Дело № 2а-537/2020
УИД 21RS0017-01-2020-000028-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шумерля 26 ноября 2020 года.
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Никитина А.В., при секретаре Степановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Воробьевой Галины Николаевны, Прокопьевой Нины Владимировны, Трофимовой Марии Николаевны, Прокопьевой Альбины Николаевны, Ямсковой Елены Юрьевны к администрации города Шумерля Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании незаконным действий по внесению в реестр АИС «Реформа ЖКХ» противоречивых и неполных сведений относительно статуса и характеристик многоквартирного жилого ........................, расположенного по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики, признании незаконным бездействия, выразившееся в не включении жилого дома в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы»,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы Воробьева Г.Н., Прокопьева Н.В., Трофимова М.Н., Прокопьева А.Н., Ямскова Е.Ю. обратились суд с административным исковым заявлением к администрации ........................ Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании незаконным действий по внесению в реестр АИС «Реформа ЖКХ» противоречивых и неполных сведений относительно статуса и характеристик многоквартирного жилого ........................, расположенного по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики, признании незаконным бездействие, выразившееся в не включении вышеуказанного жилого дома в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы».
Требования мотивировали тем, что административные истцы Прокопьева Н.В., Трофимов М.Н., Прокопьева А.Н., Ямскова Е.Ю. являются собственниками квартир №№ ___________ 14, соответственно, а Воробьева Г.Н. нанимателем по договору социального найма ........................, расположенных в жилом многоквартирном ........................ по ул. ................................................ Чувашской Республики. Жилой ........................ по ул. ................................................ признан аварийным и подлежащим сносу согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии от "___" ___________ г.. На территории Чувашской Республики реализована республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 годы. Постановлением главы администрации ........................№ ___________ от "___" ___________ г. утвержден Паспорт муниципальной программы ........................ «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2014-2020 годы утверждено приложение № ___________ к данной подпрограмме, в соответствии с которым ........................ по ул. МОПРа ........................ входит в список домов, из которых граждане подлежат переселению в течение 2014-2020 годов. Однако жилой дом не был включён ни в одну из программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно ответа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики жилой дом не может быть включён в программу, т.к. признан аварийным и подлежащему сносу в связи с пожаром. Согласно реестру АИС «Реформа ЖКХ» дом не указан как аварийный, однако подлежит сносу до "___" ___________ г. и переселению. Действиями административных ответчиков нарушены права и законные интересы административных истцов. Просили признать незаконным действия и бездействие администрации ........................ Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, выразившееся в не включении многоквартирного жилого ........................, расположенного по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы» утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № ___________ от "___" ___________ г.; возложить обязанность на администрацию ........................ Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - включить многоквартирный жилой ........................, расположенный по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы» утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № ___________ от "___" ___________ г.; устранить противоречия в части статуса и характеристик, внести полные и достоверные сведения в реестр АИС «Реформа ЖКХ» в отношении многоквартирного жилого ........................, расположенного по улице МОПРа, ........................ Чувашской Республики.
Далее поступило уточненное административное исковое заявление, в котором к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Кабинет Министров Чувашской Республики, в качестве заинтересованных лиц – ФИО24, ФИО25, ФИО13, ФИО26, ФИО27, ФИО14, ФИО15, ФИО42, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 Административные истцы просят признать незаконными действия администрации ........................ Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, выразившиеся во внесении в реестр АИС «Реформа ЖКХ» противоречивых и неполных сведений относительно статуса – плановой даты сноса и расселения, статуса аварийности дома и характеристик - площади жилых и нежилых помещений, многоквартирного жилого ........................, расположенного по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики; признать незаконным бездействие администрации ........................ Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, выразившееся в не включении многоквартирного жилого ........................, расположенного по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы» утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № ___________ от "___" ___________ г.; возложить обязанность на администрацию ........................ Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики - включить многоквартирный жилой ........................, расположенный по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы» утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № ___________ от "___" ___________ г.; устранить противоречия в части статуса и характеристик, внести полные и достоверные сведения в реестр АИС «Реформа ЖКХ» в отношении многоквартирного жилого ........................, расположенного по улице МОПРа, ........................ Чувашской Республики.
Определением Шумерлинского районного суда от "___" ___________ г. к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц – ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45
Административный истец Воробьева Г.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Административный истец Трофимова М.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Административный истец Прокопьева А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Административный истец Ямскова Е.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представители административных истцов Антошин А.В. и Миронов А.А. в судебном заседании также поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации ........................ Чувашской Республики Сотниченко Д.В. в судебном заседании административный иск не признала, по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 162-166).
Заинтересованное лицо ФИО21 в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.
Административный истец Прокопьева Н.В. в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики в судебное заседание не явились, имеются отзывы на административное исковое заявление, в котором просят о рассмотрении дела без их участия, исковые требования оставить без удовлетворения. Из отзывов следует, что жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, ........................, ул. МОПРа, ........................ признан аварийным в 2014 году, т.е. после "___" ___________ г., поэтому не подлежит расселению в рамках программы на 2013-2017 годы. В настоящее время данная программа прекратила свое действие. Включение дома в новую республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от "___" ___________ г.№ ___________ невозможно в связи с тем, что администрацией ........................ внесены сведения по дому как «аварийному и подлежащему сносу в связи с пожаром». Таким образом, многоквартирный дом признан аварийным не в связи с физическим износом, а в связи с пожаром, что не позволяет включить его в программу.
Заинтересованное лицо ФИО24 в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО25 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО13 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО26 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО27 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО14 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО15 в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО42 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО16 в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО17 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО18 в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО19 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО28 в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО29 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО30 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО31 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО32 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО33 в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО34 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО35 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО36 в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО37 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО38 в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО39 в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО40 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО41 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО42 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО43 в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО44 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО45 в судебное заседание не явилась, причина неявки суду не известна. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу требований ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организаций, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия.
Согласно п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий, если установит что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
Из материалов дела, что жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, ........................, ул. МОПРа, ........................ актом № ___________ от "___" ___________ г. и заключением № ___________ от "___" ___________ г., составленным межведомственной комиссией, утвержденной распоряжением главы администрации ........................ от "___" ___________ г.№ ___________-а, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с пожаром ( т. 1 л.д. 50-52).
Распоряжением администрации ........................№ ___________-р от "___" ___________ г. указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу и постановлено провести мероприятия по отселению граждан, проживающих в указанном жилом доме и осуществить их отселение в имеющиеся свободные помещения муниципального жилищного фонда равнозначные по общей площади занимаемых ими жилых помещений, в срок до "___" ___________ г. (т. 1 л.д. 53).
Постановлением главы администрации ........................№ ___________ от "___" ___________ г. утвержден Паспорт муниципальной программы ........................ «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2014-2020 годы, утверждено приложение № ___________ к данной подпрограмме, в соответствии с которым ........................ по ул. МОПРа ........................ входит в список домов, из которых граждане подлежат переселению в течение 2014-2020 годов (л.д.54-55).
Согласно материалов дела, административные истцы, начиная с 2014 года, неоднократно обращались с заявлениями о включении жилого ........................, расположенного по адресу: Чувашская Республика ........................, ул. МОПРа, в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 годы, а затем и в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного
фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы».
Отказ во включении жилого дома в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», был мотивирован тем, что дом подлежит сносу в связи с пожаром, а не в результате физического износа.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72, а также ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В целях осуществления создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и другим вопросам был принят Федеральный закон от "___" ___________ г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от "___" ___________ г. N 185-ФЗ).
В ст. 2 данного закона приведено понятие аварийного жилищного фонда, под которым понимается аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до "___" ___________ г. или применительно к положениям главы 6.5 настоящего Федерального закона после "___" ___________ г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - программа переселения) должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до "___" ___________ г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные дома).
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, ст. 86, ч. 2 и ч. 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3).
