ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-537/20 от 29.09.2020 Кувандыкского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-537/2020

УИД 56RS0015-01-2020-001026-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кувандык 29 сентября 2020 года

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Беловой Л.В.,

при секретаре Филатовой О.Н.,

с участием прокурора Телегина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать транспортное обслуживание населения,

УСТАНОВИЛ:

Кувандыкский межрайонный прокурор Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области. В обоснование исковых требований указал, что Кувандыкской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства по вопросу транспортного обслуживания населения в пределах Кувандыкского городского округа Оренбургской области. Установлено, что в нарушение требований п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области прекращено движение по 16 сельским автобусным маршрутам округа: г. Кувандык - с. Большое Чураево, г. Кувандык - д. Юлгутла, г. Кувандык - с. Краснознаменка, с. Краснознаменка - д. Пехотное, г. Кувандык - с. Ильинка, с. Ильинка - п. Маячный, г. Кувандык- д. Новоказанка, д. Новоказанка - с. Новосимбирка, с. Новосимбирка – д. Чукари -Ивановка, г. Кувандык - с. Сара, с. Сара - п. Карагай - Покровка, п. Карагай - Покровка – с. Новосимбирка, г. Кувандык - с. Никольское, Кирпичный завод - д. Тлявгулово, что нарушает права граждан на свободу передвижения, транспортную доступность к социально значимым объектам, так как учреждения здравоохранения находятся на территории г. Кувандыка, а расположенные в отдельных поселениях фельдшерско-акушерские пункты не могут удовлетворить всех потребностей населения в данной сфере.

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, выразившееся в ненадлежащей организации транспортного обслуживания населения между населенными пунктами Кувандыкского городского округа Оренбургской области. Обязать администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, направленные на обеспечение транспортного обслуживания населения Кувандыкского городского округа Оренбургской области по маршрутам: г. Кувандык - с. Большое Чураево, г. Кувандык - д. Юлгутла, г. Кувандык - с. Краснознаменка, с. Краснознаменка - д. Пехотное, г. Кувандык - с. Ильинка, с. Ильинка - п. Маячный, г. Кувандык- д. Новоказанка, д. Новоказанка - с. Новосимбирка, с. Новосимбирка – д. Чукари -Ивановка, г. Кувандык - с. Сара, с. Сара - п. Карагай - Покровка, п. Карагай - Покровка – с. Новосимбирка, г. Кувандык - с. Никольское, Кирпичный завод (г. Кувандык) - д. Тлявгулово.

Впоследствии прокурор изменил предмет административного иска в связи с тем, что часть маршрутов была возобновлена, и наряду с требованием о признании незаконным бездействия административного ответчика просил возложить на администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, направленные на обеспечение транспортного обслуживания населения Кувандыкского городского округа Оренбургской области по маршрутам: г. Кувандык – с. Большое Чураево, г. Кувандык – д. Юлгутла, г. Кувандык – с. Никольское.

Определением суда от 16 сентября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ТеплоВодоРемонт».

В судебном заседании прокурор Телегин А.А. поддержал административные исковые требования по изложенным в иске доводам. Дополнительно пояснил, что количество человек, проживающих в населенных пунктах, с которыми не организовано транспортное обслуживание, составляет: в с. Большое Чураево - 278, в д. Юлгутла - 189, в с. Никольское - 314 человек. Больницы в данных поселениях отсутствуют. Расстояние до населенных пунктов, с которыми из г. Кувандыка организовано транспортное обслуживание, составляет от 5 до 8 км. Маленький пассажиропоток не является основанием для отмены автобусных маршрутов из г. Кувандыка в данные населенные пункты и обратно, так как администрация городского округа вправе устанавливать периодичность движения автобусов самостоятельно, в том числе и с учетом незначительного пассажиропотока. Просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители административного ответчика администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области и заинтересованного лица ООО «ТеплоВодоРемонт» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявили.

На основании ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Ранее допрошенный представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области ФИО1, действующий на основании доверенности от 15 августа 2019 года (л.д.15), в судебном заседании и в письменных возражениях на административный иск указал, что перевозки пассажиров на территории Кувандыкского городского округа по 17 пригородным маршрутам до 15 июня 2020 года осуществляло ООО «ТеплоВодоРемонт» в соответствии с договором от 15 июня 2016 года, заключенным с администрацией городского округа. Данное предприятие ежегодно несло убытки в размере более 4 000 000 рублей. Субсидии, выделяемые из местного бюджета, покрывали лишь часть убытков. В связи с окончанием срока действия указанного договора на межведомственной комиссии по вопросам организации муниципальных регулярных перевозок на территории муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области 25 декабря 2019 года принято решение об изменении вида перевозок на нерегулируемые тарифы и о проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам. 11 марта 2020 года предприятие - перевозчик ООО «ТеплоВодоРемонт» уведомило администрацию об окончании срока действия договора от 15 июня 2015 года. На объявленный открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории округа, проведение которого назначено на 22 июня 2020 года, ни одной заявки не поступило. Принято решение о проведении открытого конкурса повторно 30 июля 2020 года, на который также не поступило ни одной заявки. В этот же день на заседании межведомственной комиссии по вопросам организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок в виду убыточности маршрутов принято решение об отмене трёх наименее рентабельных маршрутов с наименьшим пассажиропотоком: г.Кувандык - д. Юлгутла, г. Кувандык – с. Большое Чураево, г. Кувандык- с. Никольское. Оставшиеся маршруты переведены на регулируемые тарифы. С ООО «ТеплоВодоРемонт» заключено дополнительное соглашение с пролонгацией срока договора до 31 июля 2021 года и запуска пригородных муниципальных маршрутов. Перевозки по одному из пригородных маршрутов «Кирпичный завод – д. Тлявгулово» сроком на 180 дней без проведения открытого конкурса согласилась осуществлять индивидуальный предприниматель А.Ж.А. Пояснил, что возобновление маршрутов, указанных прокурором, повлечет необоснованные убытки для муниципального бюджета, который является дотационным, субсидии из областного бюджета для покрытия указанных убытков не выделяются. Жители д. Юлгутла, д. Большое Чураево и с. Никольское могут воспользоваться маршрутами, проходящими через соседние населенные пункты. Жители с. Никольское для поездки в г. Кувандык и обратно пользуются транспортом ООО «Альянс-М», осуществляющего перевозки из г. Кувандыка в г. Оренбург и обратно, проезжая с. Никольское. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав представителя административного истца, допросив свидетеля, исследовав документы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора.

Установлено судом, что Кувандыкской межрайонной прокуратурой Оренбургской области в связи с поступившим обращением Ж.Р.Г. проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства по вопросу транспортного обслуживания населения в пределах Кувандыкского городского округа Оренбургской области. По результатам проверки установлено, что администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области прекращено движение по 16 сельским автобусным маршрутам городского округа: г. Кувандык - с. Большое Чураево, г. Кувандык - д. Юлгутла, г. Кувандык - с. Краснознаменка, с. Краснознаменка - д. Пехотное, г. Кувандык - с. Ильинка, с. Ильинка - п. Маячный, г. Кувандык- д. Новоказанка, д. Новоказанка - с. Новосимбирка, с. Новосимбирка – д. Чукари -Ивановка, г. Кувандык - с. Сара, с. Сара - п. Карагай - Покровка, п. Карагай - Покровка – с. Новосимбирка, г. Кувандык - с. Никольское, Кирпичный завод - д. Тлявгулово. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки Кувандыкский межрайонной прокуратуры от 31 июля 2020 года и не оспаривалось представителем административного ответчика.

Пассажирские перевозки по данным маршрутам осуществляло предприятие - перевозчик ООО «ТеплоВодоРемонт» на основании заключенного с администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области на срок 5 лет договора от 15 июня 2015 года на обеспечение перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярном маршруте, проходящем по территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области.

Дополнительным соглашением от 15 июня 2020 года срок действия договора от 15 июня 2015 года продлен по 31 июля 2021 год.

Перевозки по маршруту «Кирпичный завод (г. Кувандык) – д. Тлявгулово» сроком на 180 дней в соответствии с выданным без проведения открытого конкурса свидетельством осуществляет индивидуальный предприниматель А.Ж.А.

30 июля 2020 года межведомственной комиссией по вопросам организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области принято решение об отмене трёх маршрутов, перевозки по которым осуществляло ООО «ТеплоВодоРемонт» на основании договора от 15 июня 2020 года: г.Кувандык - д. Юлгутла, г. Кувандык – с. Большое Чураево, г. Кувандык - с. Никольское. Маршруты отменены в связи с их нерентабельностью и наименьшим пассажиропотоком.

Постановлением администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области №861-п от 30 июля 2020 года утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, в который указанные три маршрута не включены.

До настоящего времени мероприятия, направленные на обеспечение транспортного обслуживания населения с. Большое Чураево, д. Юлгутла, с. Никольское, административным ответчиком не приняты.

Данное бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области является незаконным, исходя из следующего.

Статья 27 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на свободу передвижения.

В силу п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального городского округа.

Статьей 8 Закона Оренбургской области от 09 марта 2016 года №3801/1039-V-ОЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области установлено, что органы местного самоуправления Оренбургской области: организуют регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (п.1); проводят открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок (п.3); осуществляют контроль за выполнением условий муниципального контракта или свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту, за исключением проверок соблюдения условий, которые осуществляет орган государственного транспортного контроля (п.4).

К муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относят, в том числе, маршруты регулярных перевозок в границах городского округа.

На основании ч.1 ст.11 названного Федерального закона муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

С учетом приведенных положений законов обязанность создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Кувандыкского городского округа Оренбургской области возложена на администрацию данного муниципального образования.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С таким требованием в силу ч.1 ст.39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц может обратиться прокурор.

В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Представитель администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области ФИО1, возражая против административного иска, ссылался на право органа местного самоуправления устанавливать, изменять или отменять маршруты перевозок, а также на то обстоятельство, что жители с. Большое Чураево, д. Юлгутла и с. Никольское могут доехать до г. Кувандыка и обратно, используя транспортные средства, осуществляющие перевозки в соседние населенные пункты.

Данный довод является необоснованным, как не соответствующий требованиям действующего законодательства.

Так, распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 января 2017 года № НА-19-р утвержден Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Социальный стандарт), который устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.

Согласно разделу 3 Социального стандарта, одним из показателей качества транспортного обслуживания является доступность, под которой понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в наличии возможности получения населением услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок (п.3.1.).

При этом, расстояние кратчайшего пешеходного пути следования от ближайшей к остановочному пункту точки границы земельного участка, на котором расположен объект, до ближайшего остановочного пункта, который обслуживается муниципальным маршрутом регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, не может превышать значений в зависимости от категории объекта, установленного в таблице 1. В частности, от индивидуального жилого дома до остановочного пункта должно быть не более 800 м (п.3.1.1).

Из представленной представителем административного ответчика публичной карты, а также показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля Ф.В.В. – главного инженера ООО «ТеплоВодоРемонт» следует, что расстояние от д. Юлгутла, с. Большое Чураево, с. Никольское до проходящих автобусов из других населенных пунктов составляет от 6 до 12 км, что не соответствует Социальному стандарту.

Через с. Никольское Кувандыкского городского округа проходит регулярный междугородний маршрут «Кувандык-Оренбург-Медногорск», осуществляемый перевозчиком ООО <данные изъяты>, однако как следует из ответа директора данного общества от 10 сентября 2020 года, все остановки на маршруте строго ограничены паспортом, схемой маршрута, расписанием и картой маршрута. Высадка и посадка пассажиров в непредназначенном для остановки месте является нарушением Приказа Минтранса России от 15 января 2014 года №7. Такие маршрут как г. Кувандык – с. Никольское и обратно ООО <данные изъяты> не осуществляет и не планирует.

Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания населения с. Большое Чураево, д. Юлгутла, с. Никольское с количеством проживающих в нем человек: 278, 189 и 314 соответственно, отсутствие объектов здравоохранения с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей от г. Кувандыка безусловно свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов здравоохранения, социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного, культового и иного назначения.

При этом право администрации городского округа по оптимизации маршрутов должно быть реализовано таким образом, чтобы транспортная доступность населения была обеспечена иным способом взамен отмененных маршрутов.

То обстоятельство, что бюджет муниципального образования является дефицитным, а субсидии из областного бюджета не выделяются, не может умалять гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц на свободу передвижения, которое может быть реализовано посредством обеспечения транспортной доступности.

Таким образом, с учетом установленного ч.11 ст.226 КАС РФ порядка распределения бремени доказывания юридически значимых обстоятельств по настоящему делу, принимая во внимание представленные сторонами доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу об обоснованности требования Кувандыкского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, выразившегося в ненадлежащей организации транспортного обслуживания населения между населенными пунктами Кувандыкского городского округа Оренбургской области.

В целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц следует возложить на административного ответчика обязанность осуществить мероприятия, направленные на обеспечение транспортного обслуживания населения Кувандыкского городского округа Оренбургской области по маршрутам: г. Кувандык – с. Большое Чураево, г. Кувандык – д. Юлгутла, г. Кувандык – с. Никольское.

Согласно ч. 3 п. 1 ст. 227 КАС РФ, при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия либо устранить иным способом допущенные нарушения, суд устанавливает в решении срок, в течение которого подлежат устранению допущенные нарушения.

С учетом требований разумности, обоснованности и достаточности, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда о возложении обязанности осуществить мероприятия, направленные на обеспечение транспортного обслуживания населения, - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, выразившееся в ненадлежащей организации транспортного обслуживания населения между населенными пунктами Кувандыкского городского округа Оренбургской области.

Обязать администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, направленные на обеспечение транспортного обслуживания населения Кувандыкского городского округа Оренбургской области по маршрутам: город Кувандык – село Большое Чураево, город Кувандык – деревня Юлгутла, город Кувандык – село Никольское.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Белова