ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5359/2023 от 05.12.2023 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД: 59RS0004-01-2023-006638-47

Дело № 2а-5359/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 5 декабря 2023 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Ноздрине А.И.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя администрации Губернатора Пермского края, Губернатора Пермского края ФИО2, действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к руководителю администрации Губернатора Пермского края ФИО3, администрации Губернатора Пермского края, Губернатору Пермского края ФИО4 о признании незаконными действий, ответа, взыскании морального вреда, судебных расходов,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к руководителю администрации Губернатора Пермского края ФИО3 , администрации Губернатора Пермского края, Губернатору Пермского края ФИО4 о признании незаконными действий, ответа, взыскании морального вреда, судебных расходов.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указывает о том, что ДД.ММ.ГГГГ ею подано в администрацию губернатора Пермского края обращение о незаконности Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-администрации Оханского городского округа, утверждённого решением Думы Оханского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием на нарушения требований законодательства при принятии данного положения, которые являются основанием для признания его недействующим, а именно на отсутствие в нем указаний на положения абз. 8 ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 15, п.1 ст.15.1, п.3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В своем обращении она просила предоставить ей информацию о составителях Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского округа, утвержденного решением Думы Оханского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (далее- Положение от ДД.ММ.ГГГГ); не отражения в Положении требований абз. 8 ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 15, п.1 ст.15.1, п.3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; исключить отбор на конкурсе кандидатов ФИО5 и ФИО6; разрешить присутствовать на заседании комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского округа ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин. на выступлениях всех кандидатов с видеосъемкой и обеспечить прямой эфир конкурса в контакте и присутствие средств массовой информации; разрешить вести видеосъемку на смартфон; объяснить причины исключительно мужского состава комиссии от администрации губернатора Пермского края; зафиксировать на аудио и видео запись предложения взяток, земель, предложения «<данные изъяты>» в <Адрес> от ФИО5, Яшина, иных заинтересованных лиц; предоставить подробную информацию своего видения решения указанных в обращении проблем на территории Оханского округа, источников финансирования и субсидировании решения указанных проблем территории; каждому ответ направить по электронной почте и почтой России в установленный законом срок.

На обращение ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ , где обращение в части незаконности Положения от ДД.ММ.ГГГГ по причине принятия его Думой Оханского городского округа, а не администрацией губернатора Пермского края проигнорировано. В части вопроса о разрешении проведения видеосъемки указано на то, что вопрос о видеосъёмки будет рассмотрен на очередном заседании конкурсной комиссии, а также указано на то, что в соответствии с ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» половина членов комиссии назначается губернатором Пермского края.

ДД.ММ.ГГГГ на конкурсе по отбору кандидатур на должность главы городского округа-администрации Оханского городского коруга комиссия в лице первого заместителя, руководителя администрации губернатора Пермского края ФИО3 запретила ей проводить видеосъемку выступлений кандидатов с презентацией программ развития Оханского городского округа до ДД.ММ.ГГГГ года, ссылаясь на отсутствие согласия кандидатов, наличие письменных отказов на видеосъемку без ссылок на действующее законодательство в нарушение п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ ею получена копия ответа от ДД.ММ.ГГГГ после конкурсного отбора от конкурсной комиссии о том, что ей разрешено присутствовать на заседании конкурсной комиссии при проведении конкурса на выступлениях других кандидатов с отказом в аудио и видеосъёмки. Указанный ответ противоречит требованиям ч.4 ст. 1, п.п.1, 4 ст. 10, пунктам 1-2 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений Российской Федерации», п.4 ст. 29, ст. 33 Конституции Российской Федерации, п. 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», подпунктам 1 и 2 п.1 ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в п.44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации . Губернатор Пермского края не имел право отбирать кандидатов на должность главы муниципального образования в соответствии со ст. 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и не вправе назначать членов комиссии. Положения ч.1 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» противоречат требованиям ч.2 ст. 3, ч.1 ст. 15, ч.ч.1 ст. 32, ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации, ст. 20 Устава Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ- ПК, ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организаций публичной власти в субъектах Российской Федерации», ст. 10 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ- ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края». Указанными незаконными действиями, ответом ей причинён моральный вред, размер которого она оценивает руб. Представитель администрации Губернатора Пермского края не имел право присутствовать при проведении конкурса. На сайте Оханского городского округа и администрации губернатора Пермского края нет информации о направлении ФИО3 для присутствия при отборе кандидатов на должность главы Оханского городского коруга, как и других представителей администрации Губернатора Пермского края.

