ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5391/2021 от 20.09.2021 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

УИД 63RS0-64

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Ю.,

при секретаре Ахмедовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «ГНК - Инвест» к врио. начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов Кировского района г.Самары Белоусовой Н.Ю., ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП Кировского района Юртайкиной В.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области о признании незаконными бездействие должностного лица службы судебных приставов,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ГНК - Инвест» обратилось в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконными бездействие должностного лица службы судебных приставов, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ. и.о.мирового судьи судебного участка Кировского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Нурматова Т.Т. суммы задолженности по кредитному договору . Определением от ДД.ММ.ГГГГ. произведена замена с ПАО «Сбербанк России» на ООО «ГНК - Инвест». ДД.ММ.ГГГГ. в ОСП <адрес> возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Нурматова Т.Т. В настоящее время указанное исполнительное производство находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя Юртайкиной В.В. В связи с неисполнением решения суда и не поступлением в адрес взыскателя процессуальных документов по исполнительному производству ДД.ММ.ГГГГ. директором ООО «ГНК Инвест» через личный кабинет сайта «Госуслуги» подано ходатайство о направлении информации о ходе исполнительного производства 1158044076, а также постановления о замене стороны в исполнительном производстве. В личный кабинет поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому по техническим причинам не могут удовлетворить ходатайство, сводка прилагается. Приложенная сводка по исполнительному производству содержит информацию, однако взыскателем указан ПАО «Сбербанк России». То есть СПИ ОСП <адрес> Юртайкиной В.В. не произведена замена стороны в исполнительном производстве, что препятствует исполнению решения суда и грубо нарушает права взыскателя. Кроме того, указывают, что заявление о замене стороны исполнительного производства получено ОСП <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Просят признать незаконным бездействие спи осп <адрес> Юртайкиной В.В., выразившееся в том, что ею е произведена замена стороны в исполнительном производстве с ПАО «Сбербанк России» на ООО «ГНК-Инвест». Признать незаконным бездействие начальника ОСП <адрес> г.о.Самара в не предоставлении ответа на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик СПИ ОСП <адрес> Юртайкина В.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена правильно и своевременно.

Административный ответчик - врио. начальника ОСП <адрес> Белоусова Н.Ю., которая была привлечена судом в качестве соответчика, поскольку на период рассмотрения дела являлась врио. начальника ОСП <адрес> согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ. -ос в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена правильно и своевременно, причина неявки суду не известна. Предоставила постановление о замене стороны исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик - УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания извещены надлежащим образом. Причина не явки суду не известна.

Заинтересованное лицо Нурматов Т.Т. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен правильно и своевременно, причина неявки суду не известна.

Суд, изучив материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства, приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11).

В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

На основании ст. 13 ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Статьей 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

П.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. и.о.мирового судьи судебного участка Кировского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Нурматова Т.Т. суммы задолженности по кредитному договору .

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. произведена замена с ПАО «Сбербанк России» на ООО «ГНК - Инвест».

ДД.ММ.ГГГГ. в ОСП <адрес> возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Нурматова Т.Т.

В настоящее время указанное исполнительное производство находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя Юртайкиной В.В.

В связи с неисполнением решения суда и не поступлением в адрес взыскателя процессуальных документов по исполнительному производству ДД.ММ.ГГГГ. директором ООО «ГНК Инвест» через личный кабинет сайта «Госуслуги» подано ходатайство о направлении информации о ходе исполнительного производства , а также постановления о замене стороны в исполнительном производстве.

В личный кабинет поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому по техническим причинам не могут удовлетворить ходатайство, сводка прилагается.

ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом – исполнителем ОСП Кировского района г. Самары Белоусовой Н.Ю. вынесено постановление о замене стороны в исполнительном производстве, заменив взыскателя с ПАО «Сбербанк» на ООО «ГНК Инвест».

Постановление направлено в адрес взыскателя.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Исходя из положений ч. ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

Истечение срока, установленного ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве, не может служить основанием для установления факта незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя, на что указано и в абз. 2 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

Так, бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.) (абз. 3 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50).

ООО «ГНК –Инвест» просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Юртайкиной В.В., выразившееся в том, что ею не произведена замена стороны в исполнительном производстве с ПАО «Сбербанк России» на ООО «ГНК Инвест».

Однако, как усматривается из материалов дела СПИ ОСП Кировского района Белоусовой Н.Ю., являющейся в настоящее время врио. начальника ОСП Кировского района г. Самары ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление о замене стороны в исполнительном производстве, заменив взыскателя с ПАО «Сбербанк России» на ООО «ГНК Инвест», и данное постановление направлено в адрес взыскателя.

Таким образом, приведенные выше материалы дела свидетельствуют о том, что судебным приставом – исполнителем произведена замена стороны в исполнительном производстве и данное постановление направлено в адрес взыскателя ООО «ГНК –Инвест», в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя суд не усматривает. Не подлежат удовлетворению и требования административного истца о признании незаконными бездействия начальника ОСП Кировского района г.Самары, выразившиеся в не предоставлении ответа на жалобу ООО «ГНК –Инвест» от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку в указанный период врио. начальника ОСП Кировского района г.Самары Белоусова Н.Ю. не исполняла обязанности старшего судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес>.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ООО «ГНК - Инвест» к врио. начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов Кировского района г.Самары Белоусовой Н.Ю., ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП Кировского района Юртайкиной В.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области о признании незаконными бездействие должностного лица службы судебных приставов, выразившееся в том, что не была произведена замена стороны в исполнительном производстве -ИП в отношении должника Нурматова Т.Т. и в не предоставлении ответа на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ. отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Ю.Кузнецова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года