ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5394/18 от 06.06.2018 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2а-5394/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2018 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,

при секретаре Гайнуллиной Э.И,

в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Трифоновой Ф.В. к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании незаконным бездействия по подготовке и подписанию договора купли-продажи земельного участка, соглашения о расторжении договора аренды земельного участка, понуждении устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в договор купли-продажи земельного участка, в акт приема-передачи земельного участка, в соглашение о расторжении договора аренды земельного участка, восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – Трифонова Ф.В. обратилась в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани) о признании незаконным бездействия по подготовке и подписанию договора купли-продажи земельного участка, соглашения о расторжении договора аренды земельного участка, понуждении устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в договор купли-продажи земельного участка, в акт приема-передачи земельного участка, в соглашение о расторжении договора аренды земельного участка, восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением. В обоснование заявления указано, что 05.02.2016 года между административным Истцом и административным Ответчиком был заключен договор аренды №19016 земельного участка, с кадастровым номером ..., общей площадью 1312кв.м., находящегося по адресу: ....

Согласно п.1.5, 5.1.2 Договора аренды Истцом был построен и 21.09.2016 года зарегистрирован индивидуальный жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

В сентябре 2016 года Истцом было подано заявление о передаче земельного участка в собственность и расторжении Договора аренды земельного участка. Административный регламент МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений г.Казани» от 18.08.2011 года №44556 предусматривает предоставление муниципальной услуги по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц в срок не превышающий 10 рабочих дней с момента поступления обращения.

09.12.2016 года между Истцом и Ответчиков был подписан Договор купли-продажи №24570 данного земельного участка, который был зарегистрирован 12.01.2017г.,что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

09.12.2016 года было подписано Соглашение №19016 о расторжении договора аренды земельного участка, согласно которому договор аренды прекращается с 09.12.2016 года, т.е. с момента подписания договора купли-продажи земельного участка.

Бездействие Ответчика, в связи с нарушением сроков рассмотрения обращений, затягиванием сроков подписания договора купли - продажи земельного участка и соглашения о расторжении договора аренды земельного участка, нарушает право административного истца на подписание договора купли - продажи земельного участка и соглашения о расторжении договора аренды земельного участка, в сроки, установленные подп.1 п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ.

Административный истец просит восстановить срок для подачи административного искового заявления и признать незаконным бездействие административного Ответчика по подготовке проекта и подписанию договора купли-продажи земельного участка площадью 1312кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... согласно п.1 ч.5 ст.39.17, п. 10 ч.2 ст.220 КАС РФ; признать незаконным бездействие административного Ответчика по подготовке проекта и подписанию Соглашения от 09.12.2016 года №19016-рдкп о расторжении договора аренды земельного участка от 05.02.2016г. №19016, площадью 1312кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... обязать административного Ответчика:

- внести изменения в Договор купли-продажи земельного участка от 09.12.2016 года №24570, путем включения пункта о вступлении в силу с октября 2016 года Договора купли-продажи земельного участка от 09.12.2016 года №24570;

- внести изменения в Акт приема-передачи земельного участка от 09.12.2016 года (Приложение №2 к Договору купли - продажи земельного участка №24570 от 09.12.2016г.), путем изложения п.1 Акта приема-передачи земельного участка от 09.12.2016 года (Приложение №2 к Договору купли - продажи земельного участка №24570 от 09.12.2016г.) в следующей редакции - «Продавец» передал 02 октября 2016 годав собственность, а «Покупатель» принял 02 октября 2016года в собственность земельный участок: с кадастровым номером ..., площадью 1312кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство - малоэтажная жилая застройка (код 21),расположенный по адресу: ...;

- внести изменения в Соглашение от 09.12.2016 года №19016-рдкп о расторжении договора аренды земельного участка от 05.02.2016г. №19016, путем изложения п.3 Соглашения от 09.12.2016 года №19016-рдкп о расторжении договора аренды земельного участка в следующей редакции - Считать договор аренды земельного участка от 05.02.2016г. №19016 утратившим силу с 02 октября 2016года.

Судом в качестве административного соответчика было привлечено Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани»).

Административный истец в судебное заседание не явился.

Административные ответчики в судебное заседание своих представителей не направили. В письменном отзыве представитель МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани» заявил о пропуске административным истцом срока исковой давности.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что 05.02.2016 года между административным Истцом и административным Ответчиком был заключен договор аренды №19016 земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 1312 кв.м., находящегося по адресу: ....

На основании договора аренды земельного участка от 13.05.2015г. административный истец является собственником индивидуального жилого дома, назначение: жилое, площадь 55 кв.м. по адресу: РТ, ..., что подтверждается выпиской ЕГРП от 22.09.2016г.

Суд считает, что оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.

В силу ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Как следует из пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу ст. 39.1 ЗК РФ к числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ, который предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

На основании ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

В силу части 1 статьи 219, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячный срок подачи административного искового заявления с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на административном истце.

В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд считает, что административным истцом пропущен срок для подачи административного иска, установленные ч.1 ст.219 КАС РФ, поскольку последний узнал о нарушении своих прав в сентябре 2016г., что подтверждается его заявлением в адрес МКУ «КЗИО ИКМО г.Казани» о нарушении срока оформления договора, а с административным иском обратился в суд 16.05.2018г., при этом ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления не подлежит удовлетворению.

Следует отметить, что возможность восстановления пропущенного срока действующее законодательство связывает с наличием обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные законом сроки.

Ссылка административного истца на юридическую неграмотность не является основанием для восстановления срока, поскольку юридическая неграмотность не может быть отнесена к уважительным причинам пропуска срока для подачи административного иска.

Таким образом, доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено и судом при рассмотрении дела установлено не было, а потому суд считает, что административный иск удовлетворению не подлежит, т.к. пропуск установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Руководствуясь ст. ст.178-180,218 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Трифоновой Ф.В. к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании незаконным бездействия по подготовке и подписанию договора купли-продажи земельного участка, соглашения о расторжении договора аренды земельного участка, понуждении устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в договор купли-продажи земельного участка, в акт приема-передачи земельного участка, в соглашение о расторжении договора аренды земельного участка, восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Зыбунова Е.В.