ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5392/19 от 03.01.2019 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а-5392/2019

Мотивированное решение изготовлено 29.10.2019

Решение

Именем Российской Федерации

15 октября 2018 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю. В., при секретаре судебного заседания Голдыревой А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лебедева К.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, специалисту-эксперту отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Ефимовой Е.В. о признании незаконным решения,

установил:

Лебедев К. А. обратился в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным решения. В обоснование заявленных требований указал, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.05.2019 признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Алексеев Г. Г. 14.08.2019 в 14 час. 40 мин. неустановленное должностное лицо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, незаконно используя персональные данные, вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности, с целью получения премии, сфабриковало заявление от имени административного истца в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Алексеева Г. Г. Как указано в административном исковом заявлении, в результате незаконных действий, 26.08.2019 было возбуждено дело по ч. 3, 3.1 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое влечет за собой тяжкие последствия в виде дисквалификации арбитражного управляющего и полной утраты им профессии, затраты на обучение и стажировку арбитражного управляющего составляют 400000 руб., сумма ущерба является существенной. Административный истец считает незаконным использование Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области его имени без его согласия.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области по использованию его имени Лебедева К.А., без его согласия в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, в отношении Алексеева Г.Г. от 26.08.2019 в следующем словосочетании: «В связи с поступлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области обращения Лебедева К.А.».

Определением от 19.09.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Ефимову Е. В.

Административный истец и его представитель Алексеев Г. Г., действующий на основании устного ходатайства, диплома ***, в судебном заседании поддержали доводы и требования административного искового заявления, на вопрос суда пояснили, что просят признать незаконными действия по использованию его имени Лебедева К.А., без его согласия в определении о возбуждении дела об административном правонарушении, в отношении Алексеева Г.Г. от 26.08.2019.

Административный ответчик специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Ефимова Е. В., представляющая также интересы административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области на основании доверенности от 17.05.2019, диплома ***, в судебном заседании и в письменном отзыве на исковое заявление возразила относительно доводов и требований административного искового заявления, суду пояснила, что действия ответчиков по указанию в определении о возбуждении фамилии и инициалов лица, по доводам жалобы которого возбуждено дело об административном правонарушении, являются законными. Основным правом лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является право знакомиться с материалами дела и знать, что явилось поводом для возбуждения дела. В противном случае сокрытие информации о заявителе жалобы и о фактах, в ней изложенных, явилось бы нарушением прав Алексеева Г. Г. Поскольку в сообщении, автором которого указан Лебедев К. А. имелись данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.13 КоАП РФ, данное сообщение отвечало требованиям, предъявляемым к обращениям, поступившим в государственный орган в форме электронного документа, Управление действовало в рамках предоставленной компетенции и осуществило возложенные на него функции, возбудив дело об административном правонарушении. Кроме того, административный истец не обосновал каким образом использование должностным лицом Управление его фамилии, инициалов в процессуальном документе в рамках административного расследования, проводившегося в отношении Алексеева Г. Г., повлекло нарушение его законных прав. Вместе с тем, просила суд обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Законом о банкротстве персональные данные Лебедева К. А. содержатся в открытом доступе в решениях судов, сообщениях в сети «Интернет» и газете Коммерсантъ.

Заслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, 14.08.2019 на портал Управления Росреестра по Свердловской области поступила жалоба, в которой заявитель указывает, что финансовым управляющим Лебедева К. А. – Алексеевым Г. Г. было несвоевременно опубликовано сообщение о получении заявления ПАО «Сбербанк» о включении в реестр требований должника. В жалобе указано, что она направлена Лебедевым Константином Анатольевичем.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В целях обеспечения реализации данной нормы принят Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно статье 2 этого Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

В силу статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого Федерального закона.

Положениями статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено общее правило о рассмотрении поступивших обращений в тридцатидневный срок с момента регистрации обращения. При этом в ряде случаев допускается продление срока рассмотрения обращения.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если, в частности, в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 настоящего Кодекса).

Поскольку в сообщении, автором которого указан Лебедев К. А., имелись данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.13 КоАП РФ, данное сообщение отвечало требованиям, предъявляемым к обращениям, поступившим в государственный орган в форме электронного документа, Управление Росреестра по Свердловской области действовало в рамках предоставленной компетенции и осуществило возложенные на него функции, возбудив дело об административном правонарушение.

При этом, заявителю 28.08.2019 на адрес электронной почты направлен ответ № 22-10123000, в котором сообщено, что в отношении Алексеева Г. Г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3, 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, в настоящее время проводится административное расследование.

Вместе с тем, указание в определении о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.08.2019 фамилии и инициалов административного истца, как лица, по доводам жалобы которого возбуждено дело об административном правонарушении, является законным и не нарушает прав административного истца в смысле положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы административного истца о нарушении должностными лицами требований Федерального закона "О персональных данных" сделаны без учета части 1 статьи 1 указанного Закона, в соответствии с которой этим Законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 указанного Закона под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" закон относит к персональным данным - любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Возникший спор не связан с обработкой персональных данных административного истца. Указание в определении о возбуждении дела об в правонарушении фамилии и инициалов административного истца не может расцениваться распространением персональных данных, совершенным должностными лицами с нарушением требований Федерального закона "О персональных данных" и влекущим нарушение прав административного истца. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.08.2019 не содержит сведений о персональных данных административного истца (информации, касающейся конкретного лица, по которой оно может быть идентифицировано).

В силу ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

При этом, закон не возлагает обязанность на административных ответчиков устанавливать личность лица, направившего обращение, в связи с чем, доводы административного истца о том, что фактически он не направлял обращение 14.08.2019 на портал Управления Росреестра по Свердловской области не могут быть приняты во внимание в рамках рассмотрения настоящего спора.

С учетом изложенного и установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку судом не установлено несоответствия действий (бездействия) административных ответчиков закону.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Лебедева К.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, специалисту-эксперту отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Ефимовой Е.В. о признании незаконным решения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме подачей апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Ю. В. Глушкова