Мотивированное решение вынесено 06.07.2019г. Дело № 2а-537/2019 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 июня 2019 года г. Углич Угличский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Трусовой Н.В., при секретаре Малютиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шабурина Максима Александровича к Администрации Угличского муниципального района, Управлению финансов Администрации УМР и Управлению муниципального имущества и земельных отношений Администрации УМР о признании незаконным бездействия и возложении обязанности выделения объема финансирования для погашения задолженности, установил: Шабурин М.А. обратился в суд с иском к Управлению финансов Администрации УМР, Администрации УМР и Управлению муниципального имущества и земельных отношений Администрации УМР в котором, с учетом его уточнения, указал, что 20.03.2018г. решением Угличского районного суда с муниципального казенного учреждения -Управления муниципального имущества и земельных отношений в пользу него взыскано 4 877 730 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2015г. по 20.03.2018г. в размере 1 365 788,71 руб., проценты с 21.03.2018г. по день фактической уплаты суммы основного долга (в размере 4 877 730 руб.) исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде, а также возврат госпошлины 300 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб. 23.07.2018г. ему выдан исполнительный лист, который был направлен на исполнение в Управление финансов Администрации УМР 31.07.2018г. Срок исполнения решения суда истек 01.11.2018г. На дату подачи иска долг погашен частично в сумме 812000 руб. Должник ссылается на отсутствие денежных средств. Согласно Устава УМР Администрация УМР является распорядительным органом УМР, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в т.ч. по составлению и исполнению бюджета муниципального района. Администрация УМР осуществляет полномочия учредителя в отношении УМИ и ЗО Администрации УМР. Считает, что ответчики бездействуют и не принимают мер по погашению долга. Согласно п.4,5 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений. Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. Данная процедура административным ответчиком не выполнена. Просит признать незаконным бездействие Администрации УМР, Управления финансов Администрации УМР, УМИ и ЗО Администрации УМР по исполнению решения Угличского районного суда от 20.03.2018г., обязать Администрацию УМР и Управление финансов Администрации УМР в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить должнику необходимый объем финансирования расходов на погашение долга перед ним, обязать УМИ и ЗО Администрации УМР в течение 3 рабочих дней после поступления средств для погашения долга перед ним обеспечить выплату долга в полном объеме. В судебном заседании истец Шабурин М.А. и его представитель Городецкий Н.Д. исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям. Дополнительно Городецкий Н.Д. пояснил, что бездействие УМИ и ЗО Администрации УМР выражается в том, что она должно было направить заявку о том, что имеется долг, а денежных средств на его погашение недостаточно. Бездействие Управления финансов Администрации УМР заключается в том, что оно не определило источник финансирования и не подготовило проект решения Думы УМР о внесении изменения в бюджет района. Администрация УМР должна была внести данный проект на рассмотрение Думы УМР. К судебному приставу-исполнителю административный истец с заявлением о возбуждении исполнительного производства не обращался, т.к. это является его правом, а не обязанностью. Шабурин М.А. не считает целесообразным этого делать, т.к. ему нужны денежные средства, а не имущество, на которое может быть обращено взыскание по решению суда. Перечисление Шабурину М.А. денежных средств в счет частичного погашения долга по решению суда обусловлено лишь подачей им в суд искового заявление. Считает, что административные ответчики лишь создают видимость исполнения решения суда. Представитель административных ответчиков-Управления финансов Администрации УМР и Администрации УМР Петров В.В., выступающий по доверенности, административные исковые требования истца не признал. Пояснил, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентировано главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Должник - Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации УМР является муниципальным казенным учреждением. Согласно п.3.14 Положения об Управлении финансов Администрации УМР, утвержденного решением Думы УМР от 29.11.2012 №10, Управление ведет лицевые счета казенных учреждений Угличского муниципального района, лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, счета по невыясненным поступлениям и по средствам во временном распоряжении. Взыскатель Шабурин М.А. обратился в Управление финансов с необходимыми документами 31.07.2018г. Управление финансов направило в адрес УМИ и ЗО уведомление от 31.07.2018г. № 875 «О направлении исполнительных документов» с приложением необходимых копий документов. Согласно абз. 1 п.7 ст.242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с его уведомлением. Приказом начальника Управления финансов от 04.08.2016г. № 80 «О приостановлении осуществления операций по расходованию средств Управлению муниципального имущества и земельных отношений АУМР» осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете УМИ И ЗО Администрации УМР приостановлено с 04 августа 2016 года до момента устранения нарушения, за исключением операций по исполнительным документам. Так как на момент обращения Шабурина М.А. в финансовый орган с исполнительным документом операции по расходованию средств на лицевом счете должника уже были приостановлены, то издание дополнительного распорядительного документа не требовалось. В соответствии абз.3 п.7 ст.242.5 БК РФ письмом от 31.10.2018г. № 1288 «Об оплате исполнительных документов» Управление финансов уведомило Шабурина М.А. о том, что исполнительный лист от 23.07.2018г. в установленный законодательством трехмесячный срок не исполнен и о том, что операции по расходованию средств на лицевых счетах УМИ и ЗО приостановлены. Таким образом, Управление финансов Администрации УМР, являясь органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета УМИ и ЗО, при исполнении судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципального казенного учреждения, действовало в строгом соответствии с действующим бюджетным законодательством, каких-либо неправомерных действий (бездействия) не совершало. В связи с этим, оснований для признания незаконным бездействия Управления по исполнению решения Угличского районного суда от 20.03.2018г. не имеется. Кроме того, письмом от 18.02.2019г. № УМИ и ЗО направило в адрес Шабурина М.А. график погашения задолженности по исполнительному листу. Данным графиком предусматривалось погашение основной части долга УМИ и ЗО перед Шабуриным М.А. в размере 4877730 руб. аннуитетными платежами в размере 406 000 руб. ежемесячно, кроме последнего платежа (411 730 руб.) с периодом погашения задолженности с апреля 2019г. по март 2020г. Административный истец отказался согласовать указанный график. Вместе с тем, УМИ и ЗО добросовестно исполняет принятые им в соответствии с указанным графиком обязательства по исполнению судебного акта, а именно: платежным поручением от 25.03.2019г. № 80 на банковский счет Шабурина М.А. перечислены денежные средства в размере 740 000 рублей, платежным поручением от 27.05.2019г. № 164 на банковский счет Шабурина М.А. перечислены денежные средства в размере 72 000 руб. и платежным поручением от 20.06.2019 № 197 - 406 000 руб. В связи с тем, что на исполнении в Управлении финансов по состоянию на 24.06.2019г. находится 53 решения налогового органа и исполнительных документа, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам УМИ и ЗО на сумму 6 648 тыс. руб., а бюджет Угличского муниципального района на протяжении последних лет является остродотационным, исполнение решения Угличского районного суда от 20.03.2018г. единовременно не представляется возможным. Дотационность бюджета Угличского муниципального района подтверждается приказом Департамента финансов Ярославской области от 01.11.2018г. № 52н «Об утверждении на 2019 год перечня муниципальных образований области, в отношении которых применяются ограничения, установленные статьей 136 БК РФ». Согласно положениям указанного приказа Угличский муниципальный район относится к муниципальным образования Ярославской области, в местных бюджетах которых доля дотаций в собственных доходах превышает 50 процентов. Администрация УМР также обращалась в Департамент финансов Ярославской области с целью выделения дополнительной дотации из бюджета Ярославской области бюджету Угличского муниципального района, в том числе, с целью исполнения судебного решения от 20.03.2018г. Таким образом, Управление финансов считает, что исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления - Администрацией УМР, а также органами местной администрации - Управлением финансов и Управлением муниципального имущества и земельных отношений предпринимаются необходимые и возможные меры по исполнению судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета Угличского муниципального района. Требование административного истца об обязании УМИ и ЗО обеспечить выплату долга истцу в течение 3 дней с момента поступления денежных средств, не соответствует требованиям абз.1 ч.