ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5387/2016 от 18.05.2017 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2017 года г. Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующей судьи - Езаовой М.Б.,

с участием представителя административного истца Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель

и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике» - ФИО2, действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика УФССП России по КЧР – ФИО3, действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика - судебного пристава -исполнителя ФИО4,

представителя заинтересованного лица Акционерного общества «Карачаво- Черкесскэнерго» - ФИО5, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике» к судебному приставу- исполнителю ФИО4 ФИО1, о признании незаконным постановлений об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства,

у с т а н о в и л:

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике», наделенный соответствующими полномочиями обратился в суд с данным административным исковым заявлением. В обоснование, в заявлении указал, что Учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, и осуществляющее свою деятельность в сфере холодного водоснабжения населению, больницам, детским садам, иным социально значимым учреждениям и предприятиям, а также сельхозтоваропроизводителям, сфера деятельности которого относится к социально-значимому направлению. Все имущество, находящееся на балансе Учреждения, передано Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в оперативное управление Учреждению и является федеральной собственностью. Ввод в эксплуатацию объектов холодного водоснабжения был осуществлен в период с 1964 по 1980 годы, и износ которых составляет более 80%. При наличии таких обстоятельств, для обеспечения надлежащего и качественного водоснабжения Учреждению требуется ежедневно осуществлять текущий и капитальный ремонты магистральных и локальных водопроводов, насосных станций и очистных сооружений, закуп средств обеззараживания, инструментаы, выплаты работникам.  Вышеперечисленные мероприятия проводятся за счет денежных средств, поступающие в кассу филиалов от населения, и сумма настолько незначительна, что даже еле хватает на выплату заработной платы работникам, закуп оборудования и инструментов для осуществления текущего и капитального ремонта водопроводов. В административном исковом заявлении указано, что неблагоприятная финансовая ситуация у Учреждения сложилась по причине блокировки лицевых счетов, находящиеся в Управлении Федерального казначейства по Карачавево-Черкесской Республике, низкой платежной дисциплины у потребителей водоснабжения, среди которых самыми основными являются должники: Усть-Джегутинское ГМУП «Водоканал» и Усть-Джегутинское ГМУП «Управление ЖКХ», которые в настоящий момент признаны Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики несостоятельными (банкротами) и в отношении них открыто конкурсное производство. В связи с блокировкой лицевых счетов, Учреждение не имеет возможности самостоятельно осуществлять расходные операции по счетам и расчеты с кредиторами. А так как крупными потребителями воды являются юридические лица, то все расчетные операции с ними, осуществляется только в безналичной форме, и все денежные средства, поступающие в счет оплаты поставленной воды, блокируются на лицевых счетах без права расходования. Происходит неизбежное увеличение кредиторов и рост задолженности. Административным истцом также указано, что в настоящее время, в Межрайонном отделе ФССП по КЧР находится сводное исполнительное производство в отношении Учреждения. В рамках указанного производства судебным приставом-исполнителем 20.12.2016 вынесены постановления об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Зеленчукского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз», Прикубанского филиала ФГБУ «Управление Карачаевочеркесскмелиоводхоз», Черкесского филиала ФГБУ «Управление Карачаевочеркесскмелиоводхоз», Хабезского филиала ФГБУ Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз», Карачаевского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз» и Адыге-Хабльского филиала ФГБУ «Управление Карачаевочеркесскмелиоводхоз», которые поступили в Управление 10.02.2017. Согласно указанным постановлениям судебный пристав-исполнитель ФИО4 постановил: обратить взыскание на наличные денежные средства, поступающие в кассу вышеперечисленных филиалов ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз». Запретить должнику, руководителю должника-организации и лицу, ответственном за
ведение кассы, расход денежных средств в размере 80% от суммы, поступающей в кассу организации ежедневно, до погашения суммы взыскания 29 831554,50 рублей, за исключением сумм, поступающих согласно бюджетной росписи, а также за исключением сумм,
предназначенных для выплаты алиментов, возмещения вреда, причиненного здоровью, возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца; требований работников, вытекающих из трудовых правоотношений, требований по оказанию адвокатами
помощи, выплаты вознаграждения причитающегося автору за использование его произведения, а также за использование открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, на которые выданы соответствующие свидетельства, отчислений в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Административный истец указывает, что данные действия (решение) судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на кассу филиала полностью парализуют деятельность филиала, дестабилизируют ситуацию и влекут прекращение подачи холодной воды полностью из-за отсутствия возможности приобретения средств обеззараживания (хлор и хлорсодержащих средств), инструментов и оборудования для текущего и капитального ремонта трубопроводов, а также хозяйственная деятельность филиала будет остановлена. В случае наступления указанных обстоятельств, а именно прекращение водоснабжения населению, больницам, детским садам и иным социальным объектам, приведет к социальному кризису в шести районах Карачаево-Черкесской Республики, чего допускать ни в коем случае нельзя. Также приведет к наступлению негативных последствий для руководства Учреждения и самого учреждения. Право временного прекращения или ограничения водоснабжения указано в части 1 статьи 21 Закона № 416-ФЗ. где среди перечня оснований для прекращения водоснабжения отсутствует такое основание как отсутствие денежных средств на ремонт трубопровода и иных мероприятий, направленных для обеспечения качественного водоснабжения, а также соблюдение принципов государственной политики в сфере водоснабжения. Просил признать незаконным полностью постановления судебного пристава-исполнителя
Межрайонного отдела по ИОИП Управления ФССП по КЧР ФИО4 от 20.12.2016 об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Зеленчукского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз»; от 20.12.2016 об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Прикубанского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз»; от 20.12.2016 об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Черкесского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз»; от 20.12.2016 об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Хабезского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз»; от 20.12.2016 об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Карачаевского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз»; от 20.12.2016 об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Адыге-Хабльского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз».

