ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5373/2015 от 23.12.2015 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-5373/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2015 года г. Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

Председательствующего судьи Юрченко И.В.

При секретаре Рау К.С.,

С участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 по доверенности,

Представителя Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми ФИО3 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми о признании утратившим силу распоряжения начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. «О признании утратившим силу распоряжение начальника департамента планирования и развития территории города Перми от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка»

У С Т А Н О В И Л

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми о признании незаконным отказа департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, изложенном в письме от Дата о признании утратившим силу распоряжения начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. «О признании утратившим силу распоряжение начальника департамента планирования и развития территории города Перми от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес». В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка, расположенного по Адрес, кадастровый номер .... Дата. получено разрешение на строительство жилого дома. Дата она обратилась в департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с заявлением о признании утратившим силу распоряжения начальника департамента градостроительства и архитектуры г.Перми «О признании утратившим силу распоряжения начальника департамента планирования и развития территории города Перми от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес». Письмом от Дата. департаментом отказано в признании утратившим силу указанного распоряжения. Данный отказ считает незаконным, нарушающим ее права и законные интересы. В соответствии с правилами частей 4 и 6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ она направила в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство, перечень документов, которые застройщик должен представить с заявлением о выдаче разрешения на строительство предусмотрен частью 7 ст.51 указанного кодекса. К заявлению о выдаче разрешения на строительство застройщик прикладывает в том числе градостроительный план земельного участка. Апелляционным определением Пермского краевого суда от Дата установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство отмена ранее изданного распоряжения департамента от Дата. распоряжением начальника департамента от Дата. правового значения не имеет, поскольку часть 3 ст.5 Правил землепользования и застройки города Перми, предусматривающей, что градостроительные планы земельных участков не подлежат применению в случае противоречия градостроительным регламентам, вступила в силу Дата., т.е. после того, как был утвержден градостроительный план принадлежащего ей земельного участка, соответственно, в данном случае применению не подлежит.

В судебное заседание административный истец не явилась, извещена, просила дело рассмотреть без своего участия.

Представитель административного истца поддержала требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дополнительно пояснила, что административным истцом оспаривается отказ департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. в признании утратившим силу распоряжение начальника департамента от Дата. «О признании утратившим силу распоряжение об утверждении градостроительного плана земельного участка», требование о признании утратившим силу указанного распоряжения является не самостоятельным требованием об оспаривании данного распоряжения, а избранным административным истцом способом восстановления ее прав и законных интересов, соответственно, довод представителя административного ответчика о пропуске срока для предъявления указанных требований считает несостоятельным. Считает, что административным ответчиком нарушен порядок отмены муниципальных актов, поскольку решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть обоснованными. Статьей 48 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт, при этом, в случае реализации органом местного самоуправления правомочия, регламентированного ч.1 ст.48 указанного закона, орган местного самоуправления должен действовать в рамках закона и обосновать необходимость отмены ранее вынесенного муниципального правового акта, указав на несоответствие последнего нормам права. В ходе рассмотрения дела по жалобе ФИО1 на решение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома из пояснений представителя департамента следовало, что распоряжение начальника департамента «О признании утратившим силу распоряжения начальника департамента планирования и развития территории города Перми «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес» принято в соответствии с частью 3 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Перми, которая вступила в силу Дата.. Вместе с тем апелляционным определением Пермского краевого суда отказ департамента в выдаче разрешения на строительство жилого дома признан незаконным, на департамент градостроительства администрации г.Перми возложена обязанность выдать ФИО1 разрешение на строительство жилого дома на земельном участке по Адрес, поскольку градостроительный план земельного участка утвержден Дата, т.е. до вступления в силу части 3 статьи 5 указанных Правил. В настоящее время разрешение на строительство жилого дома ФИО1 выдано, однако распоряжение начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. «О признании утратившим силу распоряжения об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес» утратившим силу не признано, что нарушает права административного истца, т.к. указанное обстоятельство в последствии будет препятствовать ФИО1 получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, продлить срок действия разрешения на строительство.

