Дело №2а-536/2021
УИД 42RS0015-01-2021-000601-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 года г. Новокузнецк
Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Чмыховой Т.Н.,
при секретаре Зайнутдиновой А.Д.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ЮЕО,
представителя заинтересованного лица КТЕ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка Кемеровской области, администрации г. Новокузнецка об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском, в котором просит:
- признать отказ Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: .... для ведения садоводства недействительным.
- обязать Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка согласовать ведение садоводства на земельном участке расположенного по адресу: ..., номер кадастрового квартала ... общей площадью ... кв.м, в установленный законом срок.
В ходе судебного разбирательства, административный истец уточнила заявленные требования, и просила суд:
- признать отказ Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка от 01.03.2019 года ... о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ..., номер кадастрового квартала ..., общей площадью ... кв.м. для ведения садоводства недействительным.
- обязать Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка согласовать ведение садоводства на земельном участке расположенного по адресу: ..., номер кадастрового квартала ..., общей площадью ... кв.м, в установленный законом срок.
Заявленные требования мотивирует тем, что она обратилась в Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации ... с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: ... кв.м..
В ответ на заявление было вынесено решение ... от ... об отказе ей в предварительном согласовании, со ссылкой на то, что данный земельный участок, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Новокузнецка, утвержденным решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 ... находится в территориальной зоне СХ-2 «зона коллективных садоводов» которая выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании овощей и фруктов, а также отдыха.
Далее она также обратилась в Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка с заявлением о согласовании представления выше указанного земельного участка для ведения садоводства, на которое было вынесено решение ... от 01.03.2019 г, об отказе, ссылаясь на то, что данный земельный участок расположен в санитарно-защищенной зоне северного промышленного узла.
Считает, что отказ в предварительном согласовании представления земельного участка для ведения садоводства противоречит решению ... от ....
В судебное заседание ФИО2 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщила, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. На заявленных требованиях настаивает (л.д. 37).
Представитель административного истца – ДНН, действующая на основании доверенности (л.д. 27, 28), в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, дала пояснения аналогичные изложенным в административном иске. Дополнительно суду пояснила, что рядом участок с домом по адресу: ... в установленном законом порядке был приобретен в собственность граждан без каких-либо проблем. Решение ФИО2 получено по электронной почте в феврале 2021 года. Почему ФИО2 не обращалась за ответом в течение трех лет за вынесенным Комитетом в 2019 году решением, представитель пояснить не смогла.
Представитель административного ответчика Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка - ЮЕО, действующая на основании доверенности (л.д. 34, 35, 36), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считает, что ФИО2 пропущен установленный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд, а именно, она пропустила срок обжалования решения от об отказе в предварительном согласовании предоставленного земельного участка 01.03.2019 года № ... т.к. с момента его вынесения прошло 3 года. Дополнительно пояснила, что ФИО2 обратилась с заявлением 01.02.2019г. ... от 01.02.2019г. О предварительном согласовании земельного участка через многофункциональный центр МАУ «МФЦ г. Новокузнецка». В заявлении в качестве способа получения результата предоставления муниципальной услуги отметила получение решения через многофункциональный центр МАУ «МФЦ г Новокузнецка».
Между Комитетом градостроительств и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка и МАУ «МФЦ г. Новокузнецка по предоставлению государственных и муниципальных услуг» заключено соглашение о взаимодействии от 26.12.2016г.. Согласно Приложению № 1 и № 2 данного соглашения муниципальная услуга - предварительное согласование предоставления земельного участка - может быть предоставлена МФЦ.
Согласно п.5.3.1. Соглашения Комитет обязан передавать в МФЦ для предоставления муниципальных услуг необходимые документы и информацию.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка передано Комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка в многофункциональный центр МАУ «МФЦ г. Новокузнецка» по реестру передачи готовых документов 19.03.2019г.. Таким образом, Комитет свою обязанность по предоставлению муниципальной услуги ФИО2 исполнил.
