Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года Видновский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кравченко С.О.
при секретаре Кулачкине А.М.
с участием прокурора Булыгиной Д.Е.
с участием: административного истца ФИО1
с участием представителя административного истца ФИО2
представителя заинтересованного лица Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района МО ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО1 к Видновской городской прокуратуре <адрес> об оспаривании представления об устранении нарушений действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просит о признании незаконным и необоснованным представления заместителя Видновского городского прокурора ФИО6 об устранении нарушений действующего законодательств в сфере противодействия коррупции от ДД.ММ.ГГГГ за № и его отмене.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ на внеочередном заседании Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района <адрес>, он был исключен из состава депутатского корпуса, большинством голосов депутатов Совета Депутатов на основании поступившего в Совет представления об устранении нарушений действующего законодательства в сфере противодействия коррупции представления заместителя Видновского городского прокурора – ФИО6, от ДД.ММ.ГГГГ№. Однако истец считает, что вынесенное представление прокуратуры не основано на законе, в связи с чем, Советом депутатов вынесено необоснованное и незаконное решение. Также административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ им были направлены в электронной форме сведения о доходах для последующего размещения на официальном сайте Администрации г.<адрес> на официальный адрес электронной почты Главы Совета депутатов- ФИО7. Указанные сведения были сформированы ФИО1 в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Также, в печатной форме, справка о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера, была передана лично административным истцом в администрацию г.<адрес>. Административный истец полагает, что Видновской городской прокуратурой не соблюден порядок проведения проверки и вывод о том, что ФИО1 предоставлены недостоверные или неполные сведения в справке, является надуманным.
Административный истец в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель административного истца ФИО2 также поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что действия прокурора полностью соответствовали требованиям закона.
Представитель заинтересованного лица – ФИО3 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административного иска.
Заслушав мнение лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
ФИО1 избран депутатом совета депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района <адрес> по избирательному округу № муниципального образования городского поселения Горки Ленинские.
Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ установлен Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 45 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ». Согласно п. 2.8 Инструкции письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
В п.3.1 Инструкции определено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
Из изложенного следует, что любое обращение, поступившее в органы прокуратуры, в том числе, в котором не указаны фамилия гражданина, направившего обращение (анонимное обращение), или адрес, по которому должен быть направлен ответ, подлежит обязательному рассмотрению. Лишь ответ на анонимное обращение не дается.
ДД.ММ.ГГГГ от владельцев земельных участков д. Калиновка, <адрес>, в прокуратуру <адрес> поступило заявление с просьбой о проведении проверки сведений о доходах и коммерческой деятельности депутата Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские – ФИО1
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения нарушении закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу статей 1, 21 и 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов.
Городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции депутатом совета депутатов городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района <адрес> ФИО1
В ходе проверки поданной ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в указанной справке отсутствуют сведения в разделе 6 пункте 6.1 о недвижимом имуществе, находящимся в его пользовании, а именно о <адрес>, с. Ям, г.о. Домодедово, <адрес>, в котором ФИО1 зарегистрирован по месту проживания.
Кроме того, сведения, представленные ФИО1 о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах своих и супруги для размещения на сайте администрации городского поселения Горки Ленинские, не соответствуют сведениям, указанным им в поданной справке доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно в сведениях, представленных ФИО1 для размещения на сайте администрации не указан доход в размере 1 710 000 руб.
В соответствии с ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Статьей 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лицом, замещающим муниципальную должность является, в том числе, депутат, член выборного органа местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ заместитель Видновского городского прокурора – ФИО6 обратился с представлением к Главе муниципального образования городского поселении Горки Ленинские Ленинского муниципального района <адрес> – ФИО7, об устранении выявленных нарушений законодательства.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что вынося оспариваемое представление, прокурор действовал в рамках своей компетенции в соответствии с нормами Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», указанное представление является законным, поскольку были выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.
Поскольку представление об устранении нарушений закона является актом прокурорского реагирования, а не решением должностного лица прокуратуры, и внесено заместителем Видновского городского прокурора в рамках реализации предоставленных законом полномочий, права и законные интересы административного истца в данном случае не нарушаются.