На основании вышеизложенного, ФИО1 просит:

- признать незаконным запрет на видеосъёмку ДД.ММ.ГГГГ во время проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-Оханского городского округа;

-признать обращение от ДД.ММ.ГГГГ не всесторонне и не объективно рассмотренным;

-признать незаконным присутствие ФИО3 в отборе кандидатов на должность главы Оханского городского округа Пермского края незаконным;

- признать незаконным назначение губернатором Пермского края членов комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа-администрации Оханского городского округа;

-взыскать моральный вред в размере 10 000 руб.;

-взыскать расходы на услуги представителя в размере 100 000 руб.;

- взыскать расходы на распечатку документов в размере 100 руб.;

-взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление к руководителю губернатора Пермского края ФИО3 в части требования о признании незаконным вмешательства губернатора Пермского края в отбор кандидатов на должность главы Оханского городского округа путем разработки Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа - администрации Оханского городского округа возвращено ФИО1 в связи с неподсудностью спора Ленинскому районному суду г. Перми, поскольку данное требование фактически направлено на оспаривание нормативно-правового акта.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Губернатора Пермского края, в качестве заинтересованных лиц- администрация Оханского городского округа, Дума Оханского городского округа, конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского округа.

Определение судьи от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме в качестве административного соответчика привлечен губернатор Пермского края ФИО4

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддерживает.

Представитель администрации Губернатора Пермского края, Губернатора Пермского края в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая о том, что ФИО3 как и.о. руководителя администрации Губернатора Пермского края не отказывал ФИО1 в видеосъемке ДД.ММ.ГГГГ во время проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-Оханского городского округа. В ответе на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ей указано на то, что решение данного вопроса относится к компетенции конкурсной комиссии, которой на заседании ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в проведении аудио- и видеосъемки на заседании конкурсной комиссии при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округу- главы администрации Оханского городского округа на выступлениях кандидатов в связи с отсутствием согласия на данные действия других кандидатов, о чем ФИО1 уведомлена в ответе конкурсной комиссии. ФИО1 на ее требования, изложенные в обращении от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном в адрес членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации губернатора Пермского края, даны все ответы, обращение рассмотрено уполномоченными лицами в установленных ФЗ «О порядке рассмотрения граждан» порядке и сроках. Вопрос назначения половины членов конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Пермского кая относится к исключительным полномочиям губернатора Пермского края на основании ч.2.1 ст. 36 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» На основании распоряжения губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-р ФИО3 входит в состав членов конкурсной комиссии для проведения конкурсов по отбору кандидатур на должность глав городских и муниципальных округов, муниципальных районов Пермского края от губернатора Пермского края, в связи с чем присутствие ФИО3 в отборе кандидатов на должность главы Оханского городского округа Пермского края является законным. Поскольку со стороны административных ответчиков незаконного бездействия не допущено, не подлежат и удовлетворению требования административного истца о взыскании в ее пользу морального вреда, судебных и почтовых расходов.

Представители администрации Оханского городского округа, Думы Оханского городского округа, конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского округа в суд не явились, извещены. В письменном отзыве на заявленные требования представители Думы Оханского городского округа, администрации Оханского городского округа указывают на то, что в ст. 30 Устава Оханского городского округа, принятого решением Оханской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что глава Оханского городского округа избирается Думой Оханского городского округа из числа кандидатов представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Установление Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, а также определение количества членов конкурсной комиссии в Оханском городском округе является исключительной компетенцией Думы Оханского городского округа. ФИО7 членов конкурсной комиссии назначается Думой Оханского городского округа, а другая половина - губернатором Пермского края на основании требований ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Во исполнение вышеназванных норм права ДД.ММ.ГГГГ Думой Оханского округа принято решение «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа - администрации Оханского городского округа». Указанным Положением определены требованиям к участникам конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа- главы администрации Оханского городского округа, деятельность конкурсной комиссии и ее количественный состав. Пунктом 3.2 Положения установлено, что общее количество членов конкурсной комиссии составляет 12 человек, в том числе половина ее членов назначается Думой Оханского городского округа, а другая половина-губернатором Пермского края. В соответствии с вышеназванным решением Думы Оханского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Думой Оханского городского округа принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского коруга-главы администрации Оханского городского округа». Указанным решением определен списочный состав членов городского округа-главы администрации Оханского городского округа, формируемый от Думы Оханского городского округа. В компетенцию Думы Оханского городского коруга не входит решение вопроса о назначении членов конкурсной комиссии губернатором Пермского края. Деятельность конкурсной комиссии осуществлялась в соответствии с требованиями действующего законодательства, цель создания комиссии- отбор и представление на рассмотрение Думы Оханского городского округа-главы администрации Оханского городского округа. В связи с этим конкурсная комиссия не является подконтрольным органом Думе Оханского городского округа, оснований не доверять принятому решению не имеется. Формирование части состава конкурсной комиссии губернатором Пермского края предусмотрено требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, требования административного истца о признании незаконными присутствия ФИО3 в отборе кандидатов на должность главы Оханского городского округа, вмешательства губернатора Пермского края в отбор кандидатов на должность главы Оханского городского округа незаконным, а, следовательно, и сопутствующие требования удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ по делу объявлен перерыв до час. мин. ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, изучив материал дела, заслушав лиц, участвующих деле, обозрев видеозапись, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений частей 2, 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1 статьи 36 названного Закона).

