ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-538/20 от 26.02.2020 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а-538/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2020 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО1 ФИО2, представителя административного ответчика департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании незаконными решения, распоряжения, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском к административному ответчику Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, мотивируя требования тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:499 для индивидуального жилищного строительства с расположенным на нем индивидуальным жилым домом с кадастровым номером: 24:50:0100451:4412 на основании договора купли-продажи от 13.09.2018 года. Границы земельного участка установлены в соответствии с законодательством. Распоряжением администрации г. Красноярска № 3465-недв от 03.08.2018 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» земельный участок был перераспределен на основании заявления о перераспределении с приложением к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поданного предыдущим собственником указанного земельного участка и жилого дома. На основании указанного распоряжения земельный участок в перераспределенном виде был сформирован площадью 1593 кв.м., сведения о нем были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с присвоением кадастрового номера: 24:50:0100451:9614. Для заключения соглашения о перераспределении земельного участка административный истец обратился в департамент с заявлением № Т-2589 от 18.02.2019 года о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:9614, который был образован в порядке перераспределения из земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:499, находящегося в частной собственности истицы, и земель неразграниченной собственности, отчем было вынесено распоряжение администрации г. Красноярска № 3465-недв от 03.08.2018 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Однако департамент письмом № Т-2589 от 20.03.2019 года отказал административному истцу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на основании пп. 9 и 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Ввиду того, что в указанном месте возможно сформировать самостоятельный земельный участок и схема перераспределения была разработана с нарушением требований образуемым земельным участком, при этом, не было уточнено, каким именно. Также указано, что распоряжение администрации г. Красноярска № 3465-недв от 03.08.2018 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» было отменено на основании протеста прокуратуры города Красноярска от 18.12.2008 года № 7-02-2018, о чем ФИО1 узнала только из оспариваемого отказа. С указанным отказом не согласна, поскольку ею испрашивается к перераспределению земельный участок из земель неразграниченной собственности площадью 499 кв.м., шириной менее 19 м. для индивидуального жилищного строительства из которого невозможно сформировать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым земельным участкам, так как его размеры будут меньше минимальных размеров. Просит признать незаконным отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 20.03.2019 № Т-2589 в заключении с ФИО1 соглашения о перераспределении в отношении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:9614, образованного из земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:499 и земель государственная и муниципальная собственность на который не разграничена; признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска № 6255-недв от 27.12.2018 года об отмене распоряжения администрации г. Красноярска №; 3465-недв от 03.08.2018; возложит на административного ответчика обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО1 соглашение о перераспределении в отношении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:9614, образованного из земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:499 и земель государственная и муниципальная собственность на который не разграничена.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомила, предоставила право представлять свои интересы по доверенности ФИО2.

Представитель административного истца ФИО1 ФИО2, действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указал, что распоряжение администрации города от 03.08.2018 года № 3465-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пер. Пойменный, 1)» отменено распоряжением администрации города Красноярска от 27.12.2018 № 6255-недв на основании протеста прокуратуры города Красноярска от 18.12.2018 № 7-02-2018. В соответствии с п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок. В связи с чем, департамент отказал административному истцу в перераспределении земельного участка. Кроме того, департаментом подано исковое заявление об обязании истца произвести снос одноэтажного нежилого строения (гаража) размером 68 кв.м., с кадастровым номером: 24:00:0000000:2672, расположенного по адресу: <...>. Строение гаражного бокса возведено без соответствующего разрешения на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке для этих целей, а потому является самовольной постройкой.

В судебное заседание не явился представитель административного ответчика администрации г. Красноярска, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не заявляли, письменный отзыв по требованиям не представили.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.

Согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего.

В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1. ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В силу ч. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Частью 12 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.

Частью 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрены основания для принятия решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100451:499 для индивидуального жилищного строительства с расположенным на нем индивидуальным жилым домом с кадастровым номером: 24:50:0100451:4412 на основании договора купли-продажи от 13.09.2018 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 03.08.23018 года № 3465-недв, ФИО4 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, находящегося в зоне с особыми условиями использования территорий (водоохранная зона), охранной зоне инженерных сетей, зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), общей площадью 1593,0 кв.м.,. с местоположением по адресу: Краснояский край, <...>, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:499, общей площадью 1097,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>, с землями неразграниченной государственной собственности.