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике», наделенный соответствующими полномочиями обратился в суд с аналогичным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным полностью постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по ИОИП Управления ФССП по КЧР ФИО4 ФИО1 от 30.11.2016 об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Усть-Джегутинского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз». В обоснование, в административном иске приведены те же основания.

Определением Черкесского горсуда указанные административные иски объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении доводам и просил их удовлетворить.

Судебный пристав- исполнитель в судебном заседании с требованиями не согласился и пояснил, что должник имеет многомиллионные долги в основном перед АО «Карачаво - Черкесскэнерго», а также долги по уплате государственной пошлины в доход государства. Никакие действия по погашению долгов, должник не предпринимает. Всего небольшая сумма погашена за счет реализации имущества должника. Административным истцом не представлено доказательств, на какие цели расходуются поступающие на счет денежные средства. Процент расхода денежных средств, на который наложен запрет, можно уменьшить, если административный истец предоставит соответствующие доказательства. Однако, административный истец с таким заявлением к нему не обращался. Считал вынесенные им постановления законными и обоснованными.

Представитель УФССП России по КЧР и ФССП России, в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился и пояснил, что действия судебного пристава - исполнителя являются законными, а оспариваемые постановления обоснованными.

Представитель АО «Карачаво- Черкесскэнерго» в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился и пояснил, что у должника имеется сумма долга около 150 000 000 рублей. Однако, никакие меры для погашения долга Административный истец не предпринимает. Они же не могут прекратить подачу энергии. Считал, что представленный административным истцом анализ поступления денежных средств и их расходования за три месяца, ничего не доказывает. Доказательств, что постановлениями судебного пристава- исполнителя нарушены их права, административный истец не представил. Просил в удовлетворении требований отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, суд пришел к следующему выводу:

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Положения статьи 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) предусматривают, что жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

В соответствии со статьей 64 Закона N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Положения приведенной статьи закрепляют перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель, к которым в том числе относится наложение ареста на имущество, денежные средства и ценные бумаги, изъятие указанного имущества, передача арестованного и изъятого имущества на хранение, которые производятся с целью обеспечения исполнения исполнительного документа.