Как следует из материалов дела и установлено судом, что решением Думы Оханского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-администрации Оханского городского округа (л.д. 21-14)

Думой Оханского городского округа ДД.ММ.ГГГГ принято решение «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского округа»

Распоряжением Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-р с учетом внесенных в него изменений утвержден состав членов конкурсной комиссии для проведения конкурсов по отбору кандидатур на должности глав городских и муниципальных округов Пермского края от губернатора Пермского края, в состав которой входит, в том числе ФИО3- исполняющий обязанности руководителя администрации, заместитель руководителя администрации, директора департамента внутренней политики администрации губернатора Пермского края.

ФИО1 подано ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Губернатора Пермского края заявление, адресованное членам конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского коруга от администрации Губернатора Пермского края: первому заместителю руководителя администрации губернатора Пермского края ФИО3, заместителю председателя Правительства Пермского края ФИО8, директору контрольного департамента администрации губернатора Пермского края ФИО9, и.о. заместителя руководителя администрации губернатора Пермского края ФИО10, директору департамента по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации губернатора Пермского края ФИО11, заместителю директора по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации губернатора Пермского края ФИО12, в котором указала на противоречие Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-администрации Оханского городского округа, утверждённого решением Думы Оханского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, требованиям федерального законодательства; на отсутствие подписи в решении о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского округа от ДД.ММ.ГГГГ; на коррупцию и бессменное занятие должности; совершение преступлений, которые не раскрывает полиция; на вынесение судами решений в пользу граждан; отсутствие стратегий социально-экономического развития Оханского городского округа.

На основании вышеизложенного, ФИО1 в обращении от ДД.ММ.ГГГГ просила: 1) предоставить ей информацию о составителях Положения, причинах исключения положений Трудового кодекса Российской Федерации, особенно сведений о доходах и имуществе, справок от нарколога, психиатра; 2) исключить отбор на конкурсе ФИО5, ФИО6, в противном случае Положение и решение об итогах отбора будет обжаловано в судебном порядке; 3) разрешить присутствовать на заседании комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы Оханского городского округа ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин. на выступлениях всех кандидатов с видеосъемкой, обеспечить прямой эфир конкурса в контакте и присутствие средств массовой информации; 4) разрешить вести видеосъемку на смартфон, в противном случае запрет видеосъемки как отсутствие гласности будет оспариваться в судебном порядке с признанием запрета незаконным, компенсации морального вреда и судебных расходов, признании решения по отбору недействительным; объяснить причины исключительно мужского состава комиссии от администрации губернатора Пермского края; зафиксировать на аудио и видео предложения взяток, земель, предложения «<данные изъяты> в д. Новые Селища от ФИО5, Яшина, иных заинтересованных лиц; каждому представить подробную информацию своего видения решения указанных в обращении проблем на территории Оханского округа, источников финансирования и субсидирования решения указанных проблем территории; каждому ответ направить по электронной почте и почтой России в установленные законом сроки, в противном случае отсутствие ответа или его необъективное рассмотрение будет обжаловано в суде и в прокуратуре с целью привлечения к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ и публикации в контакте в воспитательных целях (л.д. 11-12).

Данное обращение зарегистрировано от ДД.ММ.ГГГГ за вх .

