В окончательной форме решение суда принято 05 декабря 2016 года
Дело № 2а- 5355/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 01 декабря 2016 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием: истицы ФИО1, представителя истицы ФИО2, представителя ответчика – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованного лица: Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города Ялты о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Ялты № 1474-п от 23.05.2016 года «Об отмене постановления администрации города Ялты от 21.01.2015 года № 26-п «Об утверждении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка ФИО1 по реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>».
Исковые требования обоснованы тем, что она является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. В целях получения разрешения на реконструкцию принадлежащего ей домовладения истица обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялта с заявлением о выдаче градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, которые были изготовлены Департаментом и утверждены постановлением администрации города Ялты № 26-п от 21.01.2015 года. На основании полученных градостроительных условий был разработан и согласован рабочий проект реконструкции дома, 06.05.2015 года Службой Государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована декларация на начало выполнения строительных работ. Получив все необходимые разрешения, она приступила к строительным работам по реконструкции жилого дома, готовность которого составляет на сегодняшний день 83%. Вместе с тем, в сентябре 2016 года ей стало известно, что постановлением Администрации города Ялта от 23 мая 2016 года постановление об утверждении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка отменено. Считает указанное постановление незаконным, нарушающим ее права, поскольку отмена градостроительных условий препятствует в окончании реконструкции дома и введении его в эксплуатацию.
В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск.
Представитель ответчика иск не признал, указав, что к ним поступило письмо Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта об отзыве ранее выданных градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, в связи с тем, что при разработке проектной документации на реконструкцию жилого дома не были соблюдены противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями, расстояние между которыми должно составлять не менее 6 метров. Также пояснил, что в суде имеется гражданских спор между ФИО 1, ФИО 2 и ФИО1 по поводу производства ответчицей строительных работ, в котором Администрация города Ялта привлечена в качестве третьего лица. В рамках вышеуказанного гражданского дела проведена экспертиза, из заключения которой следует, что возводимый объект имеет признаки самовольного строительства, поскольку частично не соответствует проектной документации; при проведении реконструкции допущены отступления от Градостроительных условий и ограничений земельного участка в части площади застройки земельного участка, что в свою очередь привело к сокращению противопожарных разрывов между соседними жилыми домами. Не соблюдение истицей условий и ограничений застройки земельного участка послужило основанием для их отмены.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил письменные пояснения, в которых указал, что проектная документация на реконструкцию была разработана КП «Проектно – Производственным Архитектурно – Планировочным бюро в гор. Ялта» без соблюдений противопожарных расстояний между жилыми домами, в связи с чем Департамент архитектуры и градостроительства отозвал ранее выданные условия. Просил рассмотреть дело без участия представителя Департамента.
Выслушав истицу, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является собственником жилого дома <адрес>, согласно свидетельству о праве собственности от 14 мая 2012 года, а также земельного участка площадью 0,0088 га, расположенного в городе <адрес>, кадастровый №, что подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 20.01.2014 года.
Пунктом 1 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (п. 6 ст. 48 ГрК РФ).
Согласно п. 11 ст. 48 ГрК РФ, подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка.
В состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка (п. 12 ст. 48 ГрК РФ).
Исходя из вышеизложенного, градостроительный план земельного участка является документом, содержащим исходные данные для проектирования объекта строительства, выдаваемый застройщику для последующей разработки проектной документации и получения в установленном порядке разрешения на производство строительных работ.
Постановлением Главы Администрации города Ялта № 7-п от 11 ноября 2014 года был утвержден Порядок предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состав и содержание, в соответствии с п. 1.1 которого градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка в городском округе Ялта выдаются в переходный период, как альтернатива градостроительному плану земельного участка, предусмотренному Российским законодательством, в соответствии с законодательством Республики Крым, в части, не противоречащем Российскому законодательству.
Пунктом 2.1 указанного порядка установлено, что градостроительные условия и ограничения являются основной составляющей исходных данных.
В соответствии с п. 2.4 порядка, рассмотрение заявления, предоставление градостроительных условий и ограничений или принятие решения об отказе в их выдаче осуществляется специально уполномоченным органом градостроительства и архитектуры. Основанием для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений является несоответствие намерений застройки земельного участка положениям соответствующей градостроительной документации на местном уровне.
Градостроительные условия и ограничения подлежат утверждению Главой администрации путем издания соответствующего Постановления.
Судом установлено, что постановлением администрации города Ялта № 26-п от 21 января 2015 года были утверждены Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, расположенного в городе <адрес>, разработанные Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялта.
В качестве градостроительных условий и ограничений указано: предельно допустимая высота зданий – 11,2 кв. метров; максимально допустимый процент застройки земельного участка – 64%; максимально допустимая плотность населения; расстояние от объекта, который проектируется, до границ красных линий и линий регулирования застройки; минимально допустимые расстояние от объектов, которые проектируются, до существующих зданий и сооружений – в соответствии со СНиП 1.07.01-89*.