Представитель административного ответчика – департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении не признал, пояснил, что истцом пропущен срок для предъявления требований о признании утратившим силу распоряжения начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата., что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований в указанной части. По результатам рассмотрения обращения ФИО1, департаментом в письме от Дата. отказано в признании утратившим силу распоряжения начальника департамента о признании утратившим силу распоряжение об утверждении градостроительного плана земельного участка. В данном письме указано, что при утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес была нарушена процедура, утвержденная приказом департамента планирования и развития территории г.Перми от Дата. «Об утверждении порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительного плана земельного участка». В порядке самоконтроля распоряжения начальника департамента планирования и развития территории г.Перми от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес» было признано утратившим силу, как несоответствующее действующему законодательству. Правовых оснований для признания утратившим силу распоряжения начальника департамента от Дата. «О признании утратившим силу распоряжение начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес» не имеется. Считает, что каких-либо прав и законных интересов ФИО1 оспариваемым распоряжением департамента не нарушено, оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми. Градостроительный план земельного участка, утвержденный распоряжением начальника департамента от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес» является недействующим в силу норм действующего законодательства – решения Пермской городской Думы от Дата. «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории города Перми». Кроме того, градостроительный план земельного участка не соответствует требованиям закона, предъявляемым к форме градостроительного плана. Административный истец не лишена права обратиться в департамент с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес, правообладателем которого она является.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по Адрес кадастровый номер ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома (л.д.9).

Дата. утвержден градостроительный план земельного участка по Адрес

Решением Пермской городской Думы от Дата. «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от Дата. № 143» в статью ... (карта градостроительного зонирования города Перми) Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от Дата. , внесены изменения, включен в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельный участок с кадастровым номером ... по Адрес, согласно приложению к данному решению.

Дата департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по Адрес по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером ... расположен в территориальной зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3), тогда как представленный заявителем градостроительный план земельного участка, в котором обозначена территориальная зона жилой застройки 4 этажа и выше (Ж-1) не подлежит применению, ввиду противоречия действующим Правилам землепользования и застройки города Перми

Дата. начальником Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми принято распоряжение «О признании утратившим силу распоряжения начальника департамента планирования и развития территории города Перми от Дата «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес».

Апелляционным определением судебной коллегии Пермского краевого суда от Дата решение департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми об отказе в выдаче разрешения на строительство, содержащееся в письме от Дата. признано незаконным, на департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми возложена обязанность выдать ФИО1 разрешение на строительство многоквартирного дома по Адрес

Во исполнение Постановления от Дата. о возбуждении исполнительного производства департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми ФИО4 выдано разрешение на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по Адрес

Дата. ФИО1 обратилась в департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с заявлением об отмене распоряжения департамента от Дата. «О признании утратившим силу распоряжения начальника департамента планирования и развития территории города Перми Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес

Письмом от Дата. департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми отказано в признании утратившим силу распоряжения начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. «О признании утратившим силу распоряжения начальника департамента планирования и развития территории города Перми» от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес». В обоснование отказа департаментом указано на нарушение процедуры, утвержденной приказом департамента планирования и развития территории города Перми от Дата. «Об утверждении порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительного плана земельного участка», в связи с чем в порядке самоконтроля распоряжение начальника департамента планирования и развития территории города Перми от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес признано утратившим силу, как несоответствующее действующему законодательству Российской Федерации.

Оценив представленные сторонами доказательства, учитывая требования закона и фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд считает, что административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению. При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии со ст.48 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 г. N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Исходя из содержания указанной правовой нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций. Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые обязаны доказать наличие оснований для отмены принятого ранее распоряжения в силу указанной нормы и требований ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 в установленном законом порядке обратилась в департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по Адрес, предоставив все необходимые документы, в том числе градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ...

Решением департамента ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома по Адрес по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером ..., где планируется возведение многоквартирного дома расположен в территориальной зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3), а предоставленный заявителем градостроительный план земельного участка, в котором обозначена территориальная зона жилой застройки 4 этажа и выше (Ж-1) не подлежит применению ввиду противоречия действующим Правилам землепользования и застройки города Перми. При этом, до принятия решения Пермской городской Думы от Дата. «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки города Перми», в том числе и на момент принятия начальником департамента планирования и развития территории города Перми распоряжения от Дата «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес» данный земельный участок был отнесен к территориальной зоне многоэтажной жилой застройки 4 этажа и выше (Ж-1), о чем были внесены соответствующие сведения в ГКН и основной вид разрешенного использования указанного земельного участка не препятствовал строительству таких объектов капитального строительства, как многоквартирные дома в границах данной территории.

