№ 2а-5388/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск–Камчатский городской суд Камчатского края в лице
судьи ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, оформленный письмом начальника ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении запрошенных истцом в копиях и для ознакомления документов, о возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю о признании незаконным отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, оформленный письмом начальника ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении запрошенных истцом в копиях и для ознакомления документов, о возложении обязанности.
В административном иске указано: «ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением к административному ответчику, в котором просил выдать на руки уведомление об отказе в государственной регистрации религиозной организации Камчатской общины ФИО2 «Славянское наследие», а также документы, заявленные на регистрацию, а также надлежаще заверенные копии документов, ставших основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации. Заявитель просил ознакомить со всеми документами по государственной регистрации религиозной организации Камчатской общины ФИО2 «Славянское наследие», в том числе, документами по проводившейся религиоведческой экспертизе. Знакомиться будем способом фотографирования. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отправил в адрес административного истца ответ с отказом в предоставлении запрошенных в копиях и для ознакомления документов. Действия административного ответчика являются незаконными, поскольку, во-первых, нет правовых оснований для отказа в предоставлении документов, и, во-вторых, административным ответчиком не приведено данных, свидетельствующих о наличии фактов и обстоятельств, препятствующих ознакомлению административного истца с запрошенными документами. Противозаконным отказом административного ответчика в предоставлении запрошенных документов нарушены многие права административного истца, в том числе, право на получение информации, установленное ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 18. 19, 23 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Более того, предоставление запрошенных документов является не только правом, но и прямой должностной обязанностью административного ответчика, неисполнение которой влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 140 УК РФ. Неисполнение правонарушителем своих обязанностей повлекло нарушение прав административного истца, гарантированных ст. 33 Конституции РФ, ст. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Нарушены права истца, установленные ст. 28 Конституции РФ, где каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, оформленный письмом начальника ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении запрошенных истцом в копиях и для ознакомления документов; восстановить нарушенное право административного истца путем обязания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю предоставить истцу на руки Уведомление об отказе в государственной регистрации религиозной организации Камчатской общины ФИО2 «Славянское наследие», а также документы, заявленные на регистрацию, а также надлежаще заверенные копии документов, ставших основанием для принятого решения об отказе в государственной регистрации; восстановить нарушенное право административного истца путем обязания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю ознакомить административного истца способом фотографирования со всеми документами по государственной регистрации религиозной организации Камчатской общины ФИО2 «Славянское наследие», в том числе документами по проводившейся религиозной экспертизе»».
В судебном заседании ФИО1 участия не принимал, просил отложить рассмотрение административного дела, представив в материалы дела копию больничного листа, не заверенную надлежащим образом. При подготовке административного дела к рассмотрению административному истцу разъяснено право вести свои дела через представителя. Сведений о причинах невозможности участия представителя административного истца в судебном заседании не представлено. Обязательство о явке не применялось.
Суд определил рассмотреть административное дело без участия ФИО1
В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно поступившему в материалы дела отзыву на административное исковое заявление административный ответчик пояснил, что Управлением не принималось решение об отказе в выдаче на руки уведомления об отказе в государственной регистрации религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянской наследие». После проведения экспертизы документов, представленных в Управление для государственной регистрации создания религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие» ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) Управлением в адрес Религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие» ФИО1 направлено уведомление о готовности документов к выдаче. В данном уведомлении ФИО1 извещен об отказе в государственной регистрации религиозной организации при ее создании, а также ему предложено получить уведомление об отказе в государственной регистрации. Порядок направления документов, подтверждающих факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, или решение об отказе в государственной регистрации, определяется заявителем в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001. В заявлении о государственной регистрации Религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие» по форме Р11001 заявитель ФИО1 определил следующий порядок получения документов – 1 – выдать заявителю. Таким образом, у Управления отсутствует возможность направить уведомление об отказе в государственной регистрации Религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие» почтовой связью. Заявитель ФИО1 неоднократно извещался о необходимости получить уведомление об отказе в государственной регистрации Религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие» путем направления уведомления о готовности документов к выдаче и посредством телефонной связи. Однако до настоящего времени, уведомление об отказе в государственной регистрации Религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие» заявителем в Управлении не получено, в связи с неявкой заявителя. Письмо Управления от ДД.ММ.ГГГГ исходящий № не содержит отказа в выдаче уведомления об отказе в государственной регистрации Религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие», напротив, данным письмом заявитель повторно извещается о необходимости получить документы, в связи с этим, доводы заявителя о незаконности действий Управления в данной части не обоснованы. По вопросу ознакомления заявителя со всеми документами по государственной регистрации Религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие», в том числе документами по проводившейся религиоведческой экспертизе, Управление сообщает. Документы по государственной регистрации религиозной организации представляют собой пакет документов, представленных заявителем и заключение, вынесенное Управлением, в результате рассмотрения указанных документов. Данные документы Управлением предложено получить заявителю письмом от ДД.ММ.