На данное обращение председателем конкурсной комиссии, и.о руководителя администрации губернатора Пермского края ФИО3, членами конкурсной комиссии от губернатора Пермского края ФИО8, ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО12 дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ФИО1 указано на то, что вопрос о принятии Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-администрации Оханского городского округа находится в исключительной компетенции Думы Оханского городского округа, при этом информация о составителях Положения в администрации Губернатора Пермского края (у членов конкурсной комиссии от губернатора Пермского края) отсутствует. Решение конкурсной комиссии о допуске или об отказе в допуске кандидатов к участию принимается в период проведения конкурса на основании норм пунктов 4.4, 4.5 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-администрации Оханского городского округа. Вопрос о допуске и съемке будет рассмотрен на очередном заседании конкурсной комиссии, поскольку п.3.5 вышеуказанного Положения предусмотрено, что решения конкурсной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании конкурсной комиссии. О результатах рассмотрения ей будет сообщено дополнительно. Вопрос назначения половины членов конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Пермского края относится к полномочиям губернатора Пермского края на основании ст. 36 Федерального закона - ФЗ. При наличии конкретных фактов неправомерных действий (бездействий) должностных лиц органов местного самоуправления Оханского городского коруга, указанных в обращении, она вправе обратиться за защитой своих нарушенных прав и интересов в соответствующие правоохранительные органы либо в ином судебном порядке. Решение проблемных вопросов Оханского городского округа, указанных в обращении, не входит в полномочия конкурсной комиссии при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Оханского городского округа и ее членов, предусмотренных п.3.1 Положения (л.д. 13-14)

Указанный ответ отправлен в адрес ФИО1 по почте ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено реестром простых почтовых отправлений.

ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ поданы аналогичные обращения в администрацию Оханского городского округа (вх ), Думу Оханского городского округа (вх ).

Думой Оханского городского округа ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное обращение по компетенции перенаправлено на рассмотрение в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского округа, о чем ФИО1 уведомлена для сведения.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского округа, где поставлены на разрешение следующие вопросы:

- о присутствии ФИО1 на заседании конкурсной комиссии при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа- главы администрации Оханского городского округа на выступлениях других кандидатов (проголосовало «за»-, «против»- «воздержалось»- )

- о разрешении ФИО1 вести аудио и видеосъемку на заседании конкурсной комиссии при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского округа на выступлениях других кандидатов (проголосовало «за»-, «против»-, «воздержалось»- )

Путем голосования конкурсной комиссией принято решение о разрешении ФИО1 присутствовать на заседании конкурсной комиссии при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа- главы администрации Оханского городского округа на выступлениях других кандидатов, в проведении аудио- и видеосъемки на заседании конкурсной комиссии при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа- главы администрации Оханского городского округа на выступлениях кандидатов отказано в связи с отсутствием согласия на данные действия других кандидатов

Также на данном заседании вышеуказанной комиссией принято решение о допуску к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского округа и регистрации в качестве кандидатов на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского округа в порядке очередности поданных документов следующих кандидатов: <данные изъяты>

Конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского округа в лице заместителя председателя конкурсной комиссии ФИО14, членами конкурсной комиссии, назначенной Думой Оханского городского округа в составе: <данные изъяты>, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращения ФИО1, поданные ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Оханского городского округа (вх ), Думу Оханского городского округа (вх ), сообщено о том, что по результатам заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа, прошедшего ДД.ММ.ГГГГ, протокол , комиссией принято решение о разрешении ее присутствия на заседании конкурсной комиссии при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского коруга на выступлениях других кандидатов. В проведении аудио-видеосъемки на заседании конкурсной комиссии при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа- главы администрации Оханского городского коруга на выступлениях кандидатов в связи с отсутствием согласия данные действия других кандидатов (л.д. 15-16)

В адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о том, что конкурс по отбору кандидатур на должность главы городского коруга-главы администрации Оханского городского округа состоится ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. в здании администрации Оханского городского коруга по адресу: <Адрес>, зал заседаний администрации Оханского городского округа (1 этаж) (л.д. 18)

Кандидаты на должность главы городского округа-главы администрации Оханского городского округа ФИО21, ФИО22, ФИО23ДД.ММ.ГГГГ выразили несогласие на проведение аудио и видеосъёмки их выступлений на заседании конкурсной комиссии ДД.ММ.ГГГГ при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа- главы администрации Оханского городского округа.

Из представленной аудиозаписи следует, что ФИО1 участвовала на заседании конкурсной комиссии ДД.ММ.ГГГГ при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа- главы администрации Оханского городского округа, при этом без уведомления комиссии и вышеуказанных кандидатов производила на телефон видеосъемку, на что председателем комиссии ФИО1 предложено спросить согласие на проведение видеосъемки у кандидатов и членов комиссии, что административным истцом проигнорировано.

Из содержания административного иска следует, что ФИО1 просит признать незаконным запрет руководителя администрации губернатора Пермского края ФИО3 на запрет на осуществление видеосъемки ДД.ММ.ГГГГ во время проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-Оханского городского округа.

Вместе с тем, судом при рассмотрении дела установлено, что ФИО3 указанное решение не принимал, данное решение принято комиссией по отбору кандидатур на должность главы городского округа- администрации Оханского городского округа. Из видеозаписи следует, что председателем комиссии ФИО3 ФИО1 предложено уведомить членов комиссии и кандидатов на ведение видеосъемки и спросить у них разрешение, на что административный истец ответила отказом, продолжив осуществление видеосъемки.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований ФИО1 отсутствуют, поскольку не доказано нарушение ее законных прав и интересов действиями административного ответчика.

ФИО1 просит признать обращение от ДД.ММ.ГГГГ не всестороннее и не объективно рассмотренным.

На основании статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных; органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи.

Судом при рассмотрении дела установлено, что обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, поданное в администрацию Губернатора Пермского края, рассмотрены по существу уполномоченными лицами в порядке и сроки, установленные законодательством, по результатам рассмотрения дан мотивированные ответ, не нарушающий прав и свобод административного истца, который им получен.

Несогласие административного истца с содержанием полученного им ответа, указывающего, по его мнению на незаконный отказ в предоставлении запрашиваемой информации, не свидетельствует о допущенном незаконном бездействии со стороны администрации Губернатора Пермского края и его должностного лица.

Требования ФИО1 о признании незаконными действия ФИО3, выражающихся в присутствии его в отборе кандидатов на должность главы Оханского городского округа, не подлежат удовлетворению, поскольку ФИО3 на основании распоряжения Губернатора Пермского края -р от ДД.ММ.ГГГГ входит в состав членов конкурсной комиссии для проведения конкурсов по отбору кандидатур на должности глав городских и муниципальных округов, муниципальных районов Пермского края от губернатора Пермского края, в связи с чем имел законное право присутствовать на вышеуказанном заседании.

Согласно ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с ч.3 ст. 15 Устава Пермского края губернатор Пермского края является высшим должностным лицом Пермского края.

Таким образом, Губернатор Пермского края наделен полномочиями по назначению членов комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа-администрации Оханского городского округа, в связи с чем требования административного истца о признании незаконным назначение Губернатором Пермского края членов комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа-администрации Оханского городского округа удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 ГК РФ.

В силу п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Из содержания статьи 53 Конституции Российской Федерации следует, что каждый пострадавший от незаконных действий (или бездействия) органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства, в том числе справедливой компенсации морального вреда, причиненного такими действиями (или бездействием), на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (определения от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ-О и др.).

На основании статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Возможность применения статьи 151 ГК РФ в отношениях, имеющих публично-правовую природу, в том числе при возмещении государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц при осуществлении административного преследования, связана с обязанностью государства по созданию обеспечивающих реализацию права на возмещение государством вреда конкретных процедур и, следовательно, компенсационных механизмов, направленных на защиту нарушенных прав.

В соответствии с частью 1 статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно части 1 статьи 16 данного закона гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) государственного органа, органа местного самоуправления.

Данные нормы закона № 59-ФЗ в их системной связи с общими положениями гражданского законодательства о возмещении вреда относят право гражданина на рассмотрение его обращения органами государственной власти и их должностными лицами к числу нематериальных благ, связанных с личными неимущественными правами гражданина.

Поскольку незаконных бездействия, действий со стороны административных ответчиков при рассмотрении судом дела не установлено, оснований для взыскания в пользу ФИО1 морального вреда в размере 10 000 руб. не имеется.

Учитывая, что административному истцу отказано в удовлетворении административного иска, требования ФИО1 о взыскании судебных и почтовых расходов удовлетворению также не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении требований ФИО1 к руководителю администрации Губернатора Пермского края ФИО3 , администрации Губернатора Пермского края, Губернатору Пермского края ФИО4 о признании незаконным запрета на видеосъёмку ДД.ММ.ГГГГ во время проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа-Оханского городского округа; признании обращения от ДД.ММ.ГГГГ не всесторонне и не объективно рассмотренным; незаконными присутствие ФИО3 в отборе кандидатов на должность главы Оханского городского округа Пермского края, назначение губернатором Пермского края членов комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа-администрации Оханского городского округа; взыскании морального вреда в размере 10 000 руб.; судебных расходов на услуги представителя в размере 100 000 руб.; расходов на распечатку документов в размере 100 руб., государственной пошлины в размере 300 руб. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: Манько А.В.