ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-538/18 от 27.09.2018 Асиновского городского суда (Томская область)

№ 2а-538/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2018 года Асиновский городской суд Томской области в составе

председательствующего судьи: Дегтяренко Е.А.,

при секретаре Качкиной М.С.,

с участием административного истца Томского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демокартической партии России в лице Ворошилина Ю.С.,

представителя административного ответчика администрации Асиновского городского поселения Томской области, действующей на основании доверенности от /дата/ , Прашко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Асино административное исковое заявление Томского регионального отделения Политической партии Либерально-демократической партии России в лице Ворошилина Ю.С. к администрации Асиновского городского поселения Томской области, Главе Асиновского городского поселения Костенков А.Г. о признании незаконным решения администрации Асиновского городского поселения Томской области об отказе в проведении публичного мероприятия незаконным, возложении обязанности согласовать публичное мероприятие,

у с т а н о в и л:

Томское региональное отделение Политической партии Либерально-демократической партии России (далее ТРО ЛДПР) обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Асиновского городского поселения Томской области о признании незаконным решения администрации Асиновского городского поселения Томской области, выраженного в письме от /дата/ об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга /дата/ , возложении обязанности согласовать публичное мероприятие.

В обоснование административного иска указано, что организатором публичного мероприятия, ТРО ЛДПР в лице координатора отделения Ворошилина Ю.С. /дата/ в администрацию Асиновского городского поселения подано уведомление (входящий б/н от /дата/ ) о проведении публичного мероприятия в форме митинга /дата/ с 10.00 (подготовка к мероприятию), с 12.00 до 20.00 по адресу: (площадь перед зданием Администрации). Предполагаемое количество участников публичного мероприятия до 600 человек.

/дата/ организатору публичного мероприятия был предоставлен ответ (исходящий ) администрации в лице Главы города Костенкова А.Г., в котором указано, что проведение мероприятия в указанном месте и времени не представляется возможным, было предложено изменить место проведения публичного мероприятия на Городской парк (). В обоснование ответа указано, что /дата/ на площади перед зданием администрации будут проводиться массовые мероприятия с участием жителей г.Асино в честь международного дня пожилых людей без указания времени начала и окончания проведения массовых мероприятий.

Полагает, что данное решение противоречит нормам действующего законодательства РФ о митингах и нарушает конституционные и гражданские права и законные интересы заявителя, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод. Площадь перед зданием администрации по адресу: не является местом, где запрещено проводить публичные мероприятия. Законные основания для несогласования проведения публичного мероприятия в форме митинга по указанному адресу /дата/ отсутствуют.

В судебном заседании административный истец в лице Ворошилина Ю.С. иск поддержал по основаниям в нем изложенным. Ссылаясь на абзац 2 пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" дополнил, что проведение мероприятия в виде ярмарки не может являться законным основанием для отказа в проведении митинга. Обеспечение безопасности при проведении публичных мероприятий возложено на орган местного самоуправления.

Представитель административного ответчика администрации Асиновского городского поселения Томской области Прашко Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск, приобщенном к материалам дела. Пояснила, что на /дата/ утвержден план проведения мероприятий в честь Дня пожилого человека около Дома культуры «Восток» по адресу . На площади перед зданием администрации по адресу в честь данного праздника запланировано проведение ярмарки, в связи с чем проведение по этому же адресу митинга невозможно, так как при проведении одновременно двух мероприятий в одном месте создается угроза безопасности для граждан и дорожного движения. Обратила внимание на то, что проведение публичного мероприятия с транспортными средствами в указанном в уведомлении месте запрещено. Кроме того не имеется возможности заблаговременно уведомить органы внутренних дел о публичном мероприятии. Административному истцу предлагалось изменить место выступления по адресу: или изменить дату проведения публичного мероприятия.

Административный ответчик Глава Асиновского городского поселения Костенков А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал. Будучи допрошенным ранее, исковые требования не признал. Пояснил, что /дата/ к ним обратился представитель ЛДПР с уведомлением о проведении массового мероприятия /дата/ на площади перед зданием администрации по адресу . /дата/ в г.Асино запланировано празднование Дня старшего поколения, ретро-дискотека, концерт будут проводиться около Дома культуры «Восток» и в зале ДК, на площади по планируется ярмарка в честь праздника. В связи с тем, что заявленное ЛДПР время занимало промежуток с 10.00 до 20.00, другое время проведения мероприятия в этот день предложить не могли. Предложили другое место либо другую дату. Местом, отведенным в г.Асино для проведения публичных мероприятий, является Дом культуры «Восток», площадь оборудована для нахождения пешеходов, ограждена от проезжей части, имеется туалет.