В результате выполнения кадастровых работ, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 27 августа 2018 года, присвоен кадастровый номер: 24:50:0100451:9614, расположенный по адресу: <...>, площадью 1593 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, а также расположенный на указанном земельном участке 2008 года, соглашение о перераспределении земель от 19 сентября 2016 года.

Кроме того, распоряжением администрации г. Красноярска № 3179-недв от 20.07.2018 года, ФИО4 путем утверждения схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 669,0 кв.м., расположенный в водоохранной зоне водного объекта – реки Енисей, зоне инженерных сетей, зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) с местоположением: <...>.

Вместе с тем, распоряжением администрации г. Красноярска № 6255-недв от 27 декабря 2018 года, отменено распоряжение администрации города от 03.08.2018 № 3465-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пер. Пойменный, 1)» на основании протеста прокуратуры города Красноярска от 18.12.2018 № 7-02-2018, в соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжением Главы города от 22.12.2006 №02740-р..

Также распоряжением администрации г. Красноярска № 6256-недв от 27 декабря 2018 года, отменено распоряжение администрации города от 20.07.2018 № 3179-недв «О предварительном согласовании предоставления земельного участка (ФИО4.)», на основании протеста прокуратуры города Красноярска от 18.12.2018 № 7-02-2018, в соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжением Главы города от 22.12.2006 №02740-р..

18 февраля 2019 года ФИО1 обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о выполнении кадастровых работ и осуществлении государственного учета земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:9614, площадью 1097 кв.м., по адресу: <...>.

20 марта 2019 года решением департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска №Т-2589, ее заявление о выполнении кадастровых работ и осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:9614 с целью подготовки проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 24:?50:0100451:499, расположенного по адресу: <...>, площадью 1097,0 кв.м., находящегося в частной собственности ФИО1 сообщили, что распоряжение администрации города от 03.08.2018 года № 3465-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пер. Пойменный, 1)» отменено распоряжением администрации города Красноярска от 27.12.2018 № 6255-недв на основании протеста прокуратуры города Красноярска от 18.12.2018 № 7-02-2018. В соответствии с п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок.

Разрешая по существу заявленные административные исковые требования ФИО1, суд полагает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемый истцом отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска является законным и обоснованным.

Так, согласно представленной схеме, площадь образуемого земельного участка составляет 1 593 кв.м., таким образом, площадь испрашиваемого к перераспределению дополнительного земельного участка равна 496 кв.м., при этом, исходя из наличия рядом с испрашиваемым земельным участком свободных территории, с учетом отмененного распоряжения администрации города от 20.07.2018 № 3179-недв «О предварительном согласовании предоставления земельного участка (ФИО4.)» на основании протеста прокурора г. Красноярска, свидетельствует о возможности образования земельного участка как самостоятельного объекта недвижимости, следовательно, не исключена возможность предоставления как вновь образованного участка третьим лицам с аукциона или вне очереди, что подтверждается, в том числе, сведениями ГИМС.

Таким образом, по совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу, что административный истец фактически желает приобрести дополнительный земельный участок, присоединив его к своему, минуя установленный законом порядок, а его требования направлены на обход существующих процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, исключительно по итогам торгов.

Также, разрешая административные требовании ФИО1 в части признания незаконным распоряжения администрации г. Красноярска № 6255-недв от 287 декабря 2018 год «б отмене распоряжения администрации г. Красноярска № 3465-недв от 03.08.2018 года, суд также находит их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Согласно пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Таким образом, с момента представления протеста прокурора г. Красноярска от 18.12.2018 N 7-02-2018 на оспариваемое распоряжение от 03.08.2018 N 3465-недв у администрации города Красноярска возникла обязанность его рассмотрения.

Кроме того, оспариваемое распоряжение от 27.12.2018 N 6255-недв. вынесено в соответствии с компетенцией администрации города и подписано уполномоченным должностным лицом - заместителем Главы города руководителем департамента муниципального имущества и земельных отношений ФИО5.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в полном объеме

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании незаконными решения, распоряжения, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко