ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-538/2021 от 05.07.2021 Углегорского городского суда (Сахалинская область)

Дело №2а-538/2021

УИН 65RS0016-01-2021-000589-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего – Калашниковой Ю.С.,

при помощнике судьи – Халеевой О.А.,

с участием прокурора Болденкова Е.А., представителя ответчика Демура В.Г., действующего на основании доверенности от 04.03.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Углегорского городского округа о признании незаконным бездействие, возложении обязанности,

установил:

В обоснование заявленных требований указано, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение п.5 плана работы на 1 полугодие 2021 года проведена проверка в отношении администрации Углегорского городского округа на предмет соблюдения законодательства об охране земель, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования Углегорский городской округ отсутствует программа по охране и использованию земель, что не отвечает требованиям, направленным на предотвращение и ликвидацию загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы. 08.04.2021 в адрес главы муниципального образования внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Из ответа администрации Углегорского городского округа от 12.05.2021 следует, что в целях охраны земель на территории муниципального образования разработаны следующие документы: постановление администрации Углегорского городского округа №793 от 11.09.2017 «Об утверждении административного регламента по исполнению функции - осуществление муниципального земельного контроля на территории Углегорского городского округа»; постановление администрации Углегорского городского округа №1090 от 07.12.2017 «Об утверждении восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории Углегорского городского округа»; Решением Собрания Углегорского городского округа №493 от 20.02.2018 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории Углегорского городского округа; также действует муниципальная программа «Развитие сельского хозяйства Углегорского городского округа», утвержденная постановлением администрации №674 от 19.08.2019. Вместе с тем, в вышеуказанных нормативных правовых актах муниципального образования не содержаться перечисленные в ст.13 Земельного кодекса РФ мероприятия, направленные на охрану земель. Указанное может повлечь за собой нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Отсутствие установленных и выполняемых мероприятий по охране земель, в рамках разработанной и принятой программы также создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Болденков Е.А. исковые требования, с учетом уточнения, поддержал, привел доводы, аналогичные доводам административного искового заявления.

Представитель ответчика Демура В.Г., действующий на основании доверенности от 04 марта 2021 года, с исковыми требованиями согласился.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 15 устанавливает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ, предоставляет право гражданину, организации, иным лицам обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 42 Конституции РФ установлено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Исходя из положений ч.1 ст. 130 Конституции Российской федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Как следует из ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), Земельном кодексе Российской Федерации.

Как установлено статьей 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Целью муниципального нормотворчества является принятие муниципальных актов, эффективно регулирующих правовые отношения в сфере местного самоуправления, отвечающих потребностям развития муниципальных образований, учитывающих общественные интересы, не противоречащих действующему законодательству, принятых в рамках компетенции органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, направленных на достижение определенных результатов.

Как установлено статьей 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Пунктом 3 статьи 1 Устава Углегорского городского округа установлено, что город Углегорск, а также территории городских и сельских населенных пунктов являются городским округом, наделенным Законом Сахалинской области от 26.12.2016 N 120-ЗО "Об организации местного самоуправления на территории Углегорского муниципального района Сахалинской области и о внесении изменений в Закон Сахалинской области "О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области" статусом городского округа.

Полномочия по изданию муниципальных правовых актов в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, в соответствии со статьей 10 Устава Углегорского городского округа также закреплены за органом местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 24 Устава администрация Углегорского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Реализуя полномочия органа местного самоуправления, являясь субъектом правотворческой инициативы, администрацией Углегорского городского округа в целях охраны земель на территории муниципального образования разработаны следующие документы: постановление администрации Углегорского городского округа №793 от 11.09.2017 «Об утверждении административного регламента по исполнению функции - осуществление муниципального земельного контроля на территории Углегорского городского округа»; постановление администрации Углегорского городского округа №1090 от 07.12.2017 «Об утверждении восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории Углегорского городского округа»; Решением Собрания Углегорского городского округа №493 от 20.02.2018 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории Углегорского городского округа; также действует муниципальная программа «Развитие сельского хозяйства Углегорского городского округа», утвержденная постановлением администрации №674 от 19.08.2019.

В силу пункта 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

В соответствии с подпунктами 2, 3, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на следующих принципах: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (подпункт 2); приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (подпункт 3); сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт11).

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно подпунктов 1-3 пункта 1, пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно пункту 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

Пунктом 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктами 1, 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Исходя из системного анализа указанных норм права следует, что в целях использования и охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны принимать местные программы использования и охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по использованию и охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Судом установлено, что на основании решения о проведении проверки от 22.03.20241, Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в ходе которой установлено, что администрацией Углегорского городского округа не разработана и не утверждена в установленном законодательством порядке программа использования и охраны земель на территории Углегорского городского округа.

Выявленные проведенной прокурорской проверкой нарушения действующего законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Углегорского городского округа земельного законодательства, в связи с чем, подлежат устранению административным ответчиком.

Представитель администрации Углегорского городского округа по доверенности Демура В.Г. в судебном заседании 30.06.2021 административные исковые требования признал и пояснил, что в ближайшее время нарушения будут устранены.

Согласно ч.1 ст.65 КАС РФ, обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Представитель административного ответчика административные исковые требования полностью признал обоснованными и против их удовлетворения он не возражает.

В соответствии со ст. 157 ч.3 КАС РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ст.46 КАС РФ признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а поэтому суд принимает признание иска представителем ответчика.

При таких обстоятельствах, учитывая признания иска административным ответчиком, суд приходит к выводу, об удовлетворении административных исковых требований прокурора в полном объеме.

Решая вопрос об установлении срока, в течение которого администрация Углегорского городского округа обязана исполнить возложенные на нее судом обязанности, суд исходит из того, что разработка и принятие программы использования и охраны земель на территории муниципального образования в соответствии с требованиями действующего законодательства потребует проведения ряда процедур, на выполнение которых объективно потребуется время, объем работ, материальные затраты, в связи с чем, полагает, что срок, заявленный прокурором, будет достаточным для выполнения ответчиком решения суда. В свою очередь ответчиком возражений по заявленному сроку не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Углегорского городского округа о признании незаконным бездействие, возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Углегорского городского округа Сахалинской области по не разработке и непринятию программы использования и охраны земель на территории муниципального образования, незаконным.

Возложить обязанность на администрацию Углегорского городского округа Сахалинской области разработать и принять программу использования и охраны земель на территории муниципального образования в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда администрация Углегорского городского округа обязана сообщить в Углегорский городской суд Сахалинской области и Сахалинскому межрайонному природоохранному прокурору в течение месяца со дня истечения срока, предоставленного для исполнения решения суда.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2021 года.

Председательствующий судья Ю.С. Калашникова