В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика Главы Асиновского городского поселения Костенкова А.Г.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 4 ст.219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение администрации Асиновского городского поселения, выраженное в письме , вынесено Главой Асиновского городского поселения Томской области Костенковым А.Г. /дата/ .

С настоящим административным иском истец обратился в суд /дата/ , то есть в установленный законом срок.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п. 9 ст. 229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Согласно положениям ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения.

В соответствии с ч. ч. 1.1, 2.1 ст. 8 Федерального закона N 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 54-ФЗ).

Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно обращался к вопросу о конституционных параметрах процедуры согласования публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (Постановление от 14.02.2013 № 4-П, Определения от 02.04.2009 № 484-О-П и от 01.06.2010 № 705-О-О).

Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

Обязанности органа местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены статьей 12 Федерального закона, в силу пункта 2 части 1 которой одной из обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Судом установлено и следует из материалов дела, что /дата/ от ТРО ЛДПР в администрацию Асиновского городского поселения Томской области поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга на площади перед зданием администрации по адресу: . /дата/ с 10.00 (подготовка к мероприятию), начало в 12.00, окончание в 20.00, с предполагаемым количеством участников до 600 человек. Предполагаемые лозунги «ЛДПР против повышения пенсионного возраста!», «ЛДПР: Каждый получит свое!», «Руки прочь от моей пенсии!», «ЛДПР за отмену НДС».

Указанное уведомление подписано координатором ТРО ЛДПР Ворошилиным Ю.С.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования законодательства о направлении уведомления в орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия и о документальном подтверждении получения уведомления соблюдены.

/дата/ организатору публичного мероприятия был предоставлен ответ (исходящий ) администрации в лице Главы города Костенкова А.Г., в котором указано, что проведение мероприятия в указанном месте и время не представляется возможным, было предложено изменить место проведения публичного мероприятия на Городской парк (). В обоснование ответа указано, что /дата/ на площади перед зданием Администрации будут проводиться массовые мероприятия с участием жителей г.Асино в честь международного дня пожилых людей.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация Асиновского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Асиновское городское поселение».

В структуру органов местного самоуправления Асиновского городского поселения согласно ст. 26 Устава Муниципального образования «Асиновское городское поселение» входит Глава Асиновского городского поселения.

Таким образом, ответ на уведомление о согласовании публичного мероприятия дан уполномоченным лицом.

Обосновывая заявленные административные исковые требования, сторона истца ссылается на то обстоятельство, что своим письмом административный ответчик необоснованно отказал в согласовании проведения публичного мероприятия, при этом не указал время, когда планируется проведение иных мероприятий на выбранной истцом территории для митинга.

Суд полагает, что уведомление, в котором ТРО ЛДПР указано на невозможность в согласовании времени и месте публичного мероприятия, правомерно и обоснованно.

Так, из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Муниципального автономного учреждения «Межпоселенческий Центр народного творчества и культурно-спортивной деятельности Асиновского района» от /дата/ об утверждении перспективного плана на /дата/ запланировано мероприятие в честь Дня старшего поколения, в качестве места проведения указаны ГДК (городской дом культуры), СДК (сельский дом культуры), СЦД (сельский центр досуга).

Согласно представленному плану мероприятий ГДК «Восток» с изменениями от /дата/ на сентябрь 2018 года мероприятие, посвященное Дню старшего поколения, запланировано на /дата/ с 10.00 в большом зале Дома культуры «Восток», на площади у Дома культуры, на площади

Приказом Муниципального автономного учреждения «Межпоселенческий Центр народного творчества и культурно-спортивной деятельности Асиновского района» от /дата/ утвержден план мероприятия ко дню старшего поколения, в котором подробно с указанием времени изложен сценарий праздника.

Согласно уточняющей справке от /дата/ , выданной Муниципальным автономным учреждением «Межпоселенческий Центр народного творчества и культурно-спортивной деятельности Асиновского района», /дата/ на площади имени Ленина планируется проведение ярмарки-продажи сельских поселений, приуроченной ко Дню старшего поколения, в период с 10.00 до 15.00.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

В структуру администрации муниципального образования «Асиновский район» согласно решению Думы Асиновского района от /дата/ входит Управление культуры, спорта и молодежи, которое создано для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера в сфере культуры, спорта, дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства (постановление Администрации Асиновского района от /дата/ , положение об управлении культуры, спорта и молодежи администрации Асиновского района Томской области).

Согласно Уставу Муниципального автономного учреждения «Межпоселенческий Центр народного творчества и культурно-спортивной деятельности Асиновского района» (п.1.1), утвержденному постановлением Главы Асиновского района от /дата/ , Муниципальное автономное учреждение «Межпоселенческий Центр народного творчества и культурно-спортивной деятельности Асиновского района» создан для решения вопросов по осуществлению социально-культурной и спортивно-оздоровительной деятельности на территории Асиновского района. Учредителем Учреждения является Муниципальное образование «Асиновский район», а функции учредителя в пределах переданных полномочий осуществляет Управление культуры, спорта и молодежи администрации Асиновского района. (п. 1.3). Учреждение непосредственно подведомственно Управлению культуры, спорта и молодежи администрации Асиновского района. (п.1.7) Учреждение создано, в том числе, для организации культурного досуга и отдыха жителей района (п.п. 2.1), в его задачи входит предоставление услуг социально-культурного, развлекательного характера, доступного для широких слоев населения. (п.2.2).

В соответствии с п.2.3 Устава Муниципальное автономное учреждение «Межпоселенческий Центр народного творчества и культурно-спортивной деятельности Асиновского района» для достижения установленных целей осуществляет проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий и спортивно-оздоровительных мероприятий – праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, игровых развлекательных программ и др. в поселениях, входящих в состав муниципального образования «Асиновский район».

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в рамках переданных полномочий Муниципальное автономное учреждение «Межпоселенческий Центр народного творчества и культурно-спортивной деятельности Асиновского района» имеет право на проведение культурно-массового мероприятия в честь Дня старшего поколения /дата/ на территории г.Асино, в частности на организацию ярмарки, приуроченной ко Дню старшего поколения и являющейся частью массового мероприятия, на площади перед зданием администрации по адресу: .

Допрошенный в качестве свидетеля директор Муниципального автономного учреждения «Межпоселенческий Центр народного творчества и культурно-спортивной деятельности Асиновского района» ФИО7 подтвердил изложенные в вышеприведенных документах обстоятельства. Пояснил, что «Межпоселенческий Центр народного творчества и культурно-спортивной деятельности Асиновского района», учредителем которого является администрация Асиновского района, подчиняется на основании Устава Управлению культуры, спорта и молодежи администрации Асиновского района, которое в свою очередь является структурным подразделением администрации Асиновского района. На Центр возложены функции по организации и проведению культурно-массовых мероприятий, праздников, концертов. В январе каждого года составляется план мероприятий. Затем помесячно в конце каждого месяца составляется более подробный план, назначается ответственное лицо за проведение каждого мероприятия, разрабатывается сценарий. На /дата/ запланировано празднование Дня старшего поколения, включающее выставку деятельности пожилых людей, концерт в ДК «Восток», ярмарку на площади по . Первоначальный план мероприятий на сентябрь 2018 года был составлен /дата/ , /дата/ внесены изменения, в качестве планируемого мероприятия добавлена ярмарка на площади по . Использование звукоусиливающей аппаратуры при проведении ярмарки не планируется. Предполагаемое количество участников праздника – 500 и более человек.

Не доверять показаниям свидетеля оснований не имеется, поскольку они согласуются с представленными в материалы дела доказательствами, не противоречат друг другу.

Довод административного истца о том, что в ответе Администрации не указано время проведения планируемых мероприятий, не может быт принят во внимание, поскольку заявленное ТРО ЛДПР время для проведения митинга охватывает значительный промежуток с 10.00 до 20.00, что очевидно пересекается с иными мероприятиями.

Таким образом, не вызывает сомнений, что в указанный административным истцом день и в указанное время выбранная им для проведения митинга территория муниципального образования «Асиновское городское поселение» занята другим организатором мероприятия, запланированного до подачи ТРО ЛДПР уведомления о согласовании места и времени митинга.

При этом суд учитывает, что в целях реализации пункта 1.1 части 1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» постановлением Администрации Томской области от /дата/ а определены единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Томской области.

На территории муниципального образования «Асиновское городское поселение» таким местом является: площадь возле Дома культуры «Восток», .

В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» информирование организатора публичного мероприятия о невозможности его проведения допустимо исключительно при наличии оснований, предусмотренных в части 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (уведомление о его проведении подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором проведение публичного мероприятия запрещается).

Вместе с тем оспариваемое уведомление администрации Асиновского городского поселения не содержит информации о невозможности проведения заявленного публичного мероприятия по указанным в приведенной части статьи основаниям, т.е. по существу не содержит отказа в проведении публичного мероприятия.

Уведомление содержит информацию о том, что проведение публичного мероприятия в указанном месте в указанное время невозможно в связи с проведением там в это же время других публичных мероприятий и не исключало возможности согласования проведения данного публичного мероприятия в ином месте или в иное время. Кроме того, организатору предложено рассмотреть возможность проведения митинга в иные дни либо в качестве места проведения массового мероприятия определить Городской сад, сцену для выступления по адресу: .

Совокупность вышеприведенных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемый ответ не является отказом в проведении публичного мероприятия, не нарушает право административного истца на свободу собраний, поскольку письмо содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, в требуемое время, а также предложение по изменению места либо времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных адресов.

Довод административного истца о том, что в силу абзаца 2, пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" проведение мероприятия в виде ярмарки не может являться законным основанием для отказа в проведении митинга, суд признает несостоятельным на основании следующего.

Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце 2 п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" проведение культурно-массового мероприятия, ярмарки и иного мероприятия, не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, само по себе не может являться законным основанием для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, заявленного к проведению в специально отведенном месте.

Вместе с тем проведение массового мероприятия (ярмарки, культурно-массового мероприятия и т.д.), не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, может расцениваться как законное основание для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, только если информация о проведении данного массового мероприятия была опубликована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ранее и при совместном проведении данных мероприятий не может быть обеспечена их безопасность.

Изменения в план мероприятий ГДК «Восток» на сентябрь 2018 года с указанием запланированного проведения ярмарки, являющейся частью массового мероприятия в честь Дня старшего поколения, на площади по были внесены /дата/ и утверждены директором Муниципального автономного учреждения «Межпоселенческий Центр народного творчества и культурно-спортивной деятельности Асиновского района» ФИО7, т.е. ранее даты подачи уведомления ТРО ЛДПР (/дата/ ).

Одновременное проведение двух заявленных публичных мероприятий в одном и том же месте так же не представляется возможным, поскольку с учетом противоположности их целей, различных форм (политический митинг и увеселительные мероприятия в честь праздника, посвященного пожилым людям), использования звукоусиливающих технических средств на митинге и отсутствие таковых при проведении ярмарки, подобное согласование могло повлечь нарушение прав граждан на проведение публичных мероприятий и на участие в них и вызвать конфликтную ситуацию, тогда как на администрацию города возложена обязанность принимать решения, исключающие возможность причинения вреда лицам, участвующим и не участвующим в публичных мероприятиях. Такое согласование одновременного проведения развлекательной программы и митинга также не позволило бы достичь целей проведения обоих мероприятий поскольку привлечение внимания к данным мероприятиям было бы затруднительным, а более вероятно, что невозможным, так как оба мероприятия запланировано с большим количеством участников, что очевидно доставило бы неудобство и дискомфорт обеим сторонам.

С учетом изложенного, оспариваемое письмо позволяло административному истцу решить вопрос о согласовании иного времени и места проведения мероприятий, после чего реализовать гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации право на проведение публичного мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Установив указанные выше обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности имеющихся в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что действия администрации Асиновского городского поселения при принятии оспариваемого решения соответствовали положениям действующего законодательства, оспариваемое решение принято с учетом положений части 1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ исходя из безусловной необходимости обеспечения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время).

Кроме того суд находит несостоятельным утверждение о нарушении административным ответчиком прав административного истца, поскольку оно основано на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Так, положения ст.21 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года) и «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)).

Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 11 Конвенции).

Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (ст. 17).

Таким образом, соблюдение органом местного самоуправления законодательного запрета о недопустимости ставить под угрозу общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия свидетельствует о соблюдении административным ответчиком норм права, а, следовательно, не может толковаться как нарушение прав административного истца.

Поскольку административным ответчиком не было совершено незаконных действий по отказу в проведении публичного мероприятия, оспариваемое решение соответствует требованиям закона и прав административного истца не нарушает, условия для удовлетворения иска, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного иска Томского регионального отделения Политической партии Либерально-демократической партии России в лице Ворошилина Ю.С. к администрации Асиновского городского поселения Томской области, Главе Асиновского городского поселения Костенков А.Г. о признании незаконным решения Администрации Асиновского городского поселения Томской области, выраженного в письме от /дата/ , об отказе в проведении публичного мероприятия незаконным, возложении обязанности согласовать публичное мероприятии отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Асиновский городской суд Томской области в течение одного месяца.

Судья Дегтяренко Е.А.