 ЗК РФ. В установленные законом сроки ответ Департаментом предоставлен не был, в связи с чем, истец обращался с жалобой в администрацию Приморского края. Письмом от дата№-АПК <адрес> был дан ответ, согласно которому, на заявление от 13.03.2017г. Департаментом дата дан ответ и приложена копия ответа. Однако доказательства направления не представлены и истец ответ не получал. Согласно полученного ответа от дата№ Департамент сообщил о невозможности рассмотрения заявления в связи с наличием в представленных заявителем документах сведений секретного характера. Во-первых, из отказа не ясно какой именно элемент носит секретный характер применительно к приказу Минэкономразвития России от дата№-дсп. Во-вторых, в действующем земельном законодательстве заложен подход, при котором образование земельных участков в границах населённых пунктов осуществляется путём подготовки схемы расположения земельного участка уполномоченным органом. В силу прямого указания закона, граждане или юридические лица не могут самостоятельно изготавливать схему расположения земельного участка, находящегося в границах населённых пунктов даже в том случае, если образование земельного участка происходит по их инициативе. Испрашиваемый земельный участок находится в границах населённого пункта - <адрес>. Вследствие этого, самостоятельная подготовка заявителем схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Б, площадью 2000 кв.м. - невозможна, в силу прямого указания закона. Отказ Департамента в предусмотренной законом процедуре подготовки и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, был осуществлён по причине наличия на приложенной к заявлению схеме, сведений, носящих секретный характер. Между тем, приложенные к заявлению о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка графические документы представляют собой графический материал, содержащий указание на конкретное местоположение испрашиваемого земельного участка, а также его координаты для определения местоположения земельного участка. Более того, законом не предусмотрена обязанность заявителя предоставлять в уполномоченный орган какой-либо графический материал. Предоставление в Департамент графического материала, является инициативой заявителя, осуществляемой исключительно с целью облегчения взаимодействия с указанным органом в рамках конкретной процедуры. Отказ Департамента по данному основанию не соответствует требованиям закона, и более того - законом не предусмотрен. В п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ среди прочих перечисленных оснований для отказа, предусмотрен отказ по причине несоответствия схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, между тем, как указывалось ранее - данный графический материал не является схемой, вследствие этого - данные требования на него распространяться не могут. Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах населённого пункта уполномоченный орган изготавливает и утверждает самостоятельно, по поступившему заявлению от физических или юридических лиц, с учётом всех имеющихся у него сведений об особенностях испрашиваемого земельного участка. Таким образом, путём незаконных действий ответчика была грубо нарушена процедура рассмотрения заявления, чем нарушены законные права административного истца на оформление прав на земельный участок
дата определением Фрунзенского районного суда <адрес> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено КГК «Управление землями и имуществом на территории <адрес>».
ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО3 требования искового заявления поддержал в полном объеме.
В судебном заседании административный ответчик представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что оспариваемым решением Департамент указал на то, что представленные истцом документы содержат сведения, которые в соответствии с приказом Минэкономразвития от 25.07.2014 № 456-дсп «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от дата№ «Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации» носят секретный характер (координатная сетка). Департамент в силу закона обязан обеспечивать в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную <...>, в соответствии со ст.ст. 16; 17 Закона Российской Федерации от дата№ «О государственной <...>» и Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№. Таким образом, оспариваемое решение Департамента соответствует положениям действующего законодательства и у Департамента отсутствовали основания для рассмотрения представленных документов (обзорной схемы). Кроме того, Департамент полагает, что истец не лишен права, исправив недочеты в представленных ранее документах, обратиться за предоставлением спорного земельного участка. Следовательно, не представляется возможным согласиться с доводом истца, что Департаментом нарушены его права. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – КГК «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Как указано в ч.2 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
На основании ч.5 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
На основании ч.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края", постановлением администрации Приморского края от 05.03.2015 N 70-па "О внесении изменений в постановление администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па "Об утверждении Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края" к полномочиям департамента отнесены функции по обеспечению подготовки и утверждению схемы расположения земельных участков, находящихся в собственности и в ведении Приморского края, на кадастровом плане территории.
Из материалов дела следует, что дата ФИО2 обратился в Департамент с заявлением о подготовке и предоставлении утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>Б, площадью 2000 кв.м., с видом разрешенного использования «подземные или многоэтажные гаражи», с целью строительства на данном земельном участке многоэтажного гаража.
Письмом 20/03/02-06/20/8808 от дата Департамент сообщил административному истцу об отказе в рассмотрении заявления в связи с тем, что представленные истцом документы содержат сведения, которые в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.07.2014 года № 456-дсп «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 17.03.2008г. № 01 «Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации» носят секретный характер.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от дата N <адрес> "О перечне сведений, подлежащих засекречиванию" топографические карты, топографические планы, фотокарты, фотопланы, ортофотокарты, ортофотопланы в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности, а также другие виды картографической продукции подлежат засекречиванию в случае, если указанные карты и планы, в том числе топографические карты масштаба 1:50 000 и крупнее, содержат сведения, подпадающие под действие пунктов раздела 3.4 "Геопространственные сведения по территории Земли" Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от дата N 01, в его действующей редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития России от дата N 456-дсп.
Установление грифа секретности на носителе топографо-геодезической и картографической информации является мерой по охране сведений, отнесенных законодательством к государственной <...>, в число которых в соответствии с пунктом 60 Указа Президента Российской Федерации от дата N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной <...>" включены геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в силу закона обязан обеспечивать в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную <...>, в соответствии со статьями 16, 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной <...>" и Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1, а также нести ответственность за выполнение работ в соответствии с выше названными нормативными правовыми актами по защите государственной <...>.
Административным истцом к заявлению приложена обзорная схема земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Б, масштаба 1:1000, содержащая сведения, носящие секретный характер, в силу чего указанная схема не может быть использована при рассмотрении заявления и в процессе формирования земельного участка.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Анализируя действия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, суд приходит к выводу, что действия Департамента является законными и обоснованными, основанными на требованиях действующего законодательства.
В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения.
Доводы представителя истца о том, что ранее истец обращался с указанной схемой в 2015 году, и Департаментом было отказано по иным основаниям, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО3 к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным отказа в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка, и возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 25.09.2017г.
Судья Н.А.Буланова