В соответствии с положениями части 10 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст.12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесение изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В силу пункта 5 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Комплексный анализ Федеральных законов №№–ФЗ и 131-ФЗ позволяет сделать вывод, что основанием для досрочного прекращения полномочий депутата является факт получения представительным органом достоверных сведений о нарушении депутатом ограничений, запретов, обязанностей, установленных законом. Представление депутатом заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является ненадлежащим исполнением обязанности по предоставлению сведений о доходах. При этом представительный орган муниципального образования лишен права дифференцированной оценки подобных действий: за установлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий виновного. Кроме этого Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ряд Федеральных законов в части ужесточения антикоррупционного законодательства. Учитывая, что деятельность депутатов различного уровня и членов Совета Федерации носит публичный характер и связана с представительством интересов граждан, соответствие антикоррупционным требованиям при реализации полномочий является неотъемлемым условием их особого статуса. Неисполнение требований антикоррупционного законодательства рассматривается законодателем как основание для невозможности дальнейшего исполнения полномочий. Данная позиция согласуется с государственной политикой в сфере противодействия коррупции».
Согласно раздела 4 Положения о порядке представления депутатами Совета депутатов муниципального образования городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района <адрес> сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и их супругов и несовершеннолетних детей, утвержденного решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Положение): На официальном сайте администрации городского поселения Горки Ленинские размещаются и общероссийским средствам массовой информации представляются для опубликования следующие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей.
4.3. Сведения, указанные в пункте 4.1 настоящего Положения, размещаются и обновляются уполномоченным лицом Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил на электронную почту ФИО7 сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в электронной форме с пометкой в тексте письма, что в справку для размещения на сайт не вписан проданный а/транспорт, потому что он пробыл в собственности более 3-х лет и обязательной декларации не подлежит. Чтобы не возникало разговоров о том, что декларированный доход отличается от сведений, представленных на сайте.
Данный факт подтверждается Протоколом осмотра доказательств в виде осмотра электронной почты от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, административный истец знал и более того, сам указал на то, что автомобиль и доход от его продажи не вписан им в справку.
Согласно разъяснениям Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления коррупционные правонарушения (дисциплинарные коррупционные проступки) являются по своему составу формальными, ответственность депутатов за них наступает независимо от того, чем руководствовался при их совершении гражданин, и наступивших последствий. Представительный орган муниципального образования при получении сведений о нарушении депутатом ограничений, установленных законом, принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутата в соответствии с ч.11 ст.40 Закона №- ФЗ. При этом представительный орган муниципального образования лишен права дифференцированной оценки подобных действий: за установлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий виновного.
Таким образом, факт не предоставления ФИО4 сведений о недвижимом имуществе, находящимся в пользовании, а именно о <адрес>, с. Ям, г.о. Домодедово, <адрес>, а также о доходе в размере 1 710 000 руб., свидетельствует о совершении указанным депутатом коррупционного правонарушения, влекущего прекращение его полномочия.
В судебном заседании установлено, что поводом для проведения прокурорской проверки послужило обращение от владельцев земельных участков д. Калиновка в Слободскую межрайонную прокуратуру. Данное обращение было рассмотрено в соответствии с приведенными нормами законодательства, регулирующими деятельность органов прокуратуры. Советом депутатов г.<адрес> Ленинского муниципального района <адрес> было рассмотрено представление прокурора и ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о досрочном прекращении полномочий ФИО1
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 принято уполномоченным органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями и в соответствии с требованиями действующего законодательства, с соблюдением процедуры принятия решения, кворум для принятия оспариваемого решения имелся.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 177, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд:
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным и необоснованным представления заместителя Видновского городского прокурора ФИО6 об устранении нарушений действующего законодательств в сфере противодействия коррупции от ДД.ММ.ГГГГ за № и его отмене - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Видновский городской суд в течение одного месяца.
Судья Кравченко С.О.