Дело 2а-5365/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2017 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Ооржак А.М., при секретаре Монгуш Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г.Кызыла в защиту интересов неопределенного круга лиц к Мэрии г.Кызыла, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в государственном органе бесхозяйного недвижимого имущества тепловых сетей, возложении обязанности поставить на учет в государственном органе бесхозяйного недвижимого имущества,
с участием старшего помощника прокурора г.Кызыла Ажи С.А., представителя административного ответчика по доверенности Монгуш А.Д.,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г.Кызыла обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в государственном органе бесхозяйного недвижимого имущества, указав, что проверкой выявлено, что на территории городского округа «Город Кызыл Республика Тыва» находятся бесхозяйные тепловые сети от ТК <данные изъяты> до ТК <данные изъяты>, расположенные по ул. Колхозная г. Кызыла, которые являются бесхозяйными, мэрия г.Кызыла с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию на недвижимое имущество, не обращалась. Данные тепловые сети в реестрах государственного и федерального имущества не состоят, на них сведения о государственной регистрации права собственности отсутствуют. Непринятие мер к постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей не служит интересам государства, отсутствует должный учет и контроль за объектами, создаются предпосылки и условия, способствующие совершению правонарушений.
Просит признать незаконным бездействие Мэрии г.Кызыла, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в государственном органе бесхозяйного недвижимого имущества - тепловых сетей от ТК <данные изъяты> до ТК <данные изъяты>, расположенные по ул. Колхозная г. Кызыла и обязать в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда поставить на учет тепловые сети от ТК <данные изъяты> до ТК <данные изъяты>, расположенные по ул. Колхозная г. Кызыл.
Определением суда в качестве административного соответчика привлечен Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла.
Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Межрегиональное Территориальное Управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Красноярском крае, РХ и РТ.
Представитель административного истца – помощник прокурора г. Кызыла Ажи С.А. на судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика мэрии г.Кызыла по доверенности Монгуш А.Д. возражала против удовлетворения иска, просила отказать к ним, поскольку они являются ненадлежащими ответчиками, данные полномочия переданы им структурному подразделению соответчику Департаменту.
Представитель административного соответчика Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла на судебное заседание н6е явился, извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Красноярском крае, РХ и РТ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 50 указанного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для теплоснабжения населения.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года №180-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При этом статьей 2 указанного закона о теплоснабжении определены понятия, применяемые данным нормативным правовым актом, согласно которых, тепловой сетью является совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок, а объектами теплоснабжения являются источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, бесхозяйные тепловые сети от ТК В0109 до ТК В0110, расположенные по ул. Колхозная г. Кызыла, в реестрах муниципального, государственного и федерального имущества не состоят, на них сведения о государственной регистрации права собственности отсутствует.
Данные обстоятельства подтверждаются Уведомлением об отсутствии в ЕГРН от 20.09.2017 г., письмами Минземимущества РТ от 10.11.2017 г., Росимушества от 20.11.2017 г., объяснением зам.начальника отдела Управления муниципальным имуществом Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла ФИО7. от 20.11.2017 г.
Таким образом, судом установлено, что на территории муниципального образования «Город Кызыл» находятся тепловые сети от ТК <данные изъяты> до ТК <данные изъяты>, расположенные по ул. Колхозная г. Кызыла, которые не находятся ни в федеральной, ни в муниципальной собственности, ни в собственности Республики Тыва и третьих лиц, при этом не признаны бесхозяйным имуществом в установленном порядке, и заявление в государственный орган о постановке указанных тепловых сетей на учет не подавалось.
При таких обстоятельствах, поскольку данный объект – тепловая сеть от ТК <данные изъяты> до ТК <данные изъяты>, расположенные по ул. Колхозная г. Кызыла не находится в чьей-либо собственности, расположен в административных границах муниципального образования «город Кызыл», то не обращение органа местного самоуправления с заявлением о принятии сооружений теплосетей на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Между тем, в силу п.1,2,3 раздела 3 Постановления мэрии г. Кызыла от 30.04.2015 N 463 "Об утверждении Порядка выявления, учета и признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" после изготовления технического паспорта на объект Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла формирует пакет документов, в том числе удостоверяющих отсутствие собственника, и предоставляет их в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки объекта на учет как бесхозяйное имущество. Содержание и эксплуатация бесхозяйных сетей водо-, газо-, электроснабжения, канализации, отопления с момента признания на них права муниципальной собственности осуществляется организацией, имеющей на то полномочия. В период с момента постановки объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, до момента возникновения права муниципальной собственности на такой объект Департамент включает такой объект в реестр выявленного бесхозяйного имущества, управляет данным имуществом, следит за сохранностью его от разрушения и разграбления.
В соответствии с пунктом 1.7. Положения о Департаменте экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии города Кызыла, утвержденного решением Хурала представителей города Кызыла от 17.02.2016 N 210 департамент является правопреемником Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла в результате реорганизации департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла в части имущественных и жилищных отношений.
Таким образом, поскольку Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла, как структурное подразделение Мэрии г.Кызыла, ставит имущество на баланс муниципальной собственности, имеет полномочия по обращению с пакетом документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки объекта на учет как бесхозяйное имущество, то надлежащим ответчиком по требованию прокурора является данный Департамент. Таким образом, административный иск к Мэрии г.Кызыла не подлежит удовлетворению.
При таких данных, требования заместителя прокурора г. Кызыла в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в части к административному ответчику Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в государственном органе бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности постановки на данный учет указанного имущества.
Часть 9 ст. 227 КАС РФ предусматривает, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При определении срока исполнения обязанности постановки на учет суд считает необходимым установить срок в 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок реальным, отвечающим интересам сторон. Также в силу указанной нормы на административного ответчика Департамента следует возложить обязанность сообщить в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда об его исполнении.
На основании изложенного, руководствуясь 175, 177, 227, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора г.Кызыла в защиту интересов неопределенного круга лиц к Мэрии г.Кызыла, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в государственном органе бесхозяйного недвижимого имущества тепловых сетей, возложении обязанности поставить на учет в государственном органе бесхозяйного недвижимого имущества, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла по непринятию мер по постановке на учет в государственном органе бесхозяйного недвижимого имущества - тепловых сетей от ТК <данные изъяты> до ТК <данные изъяты>, расположенных по ул. Колхозная г. Кызыла Республики Тыва.
Обязать Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла в пятимесячный срок со дня вступления решения в законную силу поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество -тепловые сети от ТК <данные изъяты> до ТК <данные изъяты>, расположенные по ул. Колхозная г. Кызыла Республики Тыва, в регистрирующем органе.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Обязать Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла о принятых мерах по исполнению решению суда сообщить Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца после истечения установленного судом пятимесячного срока с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 21 декабря 2017 года (с учетом нерабочих дней).
Судья А.М. Ооржак