В соответствии с указанным Федеральным законом от "___" ___________ г. № 185-ФЗ Российской Федерацией создана государственная корпорация – Фонд содействия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который согласно п. 11 ч. 1 ст. 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после "___" ___________ г., она утверждается на период до "___" ___________ г..
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от "___" ___________ г. N 92 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы».
Согласно Методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до "___" ___________ г., утвержденным Приказом Минстроя России от "___" ___________ г. N 65/пр (ред. от "___" ___________ г.), планируемая дата, расселения аварийных многоквартирных домов, с учетом п. 9.10 ч. 1 ст. 14 и ч. 11 ст. 16 Федерального закона – до "___" ___________ г..
Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от "___" ___________ г. N 92, как указано в ней самой, разработана в целях обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до "___" ___________ г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилами и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от "___" ___________ г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В разделе Ш Республиканской адресной программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от "___" ___________ г. N 92, определены критерии отнесения многоквартирных домов к категории аварийных и подлежащих сносу или реконструкции.
Адресной программой установлено, что критерии и технические условия отнесения многоквартирных домов к категории аварийных и подлежащих сносу или реконструкции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
В соответствии с п. 7 указанного Положения № ___________ от "___" ___________ г. уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания пункт 33 Положения устанавливает наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Таким образом, жилой дом административных истцов обладает признаками наличия в нем вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья его жильцов вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу ч. 11 ст.32 ЖК РФ в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Федеральный закон от "___" ___________ г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый часть 1 статьи 6, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16).
В соответствии с Федеральным законом от "___" ___________ г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после "___" ___________ г., она утверждается на период до "___" ___________ г. (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утверждена Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от "___" ___________ г. N 92. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от "___" ___________ г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», с п. 4, п.5 ст. 13 Закона Чувашской Республики «О Кабинете Министров Чувашской Республики», внести изменения в данную программу и утвердить их может только Кабинет Министров Чувашской Республики.
Следовательно, администрация ........................ является исполнителем указанной программы и на нее не возложена обязанность по проведению комплекса мероприятий по включению жилых домов в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно п. 2 п. 2.2 Федерального закона от "___" ___________ г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению следующих требований - перечень многоквартирных домов, признанных до "___" ___________ г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы. Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 - 2025 годы разработана в целях обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до "___" ___________ г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики. Целью Программы является обеспечение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики; Задача Программы - формирование механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда и. переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с физическим износом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действиями административных ответчиков были нарушены права и законные интересы административных истцов.
При этом, суд считает, что обязанность по включению жилого дома в адресную программу переселения из ветхого аварийного жилья может быть возложена лишь на Кабинет Министров Чувашской Республики, а обязанность по предоставлению документов, подготовке документов для включения в программу переселения на администрацию города Шумерля Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия администрации ........................ Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики по внесению в реестр АИС «Реформа ЖКХ» противоречивых и неполных сведений относительно статуса – плановой даты сноса и расселения, статуса аварийности дома и характеристик – площади жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого ........................, расположенного по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики незаконными. Обязать устранить противоречия в части статуса и характеристик, внести полные и достоверные сведения в реестр АИС «Реформа ЖКХ» в отношении многоквартирного жилого ........................, расположенного по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики
Признать незаконным бездействие администрации ........................ Чувашской Республики по непредставлению в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документов для включения многоквартирного жилого дома многоквартирного жилого ........................, расположенного по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № ___________ от "___" ___________ г..
Возложить на администрацию ........................ Чувашской Республики обязанность по предоставлению в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документов для включения многоквартирного жилого ........................, расположенного по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № ___________ от "___" ___________ г..
Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики организовать работу по включению многоквартирного жилого ........................, расположенного по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики, в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № ___________ от "___" ___________ г..
Обязать Кабинет Министров Чувашской Республики включить многоквартирный жилой ........................, расположенный по улице МОПРа ........................ Чувашской Республики в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № ___________ от "___" ___________ г..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Шумерлинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено "___" ___________ г..
Председательствующий: