ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5372/18 от 09.10.2018 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-5372/2018

Полный текст изготовлен 09.10.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2018 года г. Мурманск, пр. Ленина, дом 54

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Макаровой И.С.,

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Емелина <данные изъяты> к Администрации г. Мурманска о признании незаконным и отмене постановления об отказе в предварительном согласовании в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Емелин <данные изъяты> обратился в Октябрьский районный суд г. Мурманска с административным исковым заявлением к Администрации г. Мурманска о признании незаконным и отмене постановления об отказе в предварительном согласовании в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указал, что имеет в собственности нежилое здание - фундамент, расположенный по адресу: г. Мурманск, <адрес>, в районе <адрес>, общей площадью застройки <данные изъяты> кв. м., имеющего кадастровый .

Указанный объект недвижимости приобретен ДД.ММ.ГГГГ согласно договора купли - продажи.

Сообщает, что с целью предоставления муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Регламент) он обратился в адрес ответчика с заявлением (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о согласовании предоставления земельного участка, образованного в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане, в границах обозначенных характерными точками, с приложением соответствующих документов.

Вместе с тем письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ исх. истцу отказано в принятии решения о предварительном согласовании предоставления указанного выше земельного участка, образованного в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Сообщает, что свой отказ административный ответчик мотивирует тем, что согласно описанию границ, приведенному в постановлении администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ, номеров и названий микрорайонов, кварталов и жилых районов города Мурманска», образуемый земельный участок находится в 008 квартале, застроенном многоквартирными домами, а без утвержденного проекта межевания территории в границах 008 квартала, положительного решения принято быть не может. Кроме того, приложенная к заявлению копия паспорта не заверена заявителем, что является нарушением п.2.6.1 раздела 2.6 Регламента.

Устранив нарушение п.2.6.1 раздела 2.6 Регламента ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился с аналогичным заявлением в адрес ответчика.

Однако Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ было также отказано в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка <данные изъяты>, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка), в Первомайском административном округе города Мурманска по улице <адрес>ю <данные изъяты> кв.м. для эксплуатации существующего объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>

Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ, номеров и названий микрорайонов, кварталов и жилых районов города Мурманска» утверждены границы, номера и названия микрорайонов, кварталов и жилых районов города Мурманска (далее - постановление).

Согласно описанию границ, приведённому в постановлении, образуемый земельный участок находится в 8 микрорайоне. Элемент планировочной структуры - 8 микрорайон города Мурманска застроен многоквартирными домами. Утвержденный проект межевания территории в границах 8 микрорайона города Мурманска отсутствует.

Сообщает, что он как собственник объекта недвижимости, находящегося на испрашиваемом земельном участке, в силу статьи 39.20 ЗК РФ обладает исключительным правом на приобретение в аренду этого земельного участка без проведения торгов на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Поскольку испрашиваемый земельный участок, на котором расположен объект его недвижимости не сформирован, он обоснованно в порядке пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

Вследствие того, что границы земельного участка не определены, отсутствует утвержденный уполномоченным органом проект межевания территории, он в качестве обоснования образования земельного участка правомерно предоставил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Вместе с тем его заявление от ДД.ММ.ГГГГ, поданное ответчику, содержит всю необходимую информацию, предусмотренную статьей 39.15 ЗК РФ, регулирующей порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.

Доводы ответчика о невозможности предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду на основании схемы расположения земельного участка в связи с отсутствием проекта межевания территории не могут быть признаны состоятельными, поскольку реализация им своих прав не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа по разработке проекта межевания территории.

Согласно кадастровому плану территории испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры с видом разрешенного использования «Для эксплуатации многоквартирного дома».

Вместе с тем, подготовка проекта межевания территории зависит от воли публичного органа, в связи с чем он не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа об утверждении проекта межевания территории.

Таким образом, оспариваемый отказ административного органа вынесен в отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ, для отказа ему в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.

Просит суд признать незаконным и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании в предоставлении ему земельного участка, образованного в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, оформленного Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию города Мурманска устранить нарушение его прав. Судебные расходы возложить на ответчика.

Емелин <данные изъяты>. извещен надлежащим образом в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца Стеценко <данные изъяты> в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях.

Представители администрации города Мурманска Могиленко <данные изъяты>. и Подлипская <данные изъяты> в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу положений п.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2)соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Емелин <данные изъяты> обратился в Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска (далее - Комитет), как уполномоченному органу в соответствии с регламентом предоставления соответствующей муниципальной услуги с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов в районе <адрес> в городе Мурманске.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет направил в адрес Емелина <данные изъяты> постановление администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ Емелину <данные изъяты> было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка :<данные изъяты>, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - Схема расположения земельного участка), в Первомайском административном округе города Мурманска по улице <адрес>ю <данные изъяты> кв.м для эксплуатации существующего объекта незаверщенного строительства (фундамент нежилого здания, площадью застройки <данные изъяты> кв.м) с кадастровым номером <данные изъяты>

Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Порядком управления, распоряжения и использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, а также земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск, и о признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска, утвержденный от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках оказания муниципальной услуги «Выдача решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка».

Оказание муниципальных услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 210-Ф порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг носит заявительный характер.

Статьей 6 Закона № 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.

Оказание муниципальной услуги «Выдача решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка» осуществляется в соответствии с требованиями административного регламента, утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 31.08.2015 № 2405 (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 2.7.3. Административного регламента основанием для приостановления муниципальной услуги является наличие на дату поступления в администрацию города Мурманска заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении в Комитете представленной ранее другим лицом схемы расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает. Иные основания для приостановки оказания услуги отсутствуют.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпункте 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Разработка схемы расположения земельного участка выполнена с нарушением предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, а именно, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации элементом планировочной структуры является часть территории городского округа (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 738/пр утверждены виды элементов планировочной структуры.

Постановлением администрации города Мурманска от 24.07.2002 № 1685 «Об утверждении границ, номеров и названий микрорайонов, кварталов и жилых районов города Мурманска» утверждены границы, номера и названия микрорайонов, кварталов и жилых районов города Мурманска (далее - Постановление).

Согласно описанию границ, приведённому в Постановлении, образуемый земельный участок находится в 8 микрорайоне. Элемент планировочной структуры - 8 микрорайон города Мурманска застроен многоквартирными домами. Утвержденный проект межевания территории в границах 8 микрорайона города Мурманска отсутствует.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) видами документации по планировке территории являются проект планировки территории, а также проект межевания территории.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории регулируется статьями 45-46 ГрК РФ.

Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (часть 1 статьи 46 ГрК РФ).

В силу части 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

При этом в законодательстве отсутствует обязанность органа местного самоуправления принять решение о подготовке документации по планировке территории за счет бюджетных средств при отсутствии инициативы со стороны такого органа.

Таким образом, поскольку оспариваемое постановление не противоречит предусмотренным законом основаниям, то оно не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и, значит, правовые основания для признания его незаконным отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 218, 226, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Емелина <данные изъяты> к Администрации г. Мурманска о признании незаконным и отмене постановления об отказе в предварительном согласовании в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Макарова