В соответствии с п. 5.2 дополнительного соглашения ... к соглашению б/н от ... невостребованные документы, а также результат предоставления муниципальных услуг хранится в МФЦ в течение 30 дней со дня окончания срока предоставления муниципальных услугу, после чего через 3 рабочих дня направляются почтовым отправлением заявителю.
При вынесении решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ... от ... в Генеральный план и Правила землепользования и застройки нормативные акты обязательные для исполнения – нанесены граница санитарно-защитной зоны.
Согласно ст. 85 Правил землепользования и застройки г. Новокузнецка в санитарно-защитной зоне не допускается размещать.
Таким образом, указанное решение является законным и обоснованным.
Кроме того, пояснила, то законом не предусмотрена возможность решением суда обязать уполномоченный орган согласовать вопросы, входящие в компетенцию Комитета.
Заинтересованное лицо ЖЮВ в судебном заседании пояснил, что в 2018г. получил от ФИО2 400000 рублей по расписке за отчуждаемые им дом и земельный участок, расположенные по адресу: .... Владел он указанным имуществом с 2011г. хоть и без документов, но оплачивал за аренду земельного участка 188 рублей в год, а также за электричество, о чем представил копии квитанций.
Заинтересованное лицо – представитель ГАУ «УМФЦ Кузбасса» – КТЕ, действующая на основании доверенности от ... сроком до ..., в судебном заседании пояснила, что МАУ «МФЦ города Новокузнецка» ликвидировано 27.03.2020г., при этом с 01.01.2020г. все многофункциональные центры, расположенные на территории Кемеровской области, вошли в состав ГАУ «УМФЦ Кузбасса» как структурные подразделения. В базе данных имеется информация, что в 31.01.2019г. ФИО2 обратилась в МФЦ г. Новокузнецка, ей была оказана услуга по выдаче информации о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, которая в МФЦ ею не была получена, в связи с чем направлена в орган исполнительной власти.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, 29.12.2018 года ФИО2 обратилась в комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу...
27.12.2018 года Комитет вынес решение ... об отказе в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, мотивировав свой отказ тем, что в соответствии с правилами землепользования и застройки г. Новокузнецка (далее – Правила), утвержденными решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ......, находится в территориальной зоне СХ-2 «зона коллективных садоводств», которая выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании овощей и фруктов, а также отдыха. Согласно ст. 65 Правил землепользование и застройки в территориальной зоне СЗ-2 размещение индивидуального жилого дома недопустимо (л.д. 44).
31.01.2019 года ФИО2 вновь обратилась в Комитет градостроительства и земельных ресурсов с заявлением о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка, в указанном заявлении ФИО3 указан способ получения результата предоставления муниципальной услуги через МФЦ центра МАУ «МФЦ г. Новокузнецка), что подтверждено подписью заявителя, которая не оспорена ею и ее представителем в ходе судебного разбирательства.
01.03.2019 года Комитетом вынесено решение ... об отказе в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, мотивировав свой отказ тем, что согласно схеме, приложенной к заявлению, испрашиваемый земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил, расположен в санитарно-защитной зоне северного промышленного узла.
В соответствии со ст. 85 Правил размещение жилой застройки в санитарных зонах запрещено (л.д. 42).
Между Комитетом градостроительств и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка и МАУ «МФЦ г. Новокузнецка по предоставлению государственных и муниципальных услуг» заключено соглашение б/н о взаимодействии от 26.12.2016г. Согласно Приложению ... и ... данного соглашения муниципальная услуга - предварительное согласование предоставления земельного участка - может быть предоставлена МФЦ.
Согласно п.5.3.1. Соглашения Комитет обязан передавать в МФЦ для предоставления муниципальных услуг необходимые документы и информацию.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка передано Комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка в многофункциональный центр МАУ «МФЦ г. Новокузнецка» по реестру передачи готовых документов 19.03.2019г. (л.д. 78).
