РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Филипповой Н.Н.,
при секретаре Шмелёвой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 07 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Администрации Осташковского городского округа Тверской области к начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области ФИО1, Главному управлению МЧС России по Тверской области об оспаривании предписания № 29/1/29 от 20 апреля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Осташковского городского округа Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области ФИО1 об оспаривании предписания начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области ФИО1 № 29/1/29 от 20.04.2021, ссылаясь на то, что для решения вопросов местного значения на территории Осташковского городского округа Тверской области, в том числе для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа, органом местного самоуправления – Администрацией Осташковского городского округа Тверской области в соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создано МКУ «Управление сельскими территориями». На цели первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа данному муниципальному казенному учреждению из бюджета Осташковского городского округа выделяются денежные средства. Однако, начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области ФИО1 при вынесении предписания № 29/1/29 от 20.04.2021 вышеизложенный факт не был принят во внимание и предписание вынесено ненадлежащему лицу – Главе Осташковского городского округа ФИО2, что явилось основанием для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.
Определением судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 22.09.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Главное управление МЧС России по Тверской области.
Представитель административного истца – Администрации Осташковского городского округ Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представив письменное заявление, в котором также административные исковые требования поддержал.
Административный ответчик – начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области ФИО1, а также представитель административного ответчика – Главного управления МЧС России по Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные возражения на административный иск.
Исследовав письменные доказательства, суд считает административные исковые требования Администрации Осташковского городского округа Тверской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из анализа приведенной нормы закона следует, что административное исковое заявление, поданное в порядке главы 22 КАС РФ, может быть признано обоснованным только в том случае, если обжалуемое решение, действие (бездействие) которыми нарушены права и свободы, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, должно и могло быть выполнено соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным служащим, но не выполнено им.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения заместителя УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тверской области № 29 от 31.03.2021 в соответствии с ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в период с 09 часов 13 апреля 2021 года по 14 часов 20 апреля 2021 года комиссией в составе главного государственного инспектора Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору ФИО1 и государственных инспекторов Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору ФИО3 и ФИО4 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Администрацией Осташковского городского округа Тверской области обязательных требований законодательства о пожарной безопасности при выполнении первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов д. Лежнево, д. Бараново, д. Заречье, д. Нижние Котицы, д. Осцы, д. Панюки, д. Рогожа Осташковского городского округа Тверской области. По результатам проверки комиссией выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки № 29 от 20.04.2021, в связи с чем, Администрации Осташковского городского округа Тверской области 20 апреля 2021 года выдано предписание № 29/1/29 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности сроком исполнения 01.10.2021 (получено 20.04.2021 Главой Администрации Осташковского городского округа Тверской области ФИО2).
Указанное предписание оспаривается Администрацией Осташковского городского округа Тверской области.
Также по результатам проведенной проверки в отношении Главы Осташковского городского округа Титова А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в котором указаны те же самые нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки № 29 от 20.04.2021.
Постановлением главного государственного инспектора Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области ФИО1 № 63 от 21.04.2021 Глава Осташковского городского округа Титов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Решением судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 01.06.2021 указанное постановление должностного лица № 63 от 21.04.2021 оставлено без изменения, жалоба защитника Колосовой О.Г., действующей в интересах Главы Осташковского городского округа Титова А.А., – без удовлетворения.
Решением судьи Тверского областного суда от 14.07.2021 постановление главного государственного инспектора Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области ФИО1 № 63 от 21.04.2021 и решение судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 01.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Главы Осташковского городского округа Титова А.А. отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Основанием для отмены вышеуказанных решений послужило то, что уполномоченным органом по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа являлось МКУ «Управление сельскими территориями».
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, (далее - Закон № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
По смыслу статьи 20 Закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона № 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно абз. 20 ст. 6 Закона № 69-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
По смыслу вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Правоотношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, регламентированы Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об организации местного самоуправления).
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимает реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 19 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 9 Устава Осташковского городского округа Тверской области, с изменениями и дополнениями, к вопросам местного значения Осташковского городского округа относится, в числе прочих, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Осташковского городского округа (п. 14).
Статьей 36 Устава установлены полномочия Администрации Осташковского городского округа, в числе которых обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Осташковского городского округа (п. 25 ч. 2).
В соответствии с ч. 7 ст. 37 Закона об организации местного самоуправления местная администрация обладает правами юридического лица и согласно ч. 2 ст. 41 Закона об организации местного самоуправления является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 41 Закон об организации местного самоуправления правами юридического лица могут также наделяться органы местной администрации (территориальные и функциональные).
Из приведенных норм следует, что наделение правами юридического лица не изменяет статус местной администрации как органа местного самоуправления, а ее структурных подразделений – как органов местной администрации.
Постановлением Администрации Осташковского городского округа № 5 от 20.12.2017 «О создании муниципального казенного учреждения «Управление сельскими территориями» создано МКУ «Управление сельскими территориями», основной целью деятельности которого является выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления Осташковского городского округа на сельских территориях Осташковского городского округа (т. 1 л.д. 11).
Постановлением Администрации Осташковского городского округа № 735 от 14.05.2018 уполномоченным органом по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа определено МКУ «Управление сельскими территориями» (т. 1 л.д. 12).
Согласно подп. 2.2.5 п. 2.2 Устава МКУ «Управление сельскими территориями» следует, что одной из задач Учреждения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа (т. 1 л.д. 13-14).
В оперативное управление МКУ «Управление сельскими территориями» на основании постановления Администрации Осташковского городского округа № 2068 от 11.12.2018 из муниципальной казны Осташковского городского округа передано муниципальное имущество, в том числе, предметы по обеспечению пожарной безопасности (т. 2 л.д. 7-22).
Также при рассмотрении дела достоверно установлено, что решением Осташковской городской Думы Тверской области от 27.09.2018 № 162 утверждены Правила благоустройства территории Осташковского городского округа, положениями которых установлен запрет на разведение костров, использование открытого огня для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов или изделий на землях общего пользования населенных пунктов, а также территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов, что свидетельствует о незаконности пункта 1 оспариваемого предписания № 29/1/29, выданного Администрации Осташковского городского округа 20.04.2021.
Анализируя материалы дела, суд приходит к выводу о том, что предписание начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области ФИО1 № 29/1/29 от 20.04.2021 внесено в адрес ненадлежащего субъекта, чем, безусловно, нарушены права административного истца, в связи с чем, административные исковые требования Администрации Осташковского городского округа Тверской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Администрации Осташковского городского округа Тверской области удовлетворить.
Предписание начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области ФИО1 № 29/1/29 от 20 апреля 2021 года признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 21 октября 2021 года.
Судья Н.Н. Филиппова
1версия для печатиДело № 2а-536/2021 (Решения)