На основании исходных данных, указанных в Градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка истцом было заказано изготовление проектной документации в Коммунальном предприятии «Проектно – производственное Архитектурно – планировочной бюро гор. Ялта».
06 мая 2015 года Службой государственного строительного надзора Республики Крым было зарегистрировано Декларацию о начале выполнения строительных работ по реконструкции жилого дома с надстройкой по адресу: <адрес>.
Согласно информации МУП Бюро технической инвентаризации Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, при проведении регистрации текущих изменений 14.03.2015 года жилому дому литер «А» по адресу: <адрес>, был установлен процент готовности 83%.
Постановлением Администрации города Ялты № 1474-п от 23 мая 2016 года ранее вынесенное постановление № 26-п от 21.01.2015 года «Об утверждении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка ФИО1 по реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>» было отменено в связи с нарушением требований СНиП 2.07.01-89* (отсутствие противопожарных разрывов между жилыми домами).
Основанием для вынесения постановления послужило письмо Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта от 17.05.2016 года, в котором указано, что Департамент отзывает ранее выданные градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка в связи с тем, что проектная документация разработана Коммунальным предприятием «Проектно – Производственным Архитектурно – Планировочным бюро в гор. Ялта» без учета противопожарных разрывов между домами, что противоречит требованиям СНиП 2.07.01-89*.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 48 указанного федерального закона №131-Ф предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц -органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.
Исходя из содержания указанной правовой нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им либо упраздненным органом ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону либо иному нормативному правовому акту.
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым № 1116-п от 16 июля 2015 года утвержден административный регламент Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги: «выдача градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка» (далее – Административный регламент).
В соответствии с п. 2.8 указанного регламента, исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги -несоответствие намерений застройки земельного участка положением соответствующей градостроительной документации.
Аналогичные основания для отказа в выдаче градостроительных условий указаны в п. 2.4 Порядка предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состав и содержание.
Оснований для отмены ранее выданных градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка вышеперчисленные муниципальные нормативные правовые акты не содержат.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что основания для отмены ранее выданных Градостроительных условий могут быть обусловлены только причинами, являющимися основаниям для отказа в их выдаче, то есть несоответствие намерений застройки земельного участка положениям соответствующей градостроительной документации.
Вместе с тем, из обжалуемого постановления и письма Департамента архитектуры об отзыве ранее выданных Градостроительных условий усматривается, что выданные истцу Градостроительные условия были отменены в связи с несоблюдением при проектировании строительства требований СНиП 2.07.01-89* относительно соблюдения противопожарных расстояний между жилыми домами.
При этом выданные истцу Градостроительные условия и ограничения содержат указание на необходимость соблюдения требования СНиП 2.07.01-89* при проектировании минимальных допустимых расстояний от объектов, которые проектируются до существующих зданий и сооружений (пункт 6).
Представитель ответчика в судебном заседании также пояснял, что Градостроительные условия были выданы истцу законно, содержат все необходимые данные относительно ограничений по застройке земельного участка, в том числе в части необходимости соблюдения противопожарных расстояний, однако не соблюдаются истцом при проектировании и строительстве.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что отступление организацией, осуществляющей работы по проектированию от исходных данных по строительству, зафиксированных в Градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка не может свидетельствовать о незаконности выдачи самих Градостроительных условий и соответственно не является основанием для их отзыва и отмены органом местного самоуправления.
В случае выявления данных, свидетельствующих об отступлении истицы от выданных ей Градостроительных условий, наличия признаков самовольного строительства, вопрос о последствиях таких действий подлежит разрешению в гражданско – правовом порядке.
Таким образом, поскольку постановление Администрации города Ялта № 26-п от 21 января 2015 года об утверждении истице Градостроительных условий и ограничений земельного участка было вынесено при наличии предусмотренных законом оснований, установленным законом способом, основания для его отмены органом местного самоуправления отсутствовали.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о несоответствии обжалуемого постановления требованиям вышеперечисленных нормативно – правовых актов, а также нарушений прав и законных интересов истицы, поскольку отмена исходных данных на проектирование препятствует в осуществлении ею в дальнейшем строительных работ и введению объекта в эксплуатацию.
Судом установлено, что копия постановления Администрации города Ялта от 23 мая 2016 года была направлено истице только 14 сентября 2016 года (л.д. 6-7).
Исковое заявление в суд подано 10 октября 2016 года, то есть в пределах трех месяцев со дня, когда истцу стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.
Сведений и доказательств, подтверждающих, что истцу было известно об оспариваемом постановлении до сентября 2016 года ответчиком суду не представлено, вследствие чего суд считает, что срок на обращение в суд истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
иск ФИО1 к Администрации города Ялта Республики Крым удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Ялта № 1474-п от 23.05.2016 года «Об отмене постановления администрации города Ялта № 26-п от 21.01.2015 года «Об утверждении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка ФИО1 по реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова