ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5383/2023 от 04.10.2023 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2а-5383/2023

УИД 05RS0038-01-2023-005783-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 04 октября 2023 г.

Советский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан составе: председательствующего судьи Валетдиновой Р.Р.

при секретаре судебного заседания Магемодове Д.Г.,

с участием старшего помощника прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры Брагиной А.А., представителей административных ответчиков Администрации ГОсВД «город Махачкала» Магомедовой С.К., МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» Дибиргаджиева Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации (в порядке ст. 39 КАС РФ) к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», главе Администрации ГОсВД «города Махачкалы» о признании незаконным бездействия Администрации ГОсВД «город Махачкала» и возложении обязанности установить нормативы состава сточных вод,

установил:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском (в порядке ст. 39 КАС РФ) к Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным бездействие администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» по непринятию мер к утверждению нормативов состава сточных вод и возложении обязанности на администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить нормативы состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение.

В обосновании своих требований ссылается на то, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства, в результате которого установлены нарушения в деятельности административного городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее ГОсВД «город Махачкала»), предусмотренные п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. 3131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.6, п.9.1 ч.1 ст. 6, ч.1 и ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011г., а также п. 167, п. 168 и п. 169 Правил холодного водоснабжения и водоотведения,, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. №644.

Согласно схеме водоснабжения и водоотведения городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2016 2029 года», утв. постановлением Администрации от 30.12.2022 № 761 на территории городского округа «город Махачкала» функционируют технологические зоны централизованных систем водоотведения.

Однако, в ходе проведения проверки установлено, что Администрацией нормативы состава сточных вод устанавливаются для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение на территории города не установлены. По данному факту прокуратурой в адрес Администрации внесено представление от 29.03.2022г. № 02-08-2022/22, однако до настоящего времени мер по устранению нарушений законодательства не принято. Согласно ответу Администрации от 31.05.2022г. № 51.01-07-23-2094/22 нормативы сброса сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения не установлены.

Кроме того, согласно ответу МКУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства г. Махачкала» от 18.04.2023г. № 51.10/08-3030/23 нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения г. Махачкалы также не установлены. Наличие установленных нормативов состава сточных вод позволит минимизировать экологический ущерб, причиняемый Каспийскому морю в результате сбросов сточных вод абонентами. Более того, отсутствие нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения влечет за собой бесконтрольный сброс хозяйствующими субъектами сточных вод в водные объекты, не позволяет установить плату за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах в случае, если абонент превысит установленные нормативы. Каспийское море является важнейшей составляющей окружающей среды, а также средой обитания объектов животного и растительного мира, водных биологических ресурсов.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. В соответствие со ст. 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Таким образом, непринятием мер со стороны Администрации нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Определением Советского районного суда г.Махачкалы от 09.08.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы».

Определением Советского районного суда г.Махачкалы от 11.07.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечен глава Администрации ГОсВД «города Махачкалы».

В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры Брагина А.А. требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить их по указанным в нём основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» по доверенности Дибиргаджиева Г.А. с административным иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Администрации ГОсВД «города Махачкалы» по доверенности Магомедова С.К. административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства, в результате которой установлены нарушения в деятельности Администрации ГОсВД «города Махачкалы».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 07.12.2011г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Федерального закона от от 05.09.2013 N 782-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа.

Согласно п. 9.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся установление нормативов состава сточных вод.

В соответствии с п. 8.1 ст. 11 Федерального закона 07.12.2011г. № 416-ФЗ от горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими соответственно с порядком порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод.Материалами дела подтверждено, что по данному факту прокуратурой в адрес Администрации внесено представление №02-0802022/22 от 29.03.2022, однако до настоящего времени мер по устранению нарушений законодательства не принято.

Из ответа Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 31.05.2022 №51.01-07-23-2094/22 следует, что принятыми мерами, силами администрации поселка Шамхал и Администрации Кировского района, несанкционированная свалка была частично ликвидирована путем вывоза отходов и планировки участка территории грейдером. Организован регулярный Вывоз твердых коммунальных отходов с территории поселка Шамхал на санкционированный полигон «Грин - Тау» в г.Избербаш. Но вместе с тем неизвестными лицами продолжается захламление участка строительными и бытовыми отходами. В ближайшее время планируются повторные мероприятия по приведению территории в соответствие. Кроме того, на территории поселка Шамхал нет централизованной системы водоотведения. Жителям рекомендовано пользоваться ямами - «шамбо». Но вместе с тем, жители поселка осуществляют незаконный сброс сточных и фекальных вод в дренажные канавы, а далее в Шура-озень. Гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории г. Махачкалы, является ОАО «Махачкалаводоканал». Также ОАО «Махачкалаводоканал» систематически размещает информацию о качестве воды и принимаемых мероприятиях по его улучшению на официальном сайте в сети «Интернет». Также, по итогам предоставления ОАО «Махачкалаводоканал» отчета о качестве подаваемой холодной питьевой воды жителям города и утвержденных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов, соответствующая информация будет размещена на официальном сайте Администрации г.Махачкалы. За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей уволен главный специалист отдела технической инспекции МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкал» ФИО8 ответственный за санитарное содержание Кировского района г.Махачкалы. В связи с необходимостью определенного количество времени для исполнения предписания просят продлить срок его исполнения до 30.06.2022 года.

Прокуратурой в адрес Администрации направлено требований от 11.04.2023 о предоставлении информации об устранении имеющихся нарушений в срок до 18.04.2023.

Согласно ответу Администрации от 18.04.2023 следует, что по вопросу исполнения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов, МКУ Управление ЖКХ г. Махачкалы» по пункту 1 сообщает, что постановлением от 08.08.2022 № 466 «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение в границах муниципального образования городского округа «город Махачкала», статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения на территории муниципального образования городской округ «город Махачкала» наделено открытое акционерное общество «Махачкалаводоканал». Статусом гарантирующей организации водоотведения на территории муниципального образования городской округ «город Махачкала» наделено открытое акционерное общество «Махачкалаводоканал» за исключением МКР «Турали» в котором гарантирующей организации водоотведения является ООО «Арт-Строй» согласно постановлению. Нормативы состава сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 728 «Об утверждении правил осуществления контроля состав и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Отдельного административного регламента не имеется.

В соответствии с положениями ч.4 ст.30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Согласно ч.2 ст.30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленными правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

В соответствии с п.13.1 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

На основании п.9.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся установление нормативов состава сточных вод.

Таким образом, проведенная прокуратурой проверка показала, что Администрацией ГОсВД «город Махачкала» не исполняются возложенные действующим законодательством обязанности по утверждению нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Между тем, в ходе судебного заседания судом установлено и сторонами не оспаривается, что ранее по результатам проверки 29.03.2022 Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона, однако, по итогам рассмотрения вышеуказанные нарушения не устранены до настоящего времени. Доказательств обратного, представителем административного ответчика в суд не представлено.

В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что отмеченные обстоятельства приводят к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц и могут повлечь причинение вреда жизни, и здоровью граждан, а также к возникновению чрезвычайной ситуаций, в связи с чем, суд считает заявленные Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой требования законными и обоснованными.

Руководствуясь ст.ст.124, 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации (в порядке ст. 39 КАС РФ) к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», главе Администрации ГОсВД «города Махачкалы» о признании незаконным бездействия Администрации ГОсВД «город Махачкала» и возложении обязанности установить нормативы состава сточных вод удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» по непринятию мер к утверждению нормативов состава сточных вод.

Возложить на Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить нормативы состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Дагестан через Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Советского районного суда

г. Махачкалы Республики Дагестан Р.Р. Валетдинова

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2023 г.