Дело № 2а-5385/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.
при секретаре Кивилевой А.А.,
с участием административного истца Жук Е.И.,
представителя административного истца Марченко Л.В.,
представителя административного ответчика Солдатоваой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жук Е.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании решения о приостановлении государственного кадастрового учета незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Жук Е.И. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику, с требованием о признании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ. № незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем внесения сведений о здании жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <Адрес> на основании технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Жук Е.И.
В обоснование своих требований указала, что является кадастровым инженером, ею подготовлен технический план в связи с созданием здания по адресу: <Адрес>, который приложен к заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <Адрес>, <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ подготовлено решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. С полученным уведомлением не согласна, ДД.ММ.ГГГГ. подано заявление в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета. В результате рассмотрения, комиссией принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отклонении заявления от ДД.ММ.ГГГГ№, с которым не согласна. ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающий уведомительный порядок возведения объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов. Уведомление о приостановлении подготовлено ДД.ММ.ГГГГ, а Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома» значится датой ДД.ММ.ГГГГ, а зарегистрирован в Министерстве юстиции 27.09.2018г. До даты появления Приказа об утверждении форм уведомлений, уведомления невозможно было подавать. Что касается замечания «В документах выявлены противоречия: в состав технического плана включен акт «О присвоении адреса» № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому «Присвоить адрес земельному участку с кадастровым номером № площадью 2052 кв.м. и строящемуся на нем жилому дому в Индустриальном районе», однако год завершения строительства в реквизите «ExxploitationChar YearBuilt» технический план - 2015». Исходя из того, что у правообладателя земельного участка на руках имелись документы только на объект незавершенного строительства, следовательно, при присвоении адреса описание объекта, расположенного на земельном участке указывалось исходя из представленных документов. Акт о присвоении адреса был приложен, для подтверждения присвоенного адреса объекту незавершенного строительства.
Административный истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО9, действующая на основании доверенности от ФИО10, обратилась с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – здание, назначение жилое, площадь 1205,6 кв.м. по адресу: <Адрес> приложив технический план от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.5)
По результатам рассмотрения документов государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ приостановлен осуществление действий по государственному кадастровому учету и регистрации прав объекта недвижимости в соответствии с п. 7, 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав не представлено уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и в целях истребования данных документов направлен межведомственный запрос от ДД.ММ.ГГГГ. № в Департамени градостроительства и архитектуры. Технический план от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен с нарушением требований к ТП. В документах выявлены противоречия: в состав технического плана включен акт «О присвоении адреса» № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому «Присвоить адрес земельному участку с кадастровым номером № площадью 2052 кв.м. и строящемуся на нем жилому дому в Индустриальном районе», однако год завершения строительства в реквизите «ExxploitationChar YearBuilt» технический план - 2015».
С 4 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС) взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии ч. 16 ст. 55 ГрК РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;
2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
В силу ч. 18 ст. 55 ГрК РФ форма уведомления об окончании строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Таким образом, в силу указанных норм закона, для проведения государственного кадастрового учета необходимо наличие уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта недвижимости.
Поскольку такое уведомление не было приложено к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственный регистратор обоснованно направил межведомственный запрос в уполномоченный орган об истребовании информации о наличии уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта недвижимости и приостановил осуществление государственного кадастрового учета в связи с не поступлением ответа на межведомственный запрос, что соответствует требованиям п. 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Как следует из материалов дела, ответ на межведомственный запрос № И№ направлен Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми ДД.ММ.ГГГГ., из ответа следует, что уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <Адрес> отсутствует.
Следует отметить, что п. 59 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено застройщиком в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство.
Доводы административного истца о том, что на момент приостановления рассмотрения заявления приказ Минстроя России от 19.08.2018 № 591/пр, которым утверждены формы уведомлений отсутствовал, суд признает не состоятельным, поскольку отсутствие данного приказа не освобождает заинтересованных лиц от законодательно установленной обязанности по направлению уведомлений об окончании строительства в уполномоченный орган.
Ст.55 ГрК РФ определены требования к уведомлению, какая информация должна в нем содержаться и перечень прилагаемых к нему документов, в связи с чем административный истец не был лишен возможности по направлению соответствующего уведомления в произвольной форме.
Аналогичные разъяснения о возможности направления уведомления в произвольной форме, даны в письме Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.08.2018 г. N 35116-ВЯ/09.
При таких обстоятельствах, поскольку приостановление осуществления государственного кадастрового учета произведено административным ответчиком в соответствии с требованиями закона, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Жук Е.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании решения о приостановлении государственного кадастрового учета незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: подпись Л.Ю. Дульцева
<данные изъяты>