Дело № 2а-536/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 15 июня 2016 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре судебного заседания Кимареве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции <Адрес>, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» по непредъявлению к собственникам жилых помещений требования о сносе или реконструкции принадлежащих им жилых помещений,
установил:
Государственная жилищная инспекция <Адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Онежский муниципальный район» по непредъявлению к собственникам жилых помещений в доме № ... по <Адрес> требования о сносе или реконструкции принадлежащих им жилых помещений; об обязании предъявить в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу к собственникам помещений в <Адрес> требование о сносе или реконструкции принадлежащих им жилых помещений.
В обоснование заявленных требований указано, что Государственной жилищной инспекцией <Адрес> проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении жилищного законодательства при эксплуатации жилого дома № <Адрес>. В ходе проверки установлено, что дом № ... по ... двухэтажный, деревянный, трехподъездный, <Дата> года постройки. В соответствии с заключением межведомственной комиссии указанный жилой дом признан аварийным и подлежит сносу, проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно. В соответствии с полномочиями и в порядке, установленном действующим законодательством, требования к собственникам помещений в указанном доме о его сносе или реконструкции не предъявлялись, решение об изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных нужд администрацией МО «Онежский муниципальный район» не принималось, какие-либо соглашения между собственниками квартир и муниципальным образованием по поводу выкупа и изъятия жилых помещений отсутствуют. Непринятие администрацией муниципального образования мер по ликвидации аварийного жилищного фонда не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Неисполнение норм жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в аварийном доме, привели к нарушению их прав в сфере жилищного законодательства. Эксплуатация аварийного жилого дома на территории МО «Онежский муниципальный район» создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, как проживающих в таком доме, так и других граждан, поскольку доступ в указанный жилой дом не ограничен.
Представитель административного истца в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В представленном в суд отзыве глава администрации МО «Онежский муниципальный район» ФИО3 указал, что администрация не согласна с заявленными требованиями в части непредъявления к собственникам жилых помещений требования о сносе или реконструкции жилых помещений. В настоящее время администрацией направлены запросы в Управление Росреестра по Архангельской области и НАО о предъявлении сведений по объекту недвижимого имущества (жилого дома № ... по <Адрес>), в которых указываются сведения о правообладателях квартир №№ .... Без сведений о собственниках вышеуказанных квартир у администрации не имеется возможности направить собственникам требование о сносе или реконструкции принадлежащих им жилых помещений.
На основании ст. 150, ч. 2 ст. 226 КАС РФ по определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства от 28.01.2006 N 47 об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение) признание помещением жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что Государственной жилищной инспекцией <Адрес> проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО «Агростройсервис» на предмет содержания и ремонта жилищного фонда, общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, предоставления коммунальных услуг при эксплуатации жилого дома № ... по <Адрес>.
В ходе проверки установлено, что жилой дом № <Адрес> является ...-квартирым, двухэтажным, трехподъездным, <Дата> года постройки, общей площадью ... кв.м, находится в собственности администрации <Адрес> и <Адрес>.
Квартиры №... указанного жилого дома входят в состав муниципальной собственности, другие квартиры №... находятся в собственности граждан.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии МО «Онежский муниципальный район» от <Дата>... жилой дом № <Адрес> признан аварийным и подлежит сносу, проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно.
Указанное заключение было принято межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления в порядке, установленном Положением, в пределах своей компетенции и никем оспорено не было.
Таким образом, жилые помещения, находящиеся в собственности граждан дома № <Адрес>, в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.
В соответствии с п. 3 и п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 1 ЖК РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе жилищные, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Жилищным законодательством предусмотрены правовые последствия признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Так, согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
Вместе с тем в течение двух лет с момента признания многоквартирного дома аварийным и подлежим сносу, требование о сносе или реконструкции дома, органом местного самоуправления к собственникам жилых помещений не предъявлялось, что свидетельствует о незаконном бездействии, влекущем нарушение жилищных прав граждан – собственников жилых помещений в данном доме, а также права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае обрушения аварийного дома.
Более того, несоблюдение процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, делает невозможным принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и жилых помещений, расположенных в доме.
Доводы административного ответчика о несогласии с административным иском по тем основанием, что в настоящее время администрацией направлены запросы в Управление Росреестра по Архангельской области и НАО о предъявлении сведений по объекту недвижимого имущества (жилого дома № <Адрес>), в которых указываются сведения о правообладателях квартир №... напротив свидетельствует о законности и обоснованности заявленных административным истцом, поскольку только после предъявления настоящего административного иска в суд административный ответчик направил указанные запросы.
В связи с тем, что существует угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в силу ст. 40 КАС РФ административный истец был вправе обратиться в суд с данным административным исковым заявлением.
С учетом изложенного подлежат удовлетворению требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации МО «Онежский муниципальный район» по непредъявлению к собственникам жилых помещений требования о сносе или реконструкции принадлежащих им жилых помещений
Государственная жилищная инспекция также просит установить срок для исполнения решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Срок устранения выявленных нарушений закона, предложенный административным истцом, является разумным и достаточным, возражений от административного ответчика в этой части в суд не поступало. В соответствии с характером исковых требований суд удовлетворяет требования административного истца об установлении срока исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с решением суда требование о сносе или реконструкции должно быть предъявлено ко всем собственникам жилых помещений дома № <Адрес>, что обусловлено правовым режимом многоквартирных жилых домов, является следствием публичного признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Суд считает, что настоящее решение опубликованию в определенном официальном печатном издании не подлежит (ч. 13 ст. 226 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Государственной жилищной инспекции <Адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Онежский муниципальный район» по непредъявлению к собственникам жилых помещений требования о сносе или реконструкции принадлежащих им жилых помещений – удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» по непредъявлению к собственникам жилых помещений в доме № ... по <Адрес> области требования о сносе или реконструкции принадлежащих им жилых помещений незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предъявить к собственникам жилых помещений дома № ... по <Адрес> требование о сносе или реконструкции принадлежащих им жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий подпись А.А. Кузнецов
...
...