Таким образом, учитывая, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от Дата. решение Департамента градостроительства и архитектуры об отказе в выдаче ФИО1 разрешения на строительство жилого дома по Адрес признано незаконным, на основании указанного определения ФИО1 выдано разрешение на строительство дома на указанном земельном участке, распоряжение начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми «О признании утратившим силу распоряжения начальника департамента планирования и развития территории города Перми от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес» нарушает права ФИО1, как собственника земельного участка, поскольку, как установлено в судебном заседании, истцу выдано разрешение на строительство жилого дома на данном земельном участке, при этом, градостроительные планы земельных участков являются обязательным основанием для выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, в связи с чем отсутствие градостроительного плана земельного участка влечет невозможность для истца, как правообладателя земельного участка реализовать право на строительство объекта и ввод его в эксплуатацию в соответствии с требованиями закона.

Учитывая изложенное, суд считает доводы представителя административного ответчика о том, что распоряжение начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата., а также отказ департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в признании утратившим силу распоряжение начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата., содержащееся в письме от Дата., не нарушают права и законные интересы ФИО1 не могут быть приняты во внимание, поскольку, с учетом состоявшегося апелляционного определения Пермского краевого суда от Дата. и того обстоятельства, что ФИО1 выдано разрешение на строительство, распоряжение от Дата. «О признании утратившим силу распоряжения начальника департамента планирования и развития территории города Перми от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес» влечет невозможность ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Также не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика о том, что при утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес была нарушена процедура, утвержденная приказом департамента планирования и развития территории города Перми от Дата. «Об утверждении порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительного плана земельного участка», поскольку распоряжение начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. обоснование необходимости отмены ранее изданного распоряжения начальника департамента планирования и развития территории г.Перми от Дата «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес» не содержит. Кроме того, административным ответчиком не представлено достаточно убедительных доказательств, подтверждающих необходимость отмены указанного распоряжения от Дата. и в судебное заседание, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что с учетом названных обстоятельств, отказ департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, выдавшего истцу разрешение на строительство жилого дома по адресу Адрес в признании утратившим распоряжение начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. нарушает права ФИО1. Также суд принимает во внимание, что поскольку распоряжение от Дата. какого-либо обоснования необходимости отмены, как и самих оснований отмены изданного ранее распоряжения начальника департамента планирования и развития территории города Перми от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес» не содержит, положения ч.3 ст.5 Правил землепользования и застройки города Перми, согласно которой градостроительные планы земельных участков не подлежат применению в случае противоречия градостроительных регламентов действующим Правилам к градостроительному плану земельного участка истца применению не подлежит, доказательств наличия иных оснований для отказа в признании утратившим силу распоряжения начальника департамента от Дата. не представлено, отказ департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в признании утратившим силу распоряжения начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата., содержащийся в письме от Дата. следует признать незаконным, нарушающим права и законные интересы ФИО1.

С учетом пояснений представителя административного истца, из которых следует, что требования о признании утратившим силу распоряжение начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. является избранным административным истцом способом восстановления нарушенного права, доводы представителя административного ответчика о пропуске срока для предъявления указанных требований не могут быть приняты во внимание.

В соответствии со ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности отказа департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в признании утратившим силу распоряжения начальника департамента от Дата. «О признании утратившим силу распоряжения начальника департамента планирования и развития территории г.Перми» от Дата., на департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми следует возложить обязанность устранить нарушение прав ФИО1 путем признания утратившим силу распоряжение начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. «О признании утратившим силу распоряжение начальника департамента планирования и развития территории г.Перми от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, сообщив об исполнении решения в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р е ш и л:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании утратившим силу распоряжение начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. «О признании утратившим силу распоряжения начальника департамента планирования и развития территории города Перми от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес», изложенный в письме Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми устранить нарушения прав ФИО1, признав утратившим силу распоряжение начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата. «О признании утратившим силу распоряжение начальника департамента планирования и развития территории г.Перми от Дата. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Адрес» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, сообщив об исполнении решения в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

...

Судья И.В. Юрченко

В окончательной форме решение изготовлено 28.12.2015г.