б ст.242.5 БК РФ, в соответствии с которой должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи. В удовлетворении требований Шабурина М.А. также должно быть отказано в виду пропуска им срока обращения в суд. О нарушении своего права Шабурин М.А. узнал в начале ноября 2018г, после того как письмом Управления финансов от 31.10.2018г. он был уведомлен что исполнительный лист в установленный трехмесячный срок должником не исполнен. Факт того, что о нарушении своего права Шабурин М.А. узнал в указанный период времени свидетельствует его обращение в Угличскую межрайонную прокуратуру. В суд с административным иском Шабурин М.А. обратился лишь в мае 2019г, т.е. с пропуском срока для обращения в суд более чем на 3 месяца. Доказательств уважительности пропуска указанного срока им не представлено. Представитель административного ответчика- Управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации УМР в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие представителя УМИ и ЗО Администрации УМР. Выслушав истца Шабурина М.А., его представителя Городецкого Н.Д., представителя административных ответчиков Администрации УМР и Управления финансов Администрации УМР Петрова В.В., исследовав письменные материалы дела, а также материалы дела № 2-309/2019г., материалы наблюдательного производства № 1501ж-2018, суд приходит к следующему. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п.5 ст.242.1 БК РФ). В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (пункт 1). Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (п.2). Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (пункт 3). При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (пункт 7). Из материалов дела следует, решением Угличского районного суда от 30.03.2019г., вступившим в законную силу 02.07.2018г., с Угличского муниципального района в лице Управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации УМР в пользу Шабурина М.А. взыскано 4 877 730 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2015г. по 20.03.2018г. в размере 1 365 788, 71 руб., с дальнейшим взысканием процентов с 21.03.2018г. по день фактической уплаты суммы основного долга (в размере 4 877 730 руб.) исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде, а также возврат госпошлины- 300 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб. Согласно п.3.14 Положения об Управлении финансов Администрации УМР, утвержденного решением Думы УМР от 29.11.2012г. № 10 Управление ведет лицевые счета казенных учреждений Угличского муниципального района, лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, счета по невыясненным поступлениям и по средствам во временном распоряжении. На основании вступившего в законную силу решения суда, Шабурину М.А. выдан исполнительный лист, который 31.07.2018г. им предъявлен в Управление финансов Администрации УМР для исполнения. Управлением финансов в адрес должника УМИ и ЗО направлено уведомление от 31.07.2018г. № 875 с направлением исполнительных документов для осуществления оплаты. При этом ранее Приказом начальника Управления финансов Администрации УМР от 04.08.2016 № 80 осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете УМИ и ЗО Администрации УМР приостановлено с 04.08.2016 года до момента устранения нарушения, за исключением операций по исполнительным документам. Таким образом, на момент обращения Шабурина М.А. в Управление финансов с исполнительным документом и на момент истечения установленного законом трехмесячного срока его исполнения операции по расходованию средств на лицевом счете должника уже были приостановлены, в связи с чем дополнительного распоряжения о приостановлении операций по расходованию средств должника не требовалось. В соответствии абз.3 п.7 ст.242.5 БК РФ Управление финансов 31.10.2018г. уведомило Шабурина М.А. о том, что исполнительный лист в установленный законодательством трехмесячный срок не исполнен и о том, что операции по расходованию средств на лицевых счетах УМИ и ЗО приостановлены. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Управлением финансов Администрации УМР соблюдена предусмотренная законом процедура исполнения поступившего от взыскателя исполнительного документа. Согласно информации, предоставленной Управлением финансов Администрации УМР, к исполнению Управлением приняты 53 решения налогового органа и исполнительных документов, предусматривающих обращение на средства местного бюджета по денежным обязательствам Управления муниципального имущества и земельных отношения Администрации УМР, общая суммы задолженности по которым на 24.06.2019г. составляет 6648 тыс. руб. При этом суд не может согласиться с позицией истца относительно бездействий административных ответчиков, в частности УМИ и ЗО Администрации УМР по исполнению решения суда, поскольку из представленных документов видно, что со стороны должника имело место частичное погашение долга. Согласно утвержденному Департаментом финансов Ярославской области 01.11.2018г. Перечню муниципальных образований области, в отношении которых применяются ограничения, установленные ст.136 Бюджетного кодекса РФ, Угличский муниципальный район относится к муниципальному образованию, в местном бюджете которого доля дотаций в собственных доходах превышает 50 процентов. 18.02.2019г. УМИ о ЗО Шабурину М.А. было предложено согласовать график погашения основной суммы долга с рассрочкой на 1 год с ежемесячной уплатой по 406000 руб. С указанным графиком административный истец не согласился, поскольку он предусматривал погашение только суммы основного долга и не включал сумму взысканных процентов за пользование денежными средствами. 22.03.2019г. должнику УМИ и ЗО Администрации УМР перечислено 740000 руб., 27.05.2019г- 72000 руб. и 20.06.2019г- 406000 руб. Доводы административного истца в части незаконности бездействия Администрации УМР как главного распорядителя бюджетных средств по исполнению решения суда, суд также находит несостоятельными. 27.02.2019г. Администрация УМР обращалась в адрес Губернатора Ярославской области об оказании финансовой помощи бюджету УМР в сумме 35 млн. рублей. Из представленной к указанному письму информации по просроченной кредиторской задолженности Администрации УМР видно, что для целей погашения долга перед Шабуриным М.А. испрашивались денежные средства в сумме 4878000 руб. (л.д.56-61 дела № 2-309/2019). Кроме того, административный истец Шабурин М.А. после получения уведомления от 31.10.2018г. Управления финансов Администрации УМР о неисполнении в трехмесячный срок требований исполнительного документа и приостановлении операций по расходованию средств должника, своим правом на обращение в службу судебных приставов для принудительного исполнения решения суда о взыскании в его пользу суммы долга, не воспользовался. Административным ответчиком заявлено о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административными исковыми требованиями и отказе Шабурину М.А. в удовлетворении требований по данному основанию. Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.(ч.8 ст.219 КАС РФ). Как установлено судом и не оспаривалось административным ответчиком Шабуриным М.А., уведомление о неисполнении в течение трех месяцев исполнительного документа от Управления финансов Администрации УМР от 31.10.2018г. было им получено в начале ноября 2018г. Настоящее административное исковое заявление Шабуриным М.А. подано в суд 21.05.2019г., т.е. с пропуском установленного срока на подачу такого иска в суд, который истек в начале февраля 2019г. При этом суд не соглашается с доводами административного истца и его представителя, что о нарушении своего права Шабурин М.А. узнал в марте 2019г. в момент перечисления ему вместо всей суммы долга лишь ее части. Из представленного суду наблюдательного производства № 1501ж-2018г., следует, что Шабурин М.А. обратился в Угличскую межрайонную прокуратуру 06.11.2018г. с заявлением о нарушении его прав в связи с неисполнением решения суда в трехмесячный срок со дня предъявления исполнительного документа в Управление финансов Администрации УМР. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения в суд административным истцом не заявлялось, доказательств уважительности пропуска такого срока суду не представлено. При таких обстоятельствах суд полагает, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с требованиями о признании незаконным бездействия административных ответчиков и отказывает ему в удовлетворении административных исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177 - 180, 227 КАС РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении административных исковых требований Шабурина Максима Александровича к Администрации Угличского муниципального района, Управлению финансов Администрации УМР и Управлению муниципального имущества и земельных отношений Администрации УМР отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Н.В.Трусова |