Исходя из содержания статьи 68 Закона об исполнительном производстве, мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Из материалов дела следует, что, на протяжении 2015-2016 года судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП УФССП России по КЧР ФИО4 возбуждены исполнительные производства на основании исполнительных листов о взыскании денежных средств с «Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике». В дальнейшем, указанные исполнительные производства объединены в свободное исполнительное производство.

В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

В срок, установленный для добровольного исполнения требований, ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз» задолженность не погасил.

В рамках указанного производства 30.11.2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Усть-Джегутинского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз». 20.12.2016 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Зеленчукского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз», Прикубанского филиала ФГБ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз», Черкесского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз», Хабезского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз», Карачаевского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз» и Адыге-Хабльского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз».

Согласно указанным постановлениям судебный пристав-исполнитель ФИО4 постановил: обратить взыскание на наличные денежные средства, поступающие в кассу вышеперечисленных филиалов ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз». Запретить должнику, руководителю должника-организации и лицу, ответственном за
ведение кассы, расход денежных средств в размере 80% от суммы, поступающей в кассу организации ежедневно, до погашения суммы взыскания 29 831 554,50 рублей, за исключением сумм, поступающих согласно бюджетной росписи, а также за исключением сумм,
предназначенных для выплаты алиментов, возмещения вреда, причиненного здоровью, возмещения вреда лицам понесшим ущерб в результате смерти кормильца; требований работников, вытекающих из трудовых правоотношений, требований по оказанию адвокатами
помощи, выплаты вознаграждения причитающегося автору за использование его произведения, а также за использование открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, на которые выданы соответствующие свидетельства, отчислений в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Из материалов дела следует, что судебный пристав-исполнитель совершил необходимые исполнительные действия и принял меры для принудительного исполнения решения суда, как это установлено в статьях 64, 68 Закона об исполнительном производстве.

Пропуск предусмотренного законом срока для обращения в суд с данным административным иском, судом не установлен.

Доводы административного истца о том, что действия (решение) судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на кассу филиала полностью парализуют деятельность филиала, дестабилизируют ситуацию и влекут прекращение подачи холодной воды полностью из-за отсутствия возможности приобретения средств обеззараживания (хлор и хлорсодержащих средств), инструментов и оборудования для текущего и капитального ремонта трубопроводов, а также что хозяйственная деятельность филиала будет остановлена, ничем не подтверждены. Каких-либо доказательств в обоснование своих доводов о нарушении прав, в судебное заседание административным истцом не представлено.

Кроме того, в случае невозможности исполнения судебных актов, исходя из имущественного положения заявителя, последний не лишен возможности в установленном законом порядке обращения в суд с требованием о предоставлении рассрочки исполнения судебных актов.

При таких обстоятельствах, учитывая длительное неисполнение должником требований исполнительных документов, а также совершение судебным приставом-исполнителем полного комплекса исполнительных действий по принудительному исполнению судебных актов предусмотренных ст. 64, 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" по истечении срока, предоставленному должнику для добровольного исполнения требований исполнительных документов, суд пришел к выводу о том, что ограничение проведения расходных операций в данном случае направлено на защиту прав и законных интересов взыскателей, направлено на обеспечение исполнения исполнительных документов и соответствует положениям ч. 3 ст. 69, ч. 1 ст. 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ,

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз», о признании незаконными полностью постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела по ИОИП Управления ФССП по КЧР ФИО4 ФИО1 от 30.11.2016 г. об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Усть-Джегутинского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз»; от 20.12.2016 г. об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Зеленчукского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз»; от 20.12.2016 г. об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Прикубанского филиала ФГБ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз»; от 20.12.2016 г. об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Черкесского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз»; от 20.12.2016 г. об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Хабезского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз»; от 20.12.2016 г. об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Карачаевского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз»; от 20.12.2016 г. об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные средства, поступающие в кассу Адыге-Хабльского филиала ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз» - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, т.е. 22.05.2017 г.

Судья: М.Б. Езаова