ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-537/20 от 31.08.2020 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-537/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2020 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Федоренко Н.В.,

с участием помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Кушнир М.А., представителя администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО2, действующего на основании доверенности от 02.09.2019,

при секретаре судебного заседания Бутусовой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным постановления в части установления срока расселения граждан, возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Николаевский-на-Амуре городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным постановления в части установления срока расселения граждан, возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан.

В обоснование заявления административный истец указал, что Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой в рамках рассмотрения обращения ФИО1 установлено, что администрацией Николаевского муниципального района нарушены жилищные права граждан, проживающих в доме № 14 «а» по ул. Свободной в г. Николаевске-на-Амуре, которые выразились в следующем. В соответствии с положениями статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится, в том числе учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля. Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». На основании заключения межведомственной комиссии по признанию на территории Николаевского муниципального района помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции от 30.10.2019 № 223 администрацией Николаевского муниципального района принято постановление от 24.12.2019 № 1471-па «О доме № 14 а» по ул. Свободной в г. Николаевске-на-Амуре», указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения установлен до 01.01.2028. При этом никаких мер по обеспечению безопасности людей и предупреждению обрушения указанного дома не принято, также имеется свободный доступ к дому. Таким образом, срок расселения граждан, указанный в решении (постановлении) органа местного самоуправления до 01.01.2028, не является разумны, противоречит жилищному законодательству, которое основано на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности (статья 1 Жилищного кодекса РФ). Установление постановлением администрации района срока по отселению жильцов указанного дома до 01.01.2028 не свидетельствует об исполнении администрацией района обязанности по сносу жилого дома и расселению жильцов из аварийного жилья в установленном законом порядке, поскольку доказательств, свидетельствующих о возможности проживания граждан в аварийном доме до 01.01.2028, не имеется. Следовательно, определение срока по расселению жильцов до 01.01.2028 из жилых помещений может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей. В постановлении администрации Николаевского муниципального района от 24.12.2019 № 1471-па отсутствует обоснование срока расселения граждан до 01.01.2028. Постановление не мотивировано. В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. В соответствии с разъяснением, которое дано в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. В определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П сказано, что эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Нарушение требований законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан установлением срока отселения жильцов до 2028 года из дома, признанного аварийным и подлежащим носу, носит длящийся характер, поскольку у административного ответчика весь срок сохраняется обязанность совершить определенное действие. Административный истец просил суд признать незаконным постановление администрации Николаевского муниципального района от 24.12.2019 № 1471-па «О доме № 14 «а» по ул. Свободной в г. Николаевске-на-Амуре» в части установления срока расселения граждан до 01.01.2028; обязать администрацию Николаевского муниципального района установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 14 «а» по ул. Свободной в г. Николаевске-на-Амуре, не превышающий 1 года со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Кушнир М.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что исковое заявление подано в интересах неопределённого круга лиц. Это обусловлено тем, что дом признан непригодным, в любой момент может произойти разрушение дома.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 заявленные требования не признал, пояснил, что как следует из обзора судебной практики, установление срока органами местного самоуправления для сноса аварийного дома находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления. В данном обзоре говорится о том, что в случае, если органами местного самоуправления будет установлен неразумный срок, когда у собственников жилых помещений, или у граждан, чьи права гипотетически будут нарушены, они вправе заявлять требования о немедленном расселении. То есть в данном случае ставится вопрос о том, что в случае, если есть потенциальная угроза жизни и здоровью граждан, проживающих в аварийном доме, в котором есть угроза обрушения, вправе заявить требования о предоставлении жилья вне очереди. Говорить о том, что это является основанием для признания в указанной части муниципального правового акта недействительным, в указанном обзоре не говорится. Кроме того, в Конституции РФ закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Вторым пунктом просительной части заявления прокурор просит возложить обязанность установить конкретный срок. Считает, что в данном случае будет нарушаться указанный принцип. Для определения разумности установления сроков необходимо установить несколько обстоятельств, во-первых, является ли жилое помещение у ФИО1 единственным жилым помещением, предлагалось ли ей предоставить другое жилое помещение для проживания в настоящее время до сноса дома. Считает, что в данном случае оснований для удовлетворения иска не имеется. Данные доводы подтверждаются сложившейся судебной практикой. Длительный срок расселения, указанный в постановлении, до 01.01.2028, обусловлен тем, что аварийные дома, которые признаются аварийными и подлежат сносу, для расселения граждан включаются в адресно-региональную программу. В настоящее время действует региональная программа до 2024 года. Так как указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу в 2020 году, в эту адресную программу не вошел, то есть он будет включаться уже в следующую программу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно заключению строительно-технической экспертизы от 10.10.2019, составленному ООО «Сириус Проект», строительные конструкции жилого дома № 14 «а» по ул. Свободной в г. Николаевске-на-Амуре не соответствуют допустимому уровню надежности, прочности и устойчивости в связи с физическим износом, дальнейшая эксплуатация объекта невозможна, жилой дом признан аварийным и подлежит сносу.

Заключением межведомственной комиссии от 30.10.2019 № 223, назначенной постановлением администрации Николаевского муниципального района от 30.03.2017 № 353-па, жилой дом № 14 «а» по ул. Свободной в г. Николаевске-на-Амуре Хабаровского края признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 24.12.2019 № 1471-па указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, жилищному отделу постановлено организовать работу по признанию граждан, проживающих в данном многоквартирном доме малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с жилищным законодательством; в срок до 01.01.2028 принять меры по расселению граждан, признанных малоимущими, проживающих в данном многоквартирном доме.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По смыслу положений статей 57 и 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, проживающих в жилых помещениях на условиях договора социального найма, и расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, является обязанностью органа местного самоуправления.

Длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер, по расселению граждан, проживающих в таких жилых помещениях, а также длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер предусмотренных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по изъятию земельного участка и жилых помещений у собственников аварийного дома, не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, влечет ущемление их прав и интересов.

Поскольку аварийный дом представляет угрозу для жизни и безопасности людей, решение о дальнейшем использовании аварийного и непригодного для проживания жилья, сроках отселения физических лиц должно приниматься в возможно короткий разумный срок. В данном случае установленный административным ответчиком срок до 01.01.2028 суд разумным не считает. Суд считает, что указанные сроки расселения жильцов аварийного дома грубо нарушают права, как самих жильцов, так и иных граждан (прохожих, сотрудников скорой помощи, органов правопорядка и др.), поскольку угроза обрушения здания, угроза жизни и здоровья граждан сохраняется.

Постановление администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 24.12.2019 № 1471-па в части установления срока расселения граждан из указанного дома до 01.01.2028 нарушает права граждан на благоприятную среду проживания, установленный срок расселения неоправданно велик, не отвечает принципу разумности, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о признании незаконным постановления администрации Николаевского муниципального района от 24.12.2019 № 1471-па «О доме № 14 «а» по ул. Свободной в г. Николаевске-на-Амуре» в части установления срока расселения граждан до 01.01.2028 и обязании административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 14 «а» по ул. Свободной в г. Николаевске-на-Амуре, не превышающий 1 года со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным постановления в части установления срока расселения граждан, возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края 24.12.2019 № 1471-па «О доме № 14 «а» по ул. Свободной в г. Николаевске-на-Амуре» в части установления срока расселения граждан до 01.01.2028.

Обязать администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 14 «а» по ул. Свободной в г. Николаевске-на-Амуре, не превышающий 1 года со дня вступления решения в законную силу.

Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края необходимо сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 03.09.2020.

Судья Н.В. Федоренко