ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-535/2022 от 05.07.2022 Борзинского городского суда (Забайкальский край)

№2а-535/2022

УИД 75RS0008-01-2022-000673-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Борзя 5 июля 2022 года

Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Кыдыякова Г.И.,

при секретаре судебного заседания Норбоевой А.Т.,

с участием старшего помощника Борзинского межрайонного прокурора Цыбускиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора ФИО4, заявленного в интересах ФИО12, к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Борзинскому району, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений,

установил:

заместитель Борзинского межрайонного прокурора ФИО4 обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Борзинской межрайонной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения ФИО5 о непринятии мер сотрудниками полиции к возвращению клада, найденного ДД.ММ.ГГГГФИО12, проживающей по адресу: <адрес>, на земельном участке, находящемся в собственности последней, выявлены в действиях сотрудников ОМВД России по Борзинскому району нарушения. Так, ДД.ММ.ГГГГФИО12 обнаружила на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем ей на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ клад в виде золотых и серебряных монет в количестве 110 штук. В дежурную часть ОМВД России по Борзинскому району поступило телефонное сообщение от ФИО12ДД.ММ.ГГГГ о найденных ею монетах, данное сообщение зарегистрировано в КУСП ДД.ММ.ГГГГ, монеты сданы по описи в ОМВД России по Борзинскому району. В ходе проведения процессуальной проверки в порядке ст.ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) сотрудниками полиции заявлено ходатайство о продлении срока проверки по материалу перед межрайонным прокурором до 30 суток. Изучением материалов в межрайонной прокуратуре установлено, что поступившее телефонное сообщение не содержит признаков преступления, проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ проводится необоснованно, в адрес начальника внесено требование. Материал проверки по телефонному сообщению ФИО12 списан в номенклатурное дело , монеты возвращены заявительнице под расписку ДД.ММ.ГГГГ. После проверки номенклатурного дела представителями УМВД России по Забайкальскому краю указано о необходимости проведения экспертизы найденного клада, в связи с чем, монеты у ФИО12 были вновь изъяты сотрудниками полиции ДД.ММ.ГГГГ. В рамках проверки по обращению представителя общественного движения «Родное Забайкалье» ФИО5, поступившему ДД.ММ.ГГГГ в межрайонную прокуратуру, установлено, что до настоящего времени экспертиза, определяющая культурную ценность найденных ФИО12 монет, не назначена и не проведена. На протяжении восьми месяцев сотрудниками полиции допускаются нарушения на реализацию ФИО12 прав на найденный ею клад, реализовать которые она не может, поскольку отсутствует экспертное заключение. Пунктом 6 Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы, утвержденного приказом МВД России от 16.11.2012 № 1040 (в редакции от 25.01.2021) установлено, что руководитель (начальник) территориального органа МВД России либо по его поручению заместитель начальника территориального органа МВД России - начальник полиции (в выходные и праздничные дни - ответственный по территориальному органу МВД России) обязан рассмотреть зарегистрированные материалы на найденные вещи и документы и дать письменное поручение об организации установления законного владельца в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также привлечении специалистов для осуществления экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям. При сдаче в территориальный орган МВД России клада его хранение осуществляется в течение периода времени, необходимого для решения вопроса об отнесении его к культурным ценностям и передачи в государственную собственность (п. 28 указанного Порядка). В течение восьми месяцев мер к привлечению специалистов для осуществления экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям сотрудниками ОМВД России по Борзинскому району не принималось, разумные сроки для организации и проведения указанного экспертного исследования нарушены, запросы в адрес УМВД России по Забайкальскому краю для выделения денежных средств для проведения указанной экспертизы не направлены. Данные обстоятельства свидетельствуют о грубом бездействии сотрудников ОМВД России по Борзинскому району. УМВД России по Забайкальскому краю известно о нахождении в ОМВД России по Борзинскому району клада, найденного ФИО12 в мае 2021 г. однако денежные средства для проведения экспертизы, определяющей культурную ценность предметов, не выделены. В силу п. 3 приказа МВД России от 16.11.2012 № 1040 (в редакции от 25.01.2021) расходы, связанные с приемом, учетом, хранением и передачей в соответствующие государственные и муниципальные органы найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, осуществлять в пределах выделенных бюджетных ассигнований на содержание органов внутренних дел Российской Федерации. Согласно п. 153 Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 17.10.2013 № 850 (в редакции от 21.11.2021) территориальные органы МВД России финансируются за счет средств федерального бюджета. Министерство организует за счет федерального бюджета централизованное обеспечение органов внутренних дел финансовыми средствами на содержание подразделений системы МВД России и реализацию возложенных на них функций, осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета через территориальные (окружные, региональные, межрайонные, городские или районные) подразделения органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, являющихся распределителями и получателями средств федерального бюджета, а также контролирует их финансово-хозяйственную деятельность. Таким образом, проведение экспертизы монет в количестве 110 штук, найденных ФИО12 во дворе своего дома, в соответствие с требованиями законодательства подлежит финансированию за счет МВД России через УМВД по Забайкальскому краю.

Просит суд признать бездействие ОМВД России по Борзинскому району, выразившееся в непринятии должных, своевременных и эффективных мер по исполнению требований пункта 6 Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы, утвержденного приказом МВД России от 16.11.2012 № 1040, направленных на привлечении специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет ФИО12 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, незаконным; обязать ОМВД России по Борзинскому району привлечь специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет ФИО12 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, назначив проведение указанной экспертизы в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ОМВД России по Борзинскому району организовать направление найденных 110 монет ФИО12 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям для проведение экспертного исследования с обеспечением сохранности клада от преступных посягательств в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ОМВД России по Борзинскому району организовать возврат направленных в адрес эксперта найденных 110 монет ФИО12 и заключения эксперта, обеспечив сохранность клада от преступных посягательств, в течение месяца со дня поступления в ОМВД России по Борзинскому району сведений об изготовлении экспертного заключения; обязать УМВД России по Забайкальскому краю выделить ОМВД России по Борзинскому району денежные средства в размере, необходимом для привлечения специалиста для проведения экспертизы найденных 110 монет ФИО12 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, а также обеспечения сохранности клада при транспортировке к месту проведения экспертного исследования, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МВД России.

В ходе рассмотрения административного дела по существу Борзинским межрайонным прокурором ФИО6 представлено заявление о частичном отказе от заявленных административных исковых требований в части административных исковых требований о понуждении ОМВД России по Борзинскому району привлечь специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет Леонтьевой О.П. в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, назначив проведение указанной экспертизы, в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу, а также в части понуждения УМВД России по Забайкальскому краю выделить ОМВД России по Борзинскому району денежные средства в размере, необходимом для привлечения специалиста для проведения экспертизы найденных 110 монет ФИО12 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, а также обеспечения сохранности клада при транспортировке к месту проведения экспертного исследования, в соответствии с требованиями действующего законодательства, мотивированное добровольным исполнением указанных требований.

Определением суда от 05.07.2022 принят отказ Борзинского межрайонного прокурора ФИО6 от административного иска, заявленного в интересах ФИО12, к ОМВД России по Борзинскому району, УМВД России по Забайкальскому краю о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений в части административных исковых требований о понуждении ОМВД России по Борзинскому району привлечь специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет ФИО12 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, назначив проведение указанной экспертизы, в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу, а также в части понуждения УМВД России по Забайкальскому краю выделить ОМВД России по Борзинскому району денежные средства в размере, необходимом для привлечения специалиста для проведения экспертизы найденных 110 монет ФИО12 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, а также обеспечения сохранности клада при транспортировке к месту проведения экспертного исследования, в соответствии с требованиями действующего законодательства, административное исковое заявление в указанной части оставлено без рассмотрения.

В судебном заседании старший помощник Борзинского межрайонного прокурора ФИО7 поддержала административные исковые требования в оставшейся части.

Представитель ОМВД России по Борзинскому району по доверенности ФИО8 в судебном заседании возражала против оставшейся части административных исковых требований.

УМВД России по Забайкальскому краю, МВД России, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах не сообщили. Их представителем по доверенности ФИО9 представлены письменные пояснения по делу, а также ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Материальный административный истец ФИО12, надлежащим образом извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, заявила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), совещаясь на месте, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, материал процессуальной проверки, зарегистрированный в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого приобщена к материалам дела, возражения представителя ОМВД России по Борзинскому району по доверенности ФИО8, отзывы представителя УМВД России по Забайкальскому краю и МВД России по доверенности ФИО9, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 2 ст.227 КАС РФсуд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Необходимость обращения заместителя Борзинского межрайонного прокурора с указанным административным иском в суд обусловлена тем, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы ФИО12, создают препятствия к осуществлению её прав, свобод и реализации законных интересов, при этом ФИО12 является пенсионеркой, по состоянию здоровья и возрасту не может обратиться в суд в защиту своих прав и интересов.

Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд по данным требованиям.

Рассматривая доводы административного истца, суд исходит из того, что сотрудники полиции осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

В соответствии с ч. 3 ст.4 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, в числе иных на полицию возложены обязанности принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования (п. 1); обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы (п.38).

Порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами (ч.3 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ).

Приказом МВД России от 16.11.2012 № 1040 утвержден Порядок обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы (далее – Порядок).

В соответствии с п.3 Порядка сотрудники полиции обязаны принимать от граждан найденные вещи и документы и передавать их оперативному дежурному по территориальному органу МВД России с указанием в рапорте данных о лице, нашедшем их, и обстоятельствах их обнаружения.

Согласно п.4 Порядка ответственность за организацию работы по приему найденных вещей и документов, обеспечению их сохранности, возврату законным владельцам либо передаче в соответствующие государственные или муниципальные органы несет заместитель начальника территориального органа МВД России - начальник полиции либо при отсутствии в штатном расписании территориального органа МВД России указанной должности - заместитель начальника территориального органа МВД России, ответственный за деятельность дежурных частей территориального органа МВД России.

Как следует из п. 5 Порядка, при сдаче в полицию найденных вещей и документов оперативный дежурный территориального органа МВД России обязан:

Получить заявление (рапорт) от лица, сдающего найденные вещи и документы, в которых подробно описываются внешний вид найденных вещей, обстоятельства их обнаружения, а в отношении найденных документов указываются их наименования, реквизиты и данные о владельце. Копия заявления (рапорта) выдается лицу, нашедшему вещь (п.5.1.).

Организовать фотографирование в отношении найденных вещей, представляющих культурную ценность. Фотографии приобщаются к найденным вещам (п. 5.2.).

Зарегистрировать найденные вещи и документы в Журнале учета найденных, изъятых, сданных предметов и вещей (транспортных средств, домашних животных), принадлежность которых не установлена (далее - Журнал, приложение к настоящему Порядку) (п. 5.3.).

Проверить найденные вещи и документы по учету похищенных вещей и предметов (п.5.4.).

Доложить о факте приема найденных вещей и документов соответственно начальнику территориального органа МВД России, начальнику отдела (отделения, пункта) полиции территориального органа МВД России на районном уровне или их заместителям (п.5.5.).

Передать принятые найденные вещи и документы в течение суток, а в случае их поступления в выходные и нерабочие праздничные дни - в первый рабочий день, следующий за выходными и нерабочими праздничными днями, сотруднику подразделения тылового обеспечения, ответственному за сохранность найденных вещей и документов (далее - сотрудник, ответственный за сохранность найденных вещей и документов), с распиской в Журнале (п.5.6.).

Согласно п.6 Порядка, руководитель (начальник) территориального органа МВД России либо по его поручению заместитель начальника территориального органа МВД России - начальник полиции (в выходные и праздничные дни - ответственный по территориальному органу МВД России) обязан рассмотреть зарегистрированные материалы на найденные вещи и документы и дать письменное поручение об организации установления законного владельца в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также привлечении специалистов для осуществления экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.

В соответствии с п. 28 Порядка при сдаче в территориальный орган МВД России клада его хранение осуществляется в течение периода времени, необходимого для решения вопроса об отнесении его к культурным ценностям и передачи в государственную собственность.

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка в отношении ОМВД России по Борзинскому району по факту предпринятых сотрудниками полиции мер в отношении 110 монет, найденных ДД.ММ.ГГГГФИО12, проживающей по адресу: <адрес>, на земельном участке, находящемся в собственности последней.

По мнению прокурора, в течение восьми месяцев мер к привлечению специалистов для осуществления экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям сотрудниками ОМВД России по Борзинскому району не принималось, разумные сроки для организации и проведения указанного экспертного исследования нарушены, запросы в адрес УМВД России по Забайкальскому краю для выделения денежных средств для проведения указанной экспертизы не направлены.

Вместе с тем из материала процессуальной проверки, зарегистрированного в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России по Борзинскому району поступило телефонное сообщение от ФИО12, проживающей по адресу: <адрес>, о том, что она нашла у себя в огороде около ста старинных монет.

ДД.ММ.ГГГГФИО12 обратилась в ОМВД России по Борзинскому району с заявлением, согласно которому добровольно сдала сотрудникам полиции монеты, найденные в огороде, в количестве 110 штук, в том числе 21 монету золотого цвета, 89 монет серебряного цвета.

В этот же день начальником ОМВД России по Борзинскому району ФИО10 принято решение о проведении по заявлению ФИО12 процессуальной проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ.

В ходе указанной процессуальной проверки сотрудниками полиции ДД.ММ.ГГГГ отобрано объяснение у ФИО12 об обстоятельствах обнаружения данных монет, тогда же осуществлен осмотр места происшествия, найденные монеты сданы на хранение в камеру хранения вещественных доказательств ОМВД России по Борзинскому району.

ДД.ММ.ГГГГ срок проверки сообщения о преступлении продлен начальником ОМВД России по Борзинскому району ФИО10 до 10 суток; при этом заместителю начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по Борзинскому району ФИО11 дано письменное поручение о назначении по материалам проверки экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по Борзинскому району ФИО11 в рамках материала процессуальной проверки, зарегистрированного в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, назначена историко-культурная экспертиза в отношении обнаруженных 110 монет, производство которой поручено эксперту Управления Минкультуры России по ДФО.

Таким образом, сотрудниками ОМВД России по Борзинскому району были приняты должные и своевременные меры по исполнению требований п.6 Порядка, направленные на привлечение специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет ФИО12 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.

Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ заместителем Борзинского межрайонного прокурора ФИО13 было отказано заместителю начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по Борзинскому району ФИО11 в ходатайстве о продлении срока проверки сообщения о преступлении, в связи с необходимостью проведения историко-культурной экспертизы, по причине отсутствия оснований для производства процессуальной проверки.

В этот же день заместителем Борзинского межрайонного прокурора ФИО13 внесено требование начальнику ОМВД России по Борзинскому району о признании незаконным и необоснованным проведение в порядке ст.144 УПК РФ проверки заявления, поступившего от ФИО12, зарегистрированного в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, и прекращении производства процессуальной проверки.

Указанное требование мотивировано тем, что решение о рассмотрения сообщения в порядке ст.144 УПК РФ является необоснованным, поскольку материал и заявление не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления, что требовало бы их проверки в порядке ст.144 УПК РФ; конкретные сведения о преступлении, либо достаточные данные, указывающие на его признаки, в материалах отсутствуют. Кроме того, отмечено, что заявление ФИО12 не отвечает ни признакам сообщения о преступлении, ни признакам сообщения об административном правонарушении.

При этом материал, из которого изготовлены найденные ФИО12 монеты, в том числе монеты золотого и серебряного цвета, с датой выпуска конца девятнадцатого века, ни сотрудниками полиции, ни прокурором не установлен.

Согласно ст. 233 Гражданского кодекса Российской Федерации клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное (п.1). В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям, и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность (п.2).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.01.1992 № 10 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением", произведенные на территории Российской Федерации (добытые из недр, полученные из вторичного сырья, а в равной степени поднятые и найденные) аффинированные драгоценные металлы, драгоценные камни, самородные минералы драгоценных металлов, найденные клады, конфискованные и скупленные у населения ценности поставляются в Комитет драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве экономики и финансов Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 (ред. от 17.03.2020) "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная продажа которых запрещена" драгоценные металлы включены в Перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена.

При этом незаконный оборот драгоценных металлов (ст.191 УК РФ), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов (ст.192 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми деяниями. Нарушение обязательных требований при обращении драгоценных металлов (ст.15.46 КоАП РФ) является административным правонарушением.

Несмотря на указанные обстоятельства производство процессуальной проверки в порядке ст.144 УПК РФ по материалу, зарегистрированному в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, было прекращено на основания требования заместителя Борзинского межрайонного прокурора ФИО13, материалы приобщены в специальное номенклатурное дело .

ДД.ММ.ГГГГ найденные ФИО12 монеты возвращены ей под расписку, при этом ДД.ММ.ГГГГ они были вновь сданы ФИО12 в камеру хранения вещественных доказательств ОМВД России по Борзинскому району.

Возражая против заявленных требований, представителем административного ответчика представлена копия договора, заключенного между ОМВД России по Борзинскому району и индивидуальным предпринимателем ФИО14, из которого следует, что последняя взяла на себя обязательство за плату провести экспертизу обнаруженных 110 монет на предмет отнесения (неотнесения) их к культурным ценностям со сроком завершения – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ответа УМВД России по Забайкальскому краю от 20.06.2022, ОМВД России по Борзинскому району расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ направлены лимиты бюджетных обязательств в сумме, достаточной для оплаты экспертизы на предмет отнесения имущества к культурным ценностям.

Согласно приказу ОМВД России по Борзинскому району от ДД.ММ.ГГГГ №К-89л/с, начальником территориального органа направлен в командировку сотрудник полиции для доставления и обеспечения сохранности монет, с целью проведения экспертизы по отнесению их к историко-культурной ценности.

Справкой ИП ФИО14 подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудником полиции эксперту были доставлены 110 монет с целью проведения экспертизы; данные монеты были ею досмотрены, исследованы в присутствии сотрудника полиции и в этот же день переданы обратно в неизменном состоянии.

Таким образом, сданные ФИО12ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России по Борзинскому району монеты были представлены эксперту с целью проведения экспертизы по отнесению их к историко-культурной ценности лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 4 и 227 КАС РФ).

Судом установлено, что в настоящее время ОМВД России по Борзинскому району предприняты достаточные и исчерпывающие меры для проведения экспертизы найденных ФИО12 110 монет в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.

При таких обстоятельствах, при отсутствии каких-либо доказательств правовых последствий для ФИО12, формальное удовлетворение требований, без цели их восстановления и без указания способа их восстановления не соответствует целям судебной защиты.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, соответственно, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления заместителя Борзинского межрайонного прокурора ФИО4, заявленного в интересах ФИО12, к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Борзинскому району, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Борзинский городской суд Забайкальского края.

Председательствующий судья Кыдыяков Г.И.

Решение в окончательной форме принято 08.07.2022