ГГГГ исходящий №. Решение об отказе в предоставлении указанных документов Управлением не выносилось. Порядок предоставления информации о проведении государственной религиоведческой экспертизы установлен приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной религиоведческой экспертизе». Обязанность по предоставлению информации о деятельности Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении, предусмотренная законодательством Российской Федерации, исполнена Управлением в полном объеме: копия Экспертного заключения и особое мнение эксперта направлены в адрес заявителя, а также размещены на официальном Интернет-сайте Управления. В адрес заявителя направлены копии приказов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю», распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении государственной религиоведческой экспертизы в отношении Религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «О продлении срока для принятия решения о государственной регистрации религиозной организации и направлении запроса о проведении государственной религиоведческой экспертизы в отношении Религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие» в Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации». Предоставление иных сведений о деятельности Экспертного совета в полномочия Управления не входит. По вопросу предоставления информации о членах Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении (об образовании, о настоящем и предыдущих местах работы, о вероисповедании и принадлежности к другим религиозным организациям, о принадлежности к политическим партиям и общественным объединениям, об участии в религиоведческих экспертизах, проводившихся ранее) заявителю разъяснено, что в соответствии со статьей 7 ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с подпунктом 1 статьи 3 ФЗ «О персональных данных» персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). В соответствии с пунктом 6 статьи 11 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Управление сообщает о невозможности дать ответ по существу на поставленные в обращении вопросы о членах Экспертного совета, в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Следует отметить, что копия уведомления об отказе в государственной регистрации Религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие» и иных документов, получены заявителем в ходе судебного заседания о признании незаконным решения Управления об отказе в государственной регистрации религиозной организации. В иске следует отказать.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
ФИО1, глава Религиозной организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие», ДД.ММ.ГГГГ направил письмо в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, в котором указал: «Прошу выдать на руки уведомление об отказе в государственной регистрации религиозной организации Камчатской общины ФИО2 «Славянское наследие», а также документы, заявленные на регистрацию, а также надлежаще заверенные копии документов, ставших основанием для принятого решения об отказе в государственной регистрации. Прошу ознакомить со всеми документами по государственной регистрации религиозной организации Камчатской общины ФИО2 «Славянское наследие», в том числе с документами по проводившейся религиоведческой экспертизе. Знакомиться будем способом фотографирования. О времени и месте ознакомления просим уведомить письменно заказным письмом и по факсу №».
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю ДД.ММ.ГГГГ направило письмо ФИО1, в котором указано: «Ваше обращение, поступившее в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю (далее – Управление), рассмотрено. Повторно сообщаем Вам, что уведомление об отказе в государственной регистрации, а также один экземпляр документов, представленных для государственной регистрации (за исключением оригинала документа об оплате государственной пошлины) в отношении религиозной организации Камчатская община ФИО2 (Славянское наследие» Вы можете получить лично на основании Вашего письменного заявления по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Приемные часы: понедельник, среда: с 14.00 до 17.00; вторник, четверг, пятница: с 9.00 до 12.00. Обращаем Ваше внимание, что ранее уведомление о готовности документов к выдаче направлено в Ваш адрес ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно почтовому уведомлению о вручении №, данное уведомление получено Вами ДД.ММ.ГГГГ. По вопросу предоставления возможности ознакомления со всеми материалами по рассмотрению заявления о регистрации религиозно организации Камчатская община ФИО2 «Славянское наследие» и проведения религиоведческой экспертизы Управление сообщает, что обязанность по предоставлению информации о деятельности Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении, предусмотренная законодательством Российской Федерации, исполнена Управлением в полном объеме: копия Экспертного заключения и особое мнение эксперта направлены в Ваш адрес, а также размещены на официальном Интернет-сайте Управления. Предоставление иных сведений о деятельности Экспертного совета в полномочия Управления не входит. В случае несогласия с данным решением Вы вправе обжаловать его в судебном порядке».
ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с данным административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ РФ «О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
Статья 8 вышеуказанного Закона регламентирует следующее: 1.Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. 2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. 3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. 3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. 4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. 5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения. 6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. 7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 11 «О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации», в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Обращение ФИО1 Управлением Министерства юстиции по Камчатскому краю рассмотрено в установленные законом сроки, ему дан мотивированный ответ. Управление действовало в пределах своих полномочий. Неполучение заявителем уведомления и приложенных к нему документов не свидетельствует о бездействии административного ответчика при рассмотрении обращения.
Подводя итог изложенному, суд приходит к выводу об оставлении без удовлетворения требований ФИО1 по административному иску к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, обозначенные как: «признать незаконным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, оформленный письмом начальника ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении запрошенных истцом в копиях и для ознакомления документов; восстановить нарушенное право административного истца путем обязания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю предоставить истцу на руки Уведомление об отказе в государственной регистрации религиозной организации Камчатской общины ФИО2 «Славянское наследие», а также документы, заявленные на регистрацию, а также надлежаще заверенные копии документов, ставших основанием для принятого решения об отказе в государственной регистрации; восстановить нарушенное право административного истца путем обязания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю ознакомить административного истца способом фотографирования со всеми документами по государственной регистрации религиозной организации Камчатской общины ФИО2 «Славянское наследие», в том числе документами по проводившейся религиозной экспертизе».
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Оставить без удовлетворения административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, обозначенные как:
«-признать незаконным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, оформленный письмом начальника ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении запрошенных истцом в копиях и для ознакомления документов;
-восстановить нарушенное право административного истца путем обязания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю предоставить истцу на руки Уведомление об отказе в государственной регистрации религиозной организации Камчатской общины ФИО2 «Славянское наследие», а также документы, заявленные на регистрацию, а также надлежаще заверенные копии документов, ставших основанием для принятого решения об отказе в государственной регистрации;
- восстановить нарушенное право административного истца путем обязания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю ознакомить административного истца способом фотографирования со всеми документами по государственной регистрации религиозной организации Камчатской общины ФИО2 «Славянское наследие», в том числе документами по проводившейся религиозной экспертизе».
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 1 месяца.
Судья
мотивированное решение составлено 5 июня 2017 года