Таким образом, судом установлено, что Комитет свою обязанность по предоставлению муниципальной услуги ФИО2 исполнил.
В соответствии с п.5.2, дополнительного соглашения № 2 к Соглашению б/н от 26.12.2016г. невостребованные документы, а также результат предоставления муниципальных услуг хранится в МФЦ в течение 30 дней со дня окончания срока предоставления муниципальных услуг, после чего 3 рабочих дней направляется почтовым отправлением заявителю» (л.д. 90).
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 85 Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 N 1/6 (ред. от 30.06.2020) "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Новокузнецка" (принято городским Советом народных депутатов 31.01.2012) в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Согласно п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно подп. 2 п. 8. ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 -13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Процедура принятия нормативных правовых актов городского Совета, их форма и вид установлены Уставом города и Регламентом городского Совета, утвержденным решением городского Совета от 30.04.2010 №7/95 «О принятии регламента Новокузнецкого городского Совета народных депутатов в новой редакции».
Порядок принятия, вступления в силу правовых актов городского Совета установлен статьей 33 Устава, статьей 67 Регламента. В соответствии с данными нормами нормативные правовые акты городского Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городского Совета, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Генеральный план города Новокузнецка был утвержден решением городского Совета от .......
Правила землепользования и застройки были утверждены решением городского Совета от .......
Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ). Генеральный план города Новокузнецка был утвержден решением городского Совета от .......
В соответствии со ст. 23 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент принятия Генерального плана) генеральный план включает в себя:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа;
3) карту границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа;
4) карту функциональных зон городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Частями 6, 8 ст. 23 ГрК РФ установлено, что к Генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию Генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно ч.ч.2,5 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются, в том числе, границы зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки г. Новокузнецка спорный земельный участок расположен в кадастровом квартале ..., находится в санитарно-защитной зоне северного промышленного узла.
На момент утверждения Генерального плана и ПЗиЗ действовало распоряжение Администрации города Новокузнецка от 28.02.1995 ... «Об установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий города Новокузнецка».
Таким образом, при вынесении решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ... от 01.03.2019г. в Генеральный план и Правила землепользования и застройки - нормативные акты обязательные для исполнения - нанесена граница санитарно-защитной зоны. Согласно ст. 85 Правил землепользования и застройки г. Новокузнецка в санитарно-защитной зоне не допускается размещать.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что вынесенное решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является законным и обоснованным, в связи с чем требование административного истца об обязании Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка согласовать ведение садоводства на земельном участке расположенного по адресу: ..., номер кадастрового квартала ..., общей площадью ... кв.м, в установленный законом срок также удовлетворению не подлежит. При этом согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Довод административного истца о том, что испрашиваемый земельный участок не находится в территориальной зоне, указанной Комитетом градостроительства и земельных ресурсов, опровергается представленным фрагментом карты зон с особыми условиями использования территории (природные зоны и техногенные ограничения), разработанной в составе правил землепользования и застройки г. Новокузнецка утвержденных решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ......, фрагментом схемы ... от ... в ред. от ...... (л.д. 108 - 109), оснований не доверять которым у суда не имеется. Доказательств нахождения участка в иной зоне административным истцом не представлено. При этом довод представителя административного истца о том, что на соседний земельный участок и жилой дом, расположенный по адресу: ..., зарегистрировано право собственности при рассмотрении настоящего административного дела не имеет юридического значения, поскольку к изложенным административным требованиям не относится.
Между тем, относительно довода административного ответчика о пропуске срока обращения в суд с настоящим административным иском в соответствии со ст. 219 КАС РФ суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд не пропущен, поскольку доказательств получения или направления в адрес ФИО2 решения об отказе комитета градостроительства и земельных ресурсов в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ...... не представлено.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
Такая совокупность в данном случае отсутствует.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка Кемеровской области, администрации г. Новокузнецка об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд г. Новокузнецка в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 25.05.2021 года.
Судья Чмыхова Т.Н.