К делу №2а-5371/16
Решение
Именем Российской Федерации
город Сочи 15 августа 2016 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующею судьи Cлука В.А., при секретаре судебного заседания Пятовой Д.А. рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю,
установил:
Административный истец – ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю.
В своем административном исковом заявлении ФИО1 просит: - Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, согласно межевого плана от 01 июля 2016 года, выполненного кадастровым инженером Р., произвести кадастровый учет изменения земельного участка с кадастровым номером (Номер), находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес) и выдать кадастровую выписку земельного участка общей площадью 1248 кв.м. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю провести государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП на земельный участок категория земель: земли населенных пунктов – земли под домами индивидуальной жилой застройки с кадастровым номером (Номер), находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес) и выдать свидетельство о праве собственности на земельный участок общей площадью 1248 кв.м.
В обоснование заявленных требований, ФИО1 указывает на то, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – земли под домами индивидуальной жилой застройки, площадью 990 кв.м., с кадастровым номером (Номер), находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес).
Право собственности на указанный земельный участок возникло у ФИО1 на основании Решения суда Адлерского района г. Сочи Краснодарского края от 30.07.2009г. Дело (Номер), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии (Номер)(Номер) от (Дата).
С целью уточнения границ земельного участка по фактическому пользованию ФИО1 обеспечил изготовление межевого плана на земельный участок с кадастровым номером (Номер) в соответствии с установленными ограждениями.
Далее ФИО1 с целью привести границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством по их фактическому пользованию обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером (Номер).
Органом кадастрового учета было отказано о внесении соответствующих изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером (Номер).
Правомерность осуществления землеустроительных работ в части увеличения площади земельного участка с кадастровым номером (Номер) подтверждается заключением кадастрового инженера, где установлено, что межевой план подготовлен в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка и его площади с кадастровым номером (Номер),у которого по сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровый номер квартала соответствует фактическому местоположению:(Номер). Кадастровым инженером Р. был проведен комплекс работ по межеванию земельного участка. Измерения проводились в сложившихся границах огороженного земельного участка. По фактическим границам, который указал собственник земельного участка с кадастровым номером (Номер) площадь межуемого земельного участка составила 1248 кв.м, а по сведениям государственного кадастра недвижимости площадь составляет 990 кв.м., вид разрешенного использования- земли под домами индивидуальной жилой застройки.
Фактическое местоположение границ на местности подтверждают природные объекты и объекты искусственного происхождения, а именно:
-участки границы 1-13-забор сетка-рабица, опирающаяся на металлические трубы, расположен смежный земельный участок с кадастровым номером (Номер) сведения о котором учтены с достаточной точностью определения границ в соответствии с ч.1 ст.39 ФЗ от 24.07.2007г. №221ФЗ-граница считается согласованной, поэтому процедура согласования не проводилась с этим земельным участком;
-участки границы-13-1 забор сетка рабица, опирающаяся на металлические трубы, границы искусственного происхождения, согласование с землями общего пользования не проводилось, согласно ст.39 ч.3 ФЗ от 24.07.2007 №ФЗ-221 и ст.6 ЗК РФ: земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, в обращенном к суду заявлении просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю по доверенности ФИО2 также ходатайствовала о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, принимая во внимание положение ст.ст. 291-292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая заявленное административным истцом ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, находит возможным рассмотреть настоящее дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Кроме того, согласно п.7 ст.150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализаций законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования спора.
Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – земли под домами индивидуальной жилой застройки, площадью 990 кв.м., с кадастровым номером (Номер), находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес).
Право собственности на указанный земельный участок возникло у ФИО1 на основании Решения суда Адлерского района г. Сочи Краснодарского края от 30.07.2009г. Дело (Номер), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии (Номер)(Номер) от (Дата).
С целью уточнения границ земельного участка по фактическому пользованию ФИО1 обеспечил изготовление межевого плана на земельный участок с кадастровым номером (Номер) в соответствии с установленными ограждениями.
Далее ФИО1 с целью привести границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством по их фактическому пользованию обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером (Номер).
Органом кадастрового учета было отказано о внесении соответствующих изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером (Номер).
Правомерность осуществления землеустроительных работ в части увеличения площади земельного участка с кадастровым номером (Номер) подтверждается заключением кадастрового инженера, где установлено, что межевой план подготовлен в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка и его площади с кадастровым номером (Номер),у которого по сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровый номер квартала соответствует фактическому местоположению(Номер). Кадастровым инженером Р. был проведен комплекс работ по межеванию земельного участка. Измерения проводились в сложившихся границах огороженного земельного участка. По фактическим границам, который указал собственник земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420013:138 площадь межуемого земельного участка составила 1248 кв.м, а по сведениям государственного кадастра недвижимости площадь составляет 990 кв.м., вид разрешенного использования- земли под домами индивидуальной жилой застройки.
