№2а-537/2023
УИД 10RS0008-01-2023-001003-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2023 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Кудашкиной К.Н.,
с участием административных истцов Плеховой А.М. и Плехова Ю.Н.,
заинтересованного лица Галушина И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Плеховой Анны Михайловны и Плехова Юрия Николаевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Плехова А.М. и Плехов Ю.Н. обратились в суд по тем основаниям, что 17.11.2022 Плехова А.М. представила в ГБУ Республики Карелия «Многофункциональный центр Республики Карелия» заявление и пакет документов о предоставлении ее многодетной семье в собственность земельного участка, расположенного в г.Медвежьегорске площадью 1 500 кв.м. без проведения торгов, к заявлению была приложена схема выбранного участка для индивидуального жилищного строительства. 31.01.2023 ею было получено письмо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.01.2023 №1120/12.4-21 об отсутствии правовых оснований для удовлетворения ее заявления на основании пункта 13 статьи 39.16 земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в отношении испрашиваемого ею земельного участка уже идет подготовка для принятия решения об организации аукциона по заявлению иного лица, границы представленной ею схемы участка пересекают границы лота №1 извещения о проведении торгов №22000154380000000069 на сайте torgi.gov.ru. В апелляционном определении Верховного Суда Республики Карелия от 29.06.2023 №33а-2166/2026 при рассмотрении апелляционной жалобы по гражданскому делу №2а-174/2023 было указано, что причиной отказа в удовлетворении заявления Плеховой А.М. послужило опубликование извещения о проведении торгов №22000154380000000069 на сайте torgi.gov.ru по заявлению Галушина И.А. от 15.11.2022 №42407 в порядке очередности при поступлении заявлений в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Считает, что при рассмотрении заявления Галушина И.А. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия проигнорировало предписания подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 и подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку схема, представленная Галушиным И.А. не соответствовала требованиям приказа Росреестра от 19.04.2022 №П/0148, испрашиваемый Галушиным И.А. земельный участок не мог быть образован и его схема не могла быть составлена до 11.11.2022 (до даты вступления в силу решения Медвежьегорского городского поселения от 25.10.2022 №250 «Об утверждении правил землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения»). Соответственно, схема земельного участка, составленная Галушиным И.А. 04.11.2022, не могла приниматься Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия к рассмотрению. В данной связи просили признать неправомерным опубликование извещения №22000154380000000069 о предоставлении земельного участка, лот №1, земельный участок в кадастровом квартале №; признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в удовлетворении заявления Плеховой А.М. от 20.01.2023 №1120/12.4-21; повторно рассмотреть ее заявление от 18.11.2022 №43071 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №.
С учетом характера спорного правоотношения судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» и Галушин И.А.
В судебном заседании административные истцы Плехова А.М. и Плехов Ю.Н. поддержали заявленные требования по указанным в административном иске основаниям, просили его удовлетворить.
Административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия о времени и месте извещено надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направило, позицию относительно заявленных требований не выразило.
В судебном заседании заинтересованное лицо Галушин И.А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, полагал, что заявленные требования уже являлись предметом рассмотрения в рамках административного дела №2а-174/2023, которым Плеховой А.М. было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.01.2023 №1120/12.4-21 и об обязании повторно рассмотреть заявление Плеховой А.М. от 20 17.11.2022. решение суда первой инстанции оставлено апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 29.06.2023 №33а-2166/2023 без изменения, судебные акты вступили в законную силу. Привлечение в качестве соистца Плехова Ю.Н. носит формальный характер. Утверждение административных истцов о возможности получения земельного участка только Галушиным И.А., не подтверждаются материалами дела. Полагает, что действия административных истцов направлены не на защиту своих прав, а на препятствование иным лицам в осуществлении своих конституционных прав.
Заинтересованное лицо Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представила отзыв относительно заявленных требований, в котором указала сведения о поступлении в Администрацию извещений о предоставлении земельного участка в кадастровом квартале 10:13:0011407 их размещении на сайте Администрации, разрешение спора оставила на усмотрение суда.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассматривается при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Республике Карелия порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия».
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» земельные участки бесплатно предоставляются многодетным семьям в собственность, если на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка:
1) многодетная семья соответствует критериям, установленным пунктом 2 части 3 статьи 1 настоящего Закона;
2) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Республики Карелия, в том числе если члены такой многодетной семьи зарегистрированы на территории Республики Карелия по месту пребывания (при отсутствии у них регистрации по месту жительства на территории иных субъектов Российской Федерации) и проживают на территории Республики Карелия не менее пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка.
В соответствии со статьей 4 вышеуказанного Закона Республики Карелия земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи, в уполномоченный орган (часть 1). В части 2 указанной статьи содержится перечень документов, которые прилагаются к заявлению.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков установлен статьей 4 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия», включает в себя, в том числе принятие уполномоченным органом в срок не более 30 календарных дней со дня подачи заявителем заявления в уполномоченный орган решения о соответствии или несоответствии многодетной семьи требованиям, установленным частью 1 статьи 2 настоящего Закона (часть 5), а также при отсутствии оснований для отказа в бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка подготовку уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с даты принятия решения о соответствии многодетной семьи требованиям, установленным частью 1 статьи 2 настоящего Закона, схемы расположения земельного участка и направление заявителю заказным письмом с уведомлением предложения о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случаях, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (подпункт 13).
