Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 июля 2022 года г.Кимовск
Кимовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Улитушкиной Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Тимаковой О.В.,
с участием
административного истца – помощника Кимовского межрайпрокурора Семеновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-535/2022 по административному исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район об оспаривании бездействия администрации и обязании разработать и принять административный регламент, включить муниципальную услугу в реестр муниципальных услуг,
у с т а н о в и л :
Кимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кимовский район об оспаривании бездействия администрации и обязании разработать и принять административный регламент, включить муниципальную услугу в реестр муниципальных услуг, и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выразившееся в неразработке и непринятии административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и не включении данной услуги в реестр муниципальных услуг администрации муниципального образования Кимовский район; обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, включить данную услугу в реестр муниципальных услуг администрации муниципального образования Кимовский район.
Административные исковые требования обоснованы тем, что межрайонной прокуратурой в администрации муниципального образования Кимовский район проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг. В силу ч.6 ст.57 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения, документы, материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе размещаемые в указанных информационных системах уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Статьей 11 названного Федерального закона предусмотрено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 года №2113-р, предусмотрена услуга – предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. В нарушение вышеуказанных требований законодательства в администрации муниципального образования Кимовский район административный регламент предоставления вышеуказанной услуги не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг не включена. Отсутствие должного правового регулирования предоставления муниципальной услуги приводит к возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению сотрудников администрации. По результатам проверки в администрацию муниципального образования Кимовский район 29.04.2022 года внесено представление, которое рассмотрено, доводы прокурора признаны обоснованными. Однако до настоящего времени административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, не разработан и не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования Кимовский район, не включена. Основанием обращения прокурора в суд является бездействие органов местного самоуправления и защита прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд.
В судебном заседании административный истец - помощник Кимовского межрайонного прокурора Семенова Е.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме по всем основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Кимовский район, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, обратившись с заявлением о признании административных исковых требований в полном объеме и рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление Кимовского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как определено ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (п.1.1 ст.219 КАС РФ).
В соответствии с п.6 ч.2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных районов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
В силу ч.6 ст.57 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения, документы, материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе размещаемые в указанных информационных системах уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст.4 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 года, основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: 1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги; 4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги.
Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Статьей 11 названного Федерального закона предусмотрено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 года №2113-р, предусмотрена услуга – предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно пп.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Статьей 3 данного Федерального закона предусмотрено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность…
По данному делу было установлено, что 10.01.2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об администрации муниципального образования Кимовский район, ГРН <данные изъяты>. Главой администрации муниципального образования Кимовский район является ФИО1 К основному виду деятельности относится деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
Указанное усматривается из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.14-18).
Согласно ст.3 Устава муниципального образования Кимовский район, к вопросам местного значения муниципального образования Кимовский район относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования; осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования (л.д.23-56).
Межрайонной прокуратурой в администрации муниципального образования Кимовский район проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг.
В ходе проверки было установлено, что в администрации муниципального образования Кимовский район, в нарушение приведенных требований действующего законодательства, административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг не включена.
В связи с выявленными нарушениями закона 29.04.2022 года в администрацию муниципального образования Кимовский район заместителем Кимовского межрайонного прокурора внесено представление об устранении нарушений (л.д.19-21).
Согласно информационному письму первого заместителя главы администрации муниципального образования Кимовский район от 1.06.2022 года № (л.д.22), адресованному Кимовскому межрайонному прокурору, административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Кимовский район» находится в стадии корректировки. Данное представление рассмотрено 23.05.2022 года с участием заместителя межрайонного прокурора ФИО2 Отделом строительства и архитектуры приняты меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь. Начальник отдела строительства и архитектуры администрации муниципального образования Кимовский район ФИО3 привлечена к дисциплинарной ответственности.
Из акта проверки от 30.05.2022 года помощника Кимовского межрайонного прокурора ФИО4 (л.д.57) следует, что межрайонной прокуратурой в администрации муниципального образования Кимовский район проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг. В ходе проверки было установлено, что до настоящего времени в администрации муниципального образования Кимовский район, в нарушение приведенных требований действующего законодательства, административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, не разработан и не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг не включена.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Суд пришел к выводу о том, что административным истцом соблюден установленный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени в администрации муниципального образования Кимовский район, в нарушение приведенных требований действующего законодательства, административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг не включена.
Данное обстоятельство подлежит устранению путем осуществления мероприятий, которые прокурор требует провести, путем возложения обязанности на административного ответчика.
Отсутствие административного регламента предоставления муниципальной услуги может нарушить права граждан при получении сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Административный ответчик – представитель администрации муниципального образования Кимовский район в полном объеме признал заявленные административные исковые требования.
В силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В данном случае с учетом правового статуса административного ответчика – администрации муниципального образования Кимовский район, реальных возможностей административного ответчика по устранению нарушения, суд определяет срок исполнения судебного решения в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу, соглашаясь с доводами административного искового заявления Кимовского межрайонного прокурора. Оснований для увеличения срока исполнения решения суда не имеется.
Установление более длительного срока исполнения данного решения суда приведет к затягиванию его исполнения, что существенно повлияет на права неопределенного круга лиц и будет противоречить общим целям правосудия.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о законности и обоснованности административных исковых требований Кимовского межрайонного прокурора.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район об оспаривании бездействия администрации и обязании разработать и принять административный регламент, включить муниципальную услугу в реестр муниципальных услуг, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выразившееся в неразработке и непринятии административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и не включении данной услуги в реестр муниципальных услуг администрации муниципального образования Кимовский район.
Обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, включить данную услугу в реестр муниципальных услуг администрации муниципального образования Кимовский район.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления в Кимовский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: