Дело № 2а-5366/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2020 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Крюк А.А.,
при секретаре Великодной Д.В., помощнике Крук В.А.
с участием административного истца Нестерова Н.Н., представителя административных ответчиков Телелюхиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нестерова Николая Николаевича к администрации г.Хабаровска, департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска о признании незаконным отказа, возложении обязанности,
установил:
Нестеров Н.Н. обратился с административным иском к администрации г.Хабаровска о признании незаконным отказа, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Хабаровска отказала в удовлетворении его заявления о проведении аукциона на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером №. Считает данный отказ не законным и не обоснованным. Действительно в силу пп.14 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориальною планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения не может быть объектом аукциона. Однако, документацию которая бы указала какой объект будет размещен на указанном участке, найти не удалось. Решение об использовании участка не принято. Письмо не содержит указание, как именно запланировано использование участка. Также таких сведений нет на сайтах администрации.
Просит признать незаконным отказ администрации города Хабаровска в проведении аукциона, обязать администрацию города Хабаровска на основании его заявления ДД.ММ.ГГГГ. провести аукцион по участку с кадастровым номером № в срок не позднее 50 дней с момента вступления в силу решения суда.
Определением от 22.10.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административных ответчиков исковые требования не признала, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в возражениях, указала, что испрашиваемый земельный участок является перспективным для строительства универсального комплекса по обращения с отходами и канализационными осадками на территории города. Передача земельного участка с кадастровым номером № в аренду для строительства иных объектов может привести к отсутствию возможности строительства универсального комплекса по обращению с отходами и канализационными осадками в рамках реализации национального проекта «Экология» на территории города Хабаровска. Также испрашиваемый земельный участок не может быть использован для целей, указанных в заявлении о проведении аукциона «размещение объектов складского назначения различного профиля», поскольку он полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона. Кроме того, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не соответствует целям использования, указанным в заявлении административного истца о проведении аукциона. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Нестеров Н.Н. обратился в департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым №, расположенного в <адрес>, размещения объектов складского назначения различного профиля.
Пунктом 2.2 Регламента, утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 08.06.2015 № 1978, предусмотрено, что муниципальную услугу «Организация проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» предоставляет администрация г. Хабаровска в лице департамента архитектуры, строительства и землепользования.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № расположенного в районе Федоровского шоссе, поскольку по результатам сбора и анализа информации об указанном в заявлении земельном участке выявлено, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования испрашиваемый земельный участок предназначен для размещения объекта местного значения.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены ст. 39.1 ЗК РФ.
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.Положениями ст. 39.6 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В соответствии со ст.39.11 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Основания, препятствующие проведению аукциона указаны в п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.8 ст.39.11 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если: в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона (пп.5); земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона (пп.5.1); земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения (пп.11).
Согласно п.24 ст.39.11 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки
Согласно ответа управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по вопросу рассмотрения возможности проведения аукциона на право аренды земельного участка с кадастровым номером № сообщается, что в 2019 году в целях участия администрации города в национальном проекте «Экология» по поручению Мэра города, администрацией города разработан проект дорожной карты и паспорт регионального проекта, предусматривающие строительство универсального комплекса по обращению с отходами и канализационными осадками. Для возможности размещения комплекса рассматривалась, в том числе территория земельного участка с кадастровым номером №, поскольку данный земельный участок позволяет размещать объекты обращения с отходами, соответствующие II классу опасности (санитарно - защитная зона 500 метров), иных пригодных для размещения данных объектов земельных участков на территории города нет. Согласно разъяснениям министерства ЖКХ Хабаровского края на федеральном уровне до настоящего времени не разработан порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на строительство объектов обработки и утилизации ТКО, что создаёт объективные препятствия для заключения соглашения о предоставлении субсидии из Федерального бюджета Хабаровскому краю на реализацию мероприятий по строительству таких объектов. В связи с чем, при условии софинансирования из федерального бюджета, министерство ЖКХ Хабаровского края готово рассмотреть возможность включения универсального комплекса в территориальную схему и региональную программу для возможности реализации проекта. С учётом вышеизложенного, данный земельный участок являет: перспективным для строительства универсального комплекса по обращению в отходами и канализационными осадками, передача в аренду земельного участка с кадастровым номером №, может привести к невозможности строительства универсального комплекса по обращению с отходами и канализационными осадками в рамках реализации национального проекта «Экология» на территории города.
Вышеуказанное объективно подтверждается сообщением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, паспортом регионального проекта «Универсальный комплекс по обработке, обезвреживанию и утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов».
Таким образом, испрашиваемый земельный участок предназначен для размещения объекта регионального значения, в связи с чем не мог быть предметом аукциона.
Кроме того, согласно выкопировки из Правил землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211, земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне предприятий II класса опасности П-1В.
Согласно сообщения МУП г.Хабаровска «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № находится в пределах нормативной санитарно-защитной зоны очистных сооружений канализациями г. Хабаровска (500 метров от промышленной площадки - п. 7.1.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.100-03), для которой действующим законодательством предусмотрены ограничения в размещении объектов, в том числе не допускается размещение складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов (п. 5.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Учитывая, что в заявлении о проведении аукциона земельного участка с кадастровым номером № административный истец указал цель использования – строительство складского помещения, а земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона, данный участок для таких целей предоставлен быть не может.
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования аукциона земельного участка с кадастровым номером № – под строения птицефабрики и пометохранилище.
Таким образом, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
При указанных обстоятельствах, предусмотренных законом правовых оснований для удовлетворения заявления Нестерова Н.Н. о проведении аукциона по предоставлению земельного участка у департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска не имелось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Нестерова Николая Николаевича отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 30 декабря 2020г..
Председательствующий подпись А.А. Крюк
Решение (определение, постановление) суда вступило (не вступило) в законную силу _________
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-007067-59
Подлинник находится в материалах дела № 2а-5366/2020 Центрального районного суда г.Хабаровска.