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 03.04.2023, вынесенным по административному делу №2а-174/2023, и апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 29.06.2023 №33а-2166/2023, которым решение суда первой инстанции оставлено без изменения, установлено, что в ноябре 2022 года на рассмотрение в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в отношении одного и того же земельного участка поступило два заявления: 15.11.2022 (вход. №42407) от Галушина И.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и 18.11.2022 (вход. №43071) от являющейся многодетной матерью Плеховой А.М. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлению Галушина И.А. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обеспечило публикацию соответствующего извещения (направлено Министерством в орган местного самоуправления 14.12.2022 для публикации в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещения на официальном сайте - опубликовано в газете «Диалог» от 21.12.2022 и на сайте Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»; кроме того, 21.12.2022 извещение опубликовано на портале ГИСТОРГИ №22000154380000000069), после чего в декабре 2022 года - январе 2023 года поступил ряд заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе.
В связи с поступлением по извещению, опубликованному Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия 21.12.2022 по заявлению Галушина И.А., заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия 29.12.2022 приняло решение №38842/12.4-21 об отказе Галушину И.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
20.01.2023 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия письмом №1120/12.4-21 уведомило Плехову А.М. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку в отношении него опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В последующем 03.02.2022 Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия издано распоряжение №482-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Вышеназванными судебными постановлениями установлено, что поскольку в отношении спорного земельного участка заявление Галушина И.А. (15.11.2022) поступило ранее заявления Плеховой А.М. (18.11.2022), по заявлению Галушина И.А. была обеспечена публикация извещения (направлено на публикацию 14.12.2022, опубликовано 21.12.2022), постольку отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении административному истцу испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в отношении него опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, соответствует закону.
Рассматривая в рамках настоящего административного дела требования Плеховой А.М. и Плехова Ю.Н. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.01.2023 №1120/12.4-21, суд приходит к выводу о том, что он сводится, по сути, к преодолению обязательной силы судебных постановлений, вынесенных по административному делу 2а-174/2023, и не может быть признан согласующимся с конституционным правом на судебную защиту, в качестве неотъемлемого элемента которого предполагается обязательность судебных актов.
Спорный земельный участок сформирован в установленном для этого земельным законодательством порядке и поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером №.
Суд принимает во внимание, что земельный участок с кадастровым номером № не принадлежал и не передавался Плеховой А.М., Плехову Ю.Н., а равно иным членам их многодетной семьи, отсутствие оснований для его предоставления Плеховой А.М. и членам ее многодетной семьи подтверждено вступившими в силу судебными постановлениями, вынесенными по административному делу №2а-174/2023, в связи с этим предварительное согласование схемы земельного участка, образование названного участка, определение вида его разрешенного использования, распоряжение им в установленном для этого законом порядке, права и законные интересы административных истцов нарушать не могут. Желание Плеховой А.М. и Плехова Ю.Н. получить спорный земельный участок правомочия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, не умаляют.
Спорным земельным участком Плехова А.М. и члены ее многодетной семьи не владели и не владеют, правами на него не обладают, соответственно, их предполагаемое право не может быть защищено путем восстановления положения, существовавшего до образования земельного участка с кадастровым номером №.
Лицами, наделенными правом оспаривать действия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по опубликованию извещения №22000154380000000069 о предоставлении земельного участка, лот №1, в отношении спорного земельного участка, административные истцы не являются.
Кроме того, суд принимает во внимание следующее.
На основании пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Соответствие представленной Галушиным И.А. схемы расположения земельного участка решению Совета Медвежьегорского городского поселения от 25.10.2022 №250 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения», а равно нахождение земельного участка с кадастровым номером № в функциональной зоне, предназначенной для размещения индивидуальных жилых домов, административными истцами Плеховой А.М. и Плеховым Ю.Н. не оспаривается.
Административными истцами Плеховой А.М. и Плеховым Ю.Н. указывается на то, что вышеназванное решение Совета Медвежьегорского городского поселения вступило в законную силу после представления Галушиным И.А. документов, в том числе схемы расположения земельного участка, в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (11.11.2022), т.е. схема расположения земельного участка была изготовлена Галушиным И.А. ранее, чем для того имелись правовые основания.
Вместе с тем, как указывают сами административные истцы в административном иске, на дату получения Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия заявления Галушина И.А. с приложенными документами (15.11.2022) и, соответственно, на дату принятия Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия решения о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка (20.12.2022) правовых препятствий для опубликования извещения №22000154380000000069 о предоставлении земельного участка уже не имелось.
При установленных судом обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не основаны на законе, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 25 августа 2023 года