Фактическое местоположение границ на местности подтверждают природные объекты и объекты искусственного происхождения, а именно:-участки границы 1-13-забор сетка-рабица, опирающаяся на металлические трубы, расположен смежный земельный участок с кадастровым номером (Номер) сведения о котором учтены с достаточной точностью определения границ в соответствии с ч.1 ст.39 ФЗ от 24.07.2007г. №221ФЗ-граница считается согласованной, поэтому процедура согласования не проводилась с этим земельным участком;
-участки границы-13-1 забор сетка рабица, опирающаяся на металлические трубы, границы искусственного происхождения, согласование с землями общего пользования не проводилось, согласно ст.39 ч.3 ФЗ от 24.07.2007 №ФЗ-221 и ст.6 ЗК РФ: земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке;
В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа, из сведений,
Содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет, и закрепленные с использование природных объектов или объектах искусственного происхождения позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При подготовке межевого плана сведения о геодезической основе для пунктов государственной геодезической сети указаны в Уведомлении №546\15 от 06.04.2016г., находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде, выданных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Абрисы межевых знаков не выполнялись, т.к. отсутствуют в радиусе 40 м три долговременных, четко опознаваемых объектов местности (элементов зданий, строений, сооружений, опор линий электропередач и т.п.) (согласно п.87 Приказа МЭР РФ от 24.11.2008г. №412). Возражения при согласовании границ не заявлены. Права и интересы смежных землепользователей и заинтересованных лиц при проведении кадастровых работ не нарушены.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) предусмотрена возможность уточнения местоположения границ и площади земельного участка при условии, что определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований площадь земельного участка не превышает площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН. В ином случае принимается решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета (пункт 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре).
Исходя из анализа норм Закона о кадастре, следует, что уточнение местоположения границы земельного участка возможно в случаях:
отсутствия в ГКН сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
если содержащиеся в ГКН координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения либо не позволяют однозначно определить (восстановить) положение характерных точек границ на местности;
исправления ошибок в местоположении границ земельного участка.
Данная позиция также изложена в письмах Минэкономразвития России от 07.10.2009 N Д23-3282, от 28.09.2009 N Д23-3146, от 29.07.2009 N Д23-2474.
Таким образом, если содержащиеся в ГКН сведения о местоположении границ указанного в обращении земельного участка соответствуют одной из перечисленных выше ситуаций, то правообладатель имеет право внести уточнение в такие сведения.
Срок, в течение которого правообладатель земельного участка может осуществить проведение кадастровых работ и подачу заявления на государственный кадастровый учет, законом не ограничен.
При таких обстоятельствах, отказ в проведении государственного кадастрового учета изменений является незаконным и нарушающим права заявителя.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Кроме того, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в ГКН, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Законом о кадастре этих сведений в ГКН.
На основании пункта 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 г. № 219, к сведениям, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него, отнесено также изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.
При этом действующее законодательство Российской Федерации не исключает возможность внесения в ЕГРП соответствующих изменений на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества (его представителя) и прилагаемого кадастрового паспорта (выписки) такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Данная позиция изложена в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20 мая 2010 г. № 14-3932-ГЕ.
Учитывая, что изменения в ГКН в части площади указанного земельного участка были внесены в соответствии с Законом о кадастре, то внесение изменений в ЕГРП по заявлению правообладателя производится на основании кадастрового паспорта земельного участка.
Истребование у заявителя иных документов Законом о регистрации не предусмотрено.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. Деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление ФИО1 об оспаривании решения филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Пунктом 9 ст. 227 КАС РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившее определенное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 218-228 КАС РФ, суд,
решил:
Признать административное исковое заявление ФИО1 законным и обоснованным.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, согласно межевого плана от 01 июля 2016 года, выполненного кадастровым инженером Р., произвести кадастровый учет изменения земельного участка с кадастровым номером (Номер), находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес) и выдать кадастровую выписку земельного участка общей площадью 1248 кв.м.
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю провести государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП на земельный участок категория земель: земли населенных пунктов – земли под домами индивидуальной жилой застройки с кадастровым номером (Номер), находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес) и выдать свидетельство о праве собственности на земельный участок общей площадью 1248 кв.м.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий: