<данные изъяты>
Дело № 2а-5393/2021 ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††? ������������������������������������������������������������������������������������������������������Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Челя
���������������
Именем Российской Федерации
г. Челябинск ДД.ММ.ГГГГ года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Шваб Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куницкой О.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МБУ ДО «ЦРВ «Истоки» к ГУ МЧС России по Челябинской области о признании незаконным предписания государственного инспектора по пожарному надзору и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Истоки» г. Челябинска (далее по тексту -МБУ ДО «ЦРВ «Истоки») обратилось в суд с административным иском к ГУ МЧС России по Челябинской области о признании незаконным пункта 1 предписания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., пункта 1 предписания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, пункта 1 предписания №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданных государственным инспектором ОНДиПР г. Челябинска по пожарному надзору ФИО4, и отмене данных пунктов предписания.
Административный истец - директор МБУ ДО «ЦРВ «Истоки» ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме. Пояснил, что Центр внешкольной работы был создан в ДД.ММ.ГГГГ году на основании слияния детских клубов. Центр с ДД.ММ.ГГГГ года регулярно проходит лицензирование. Ранее они действовали как клубы по месту жительства. Как образовательная организация МБУ ДО «ЦВР «Истоки» начало действовать с ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель истца МБУ ДО «ЦРВ «Истоки» ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО3 в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Указала, что пункт 4.11 Свода правил 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003» содержит требование о недопустимости размещения помещений для пребывания детей в цокольном и подвальном этажах жилых зданий, вне зависимости от года их постройки и введения в эксплуатацию. Предписание вынесено на основании действующего законодательства и в пределах предоставленной компетенции.
Заслушав административного истца, его представителя, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из названного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1, 4 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
Указанный Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521.
В соответствии с п. 8 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, запрещается использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектной документацией.
Между тем, в соответствии с п. 2.16 СНиП 2.08.01-85 «Строительные нормы и правила. Жилые здания» в первом, втором и цокольном этажах жилых домов допускалось размещать помещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сберкасс, Союзпечати, а также помещения для работы с детьми и подростками.
Подобное положение также содержалось и в п. 1.36* СНиП 2.08.01-89 «Строительные нормы и правила. Жилые здания», согласно которому в первом, втором и цокольном этажах зданий допускалось размещать помещения для магазинов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, отделений связи общей площадью не более 700 м, сбербанков, магазинов, киосков союзпечати, женских консультаций, раздаточных пунктов молочных кухонь, юридических консультаций и нотариальных контор, загсов, филиалов библиотек, выставочных залов, контор жилищно-эксплуатационных организаций, для физкультурно-оздоровительных занятий общей площадью до <данные изъяты> м, культурно-массовой работы с населением, а также помещения для групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста (кроме цокольного этажа).
Согласно пункту 7.1.1 Свода правил 54.13330.2011 пожарную безопасность зданий следует обеспечивать в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и правилами, установленными в данном документе для специально оговоренных случаев.
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года госинспектором ОНДиПР г. Челябинска по пожарному надзору ФИО4 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности МБУ ДО «ЦВР «Истоки» помещений, расположенных по адресам: <адрес> по результатам которой были составлены акты о выявленных нарушениях пожарной безопасности (л.д. 58-72).
В результате проверки были выданы предписания <данные изъяты> по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, поскольку в ходе проверки выявлено, что цокольный этаж используется для организации дополнительного образования, что не предусмотрено проектной документацией (л.д.6,7,8).
В соответствии с Уставом организации основной деятельностью МБУ ДО «ЦВР «Истоки» является образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. МБУ ДО «ЦВР «Истоки» бессрочно предоставлена лицензия № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, по подвидам дополнительного образования, таким образом МБУ ДО «ЦВР «Истоки» является образовательной организацией (л.д. 19-35).
При этом МБУ ДО «ЦВР «Истоки» не является развивающим и развлекательным центром, не организует проведение торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий.
В соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 5435-16-Пр40 от 05.04.2021 Правила противопожарного режима в Российской Федерации подготовлены в рамках Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Правительством Российской Федерации 29.05.2019 № 4714п-П36, и направлены на исключение устаревших, дублирующих и избыточных требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, положения Правил не ограничивают эксплуатацию помещений, размещение которых ранее было предусмотрено проектной документацией, а также организаций дополнительного образования, в связи с чем размещение в подвальных и цокольных этажах объектов защиты помещений образовательных организаций не противоречит положениям Правил вне зависимости от времени их ввода в эксплуатацию (л.д.36).
Поскольку МБУ ДО «ЦВР «Истоки» не является развивающими развлекательным центром, не организует проведение торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий, осуществляет образовательную деятельность, суд полагает возможным административный иск удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МБУ ДО «ЦРВ «Истоки» к ГУ МЧС России по Челябинской области о признании незаконным предписания государственного инспектора по пожарному надзору и отмене предписания удовлетворить.
Признать незаконным пункт 1 предписания <данные изъяты>., пункт 1 предписания <данные изъяты>, пункт 1 предписания <данные изъяты> по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданных МБУ ДО «ЦРВ «Истоки» и отменить данные пункты предписания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий Л.В. Шваб
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года