ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5396/20 от 26.11.2020 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

2а-5396/2020

26RS0001-01-2019-016968-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 ноября 2020 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего по делу судьи Донских Н.В.,

при секретаре Сухачевой Г.М.,

с участием:

представителя истца Межрайонная ИФНС России по СК - по доверенности Авжиева Г.К.,

ответчика Бондарь Т.С. и ее представителя по доверенности - Маховой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по СК к Бондарь Т. С. о взыскании задолженности по налогу,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России по СК обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к Бондарь Т. С. о взыскании задолженности по налогу. В порядке ст. 46 КАС РФ требования были уточнены.

В обоснование заявленных требований административный истец указал: на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России по <адрес> (далее - Истец, Налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика Бондарь Татьяна ул., <адрес> дата рождения: дата место рождения: СССР <адрес> (далее - Ответчик, Налогоплательщик), место работы - не известно и в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги. Межрайонной ИФНС произведено начисление налога на доходы физических лиц за период с дата по дата по результатам выездной налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 207, пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ (в редакции до дата) Бондарь Т.С. в период с дата по дата признается плательщиком налога на доходы физических лиц, как физическое лицо, являющиеся налоговым резидентом Российской Федерации, получающее доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу. В соответствии с п. 3 ст. 225 НК РФ, сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Налоговым органом в результате проведения выездной налоговой проверки установлено, что Бондарь Т.С. в проверяемом периоде получены доходы от реализации объектов недвижимого имущества, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет. Налоговым органом в результате проведения выездной налоговой проверки установлено, что Бондарь Т.С. в проверяемом периоде получены доходы от реализации объектов недвижимого имущества, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет. Бондарь Т.С. в налоговом периоде 2014 года получены доходы от реализации объектов недвижимого имущества, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет. В ходе проведенного анализа объектов собственности налогоплательщика <данные изъяты>

Полный текст искового заявление и уточнений к иску приобщены к материалам дела.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по СК - по доверенности Авжиев Г.К., исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

В судебном заседании административный ответчик Бондарь Т.С. и ее представитель по доверенности Махова Ю.Ю., каждая в отдельности, исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Текст письменных возражений стороны ответчика приобщен к материалам дела.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ч. 1, 2, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе, в том числе, проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом; предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, согласно пункту 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела: на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России по <адрес> (далее - Истец, Налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика Бондарь Т. С.. Межрайонной ИФНС произведено начисление налога на доходы физических лиц за период с дата по дата по результатам выездной налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 207, пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ (в редакции до дата) Бондарь Т.С. в период с дата по дата признается плательщиком налога на доходы физических лиц, как физическое лицо, являющиеся налоговым резидентом Российской Федерации, получающее доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу. В соответствии с п. 1 ст. 207, пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ (в редакции до дата) Бондарь Т.С. в период с дата по дата признается плательщиком налога на доходы физических лиц, как физическое лицо, являющиеся налоговым резидентом Российской Федерации, получающее доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу. Налоговым органом в результате проведения выездной налоговой проверки установлено, что Бондарь Т.С. в проверяемом периоде получены доходы от реализации объектов недвижимого имущества, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет. Налоговым органом в результате проведения выездной налоговой проверки установлено, что Бондарь Т.С. в проверяемом периоде получены доходы от реализации объектов недвижимого имущества, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет. Бондарь Т.С. в налоговом периоде 2014 года получены доходы от реализации объектов недвижимого имущества, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет. В ходе проведенного анализа объектов собственности налогоплательщика установлено что ИП Бондарь Т.С. согласно Свидетельства государственной регистрации права от дата являлась собственником имущества: нежилые помещения, кадастровый ; кадастровый , расположенные по адресу: <адрес>. В период нахождения административного ответчика в статусе индивидуального предпринимателя (<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно выводам судебной экспертизы установлено, что от продажи недвижимого имущества - нежилых помещений с кадастровыми <данные изъяты>.

Согласно постановлению суда по уголовному делу в отношении Бондарь Т. С. неуплата налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в <данные изъяты> выявлена в результате проведения следственных действий по результатам налоговой проверки, определившей наличие задолженности по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Уголовное дело в отношении Бондарь Т.С. Прекращено в связи с истечением срока исковой давности по основаниям, предусмотренным п. «а» ч. 1 ст. 78 Уголовного кодекса РФ и п.3 ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Решением Промышленного районного суда <адрес> от дата по делу требования прокурора <адрес>, обратившегося с гражданским иском в суд после прекращения в отношении Бондарь Т.С. уголовного дела, удовлетворены, с Бондарь Т.С. взысканы денежные средства в размере <данные изъяты> копеек — как налоговая задолженность, установленная уголовным делом.

Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя о дата по делу а-4504/17 признано законным и обоснованным решение налогового органа о привлечении Бондарь Т.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения от дата, которым административному ответчику дополнительно начислен НДФЛ, подлежащий уплате за налоговый период <данные изъяты> решение Промышленного районного суда <адрес> о дата по делу а-4504/17 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бондарь Т.С. без удовлетворения. Следует отметить, что довод налогоплательщика о том, что с дохода, полученного Бондарь Т.С. от продажи объектов недвижимости в размере <данные изъяты> рублей, вместо НДФЛ подлежит исчислению УСН был проверен и отклонен судом первой и апелляционной инстанции в рамках рассмотрения дела по проверки законности и обоснованности решения налогового органа от дата.

В силу ст. 64 КАС РФ все вышеуказанные судебные акты имеют преюдициальное значение для данного дела.

В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Статьей 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 4 ст. 289 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 11 НК РФ для целей налогообложения физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальными предпринимателями - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 1 ст. 38 НК РФ введено понятие объекта налогообложения: Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Согласно пункту 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

В силу норм главы 23 Налогового кодекса о налоге на доходы физических лиц объектом налогообложения такого налога согласно ст. 209 НК РФ признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Согласно нормам главы 26.2 Налогового кодекса РФ, пунктом 1 ст. 346.11 установлено, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

В соответствии с пунктом 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в <адрес>), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Пунктом 2 ст. 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.

В случае, если объектом налогообложения признаются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6% в соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса (аналогично определению доходов при исчислении налога на прибыть организаций в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ).

Определением мирового суда судебного участка № <адрес> от дата отменен судебный приказ а-546/32-538/17, вынесенный мировым судьей судебного участка № <адрес>дата по заявлению МИФНС по <адрес> о взыскании с Бондарь Т.С. задолженности по налогам, пени и штрафа на общую сумму <данные изъяты> копейки и государственной пошлины в размере 22865 рублей 96 копеек.

Данный иск подан в суд дата, т.е. с учетом положений ст. 286 КАС РФ срок обращения в суд не пропущен истцом.

В случаях же причинения ущерба государству ущерб причиняется непосредственно публично-правовому образованию, которым является именно Российская Федерация, а не государственные органы Российской Федерации в лице Министерства финансов и его территориальных органов. Это обусловлено тем, что денежные средства в виде неуплаченных налогов еще не находились в распоряжении налогового органа как юридического лица, т.е. фискальный орган не являлся и не мог являться распорядителем не поступивших в казну налогов и сборов в виде денежных средств. Не поступившие на счета налогового органа налоги и сборы - это недополученный причитающийся собственнику, т.е. государству, доход. Ведь именно налоги и другие обязательные платежи формируют фонд государственной собственности.

Полное или частичное исполнение должником решения/приговора суда о компенсации ущерба бюджету, причиненного налоговым преступлением, должно приводить к соответствующему симметричному прекращению обязанности организации-налогоплательщика по уплате в бюджет того налога, неуплата которого породила ущерб для бюджета.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, вышеприведенные судебные акты, - суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и подтверждении размера образовавшейся задолженности у Бондарь Т.С. по налогам, пене и штрафу.

При этом, суд полагает необходимым при определении размера подлежащей ко взысканию задолженности по налогу учесть уже взысканные решением суда от дата по делу денежные <данные изъяты>

Исходя из установленных Налоговым кодексом Российской Федерации штрафных санкций и пени в отношении налогоплательщиков, не исполнивших, а равно несвоевременно исполнивших налоговые обязательства, суд полагает, что решение налогового органа о привлечении административного ответчика к ответственности в виде начисления пени, штрафов является правомерным и обоснованным.

Расчет штрафных санкций проверен судом, арифметических ошибок не содержит и административным ответчиком на предмет арифметических ошибок не оспорен и определен до взыскания денежных средств по иску прокурора.

Статьей 114 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства (пункт 3).

Смягчающих обстоятельств, свидетельствующих о наличии объективных причин, в силу которых исполнение налогоплательщиком конкретной налоговой обязанности было затруднительным, - административным ответчиком не заявлено и судом при разрешении спора по существу не установлено.

При таких обстоятельствах требования о взыскании пени и штрафа в заявленном размере также подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета.

В рассматриваемом случае, поскольку административный иск налогового органа, освобожденного на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины при подаче иска, удовлетворен частично, то с ответчика в бюджет муниципального образования <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Межрайонной ИФНС России по СК к Бондарь Т. С. о взыскании задолженности по налогу на доходы за 2014 год, пене и штрафу, - удовлетворить частично.

Взыскать с Бондарь Т. С. в пользу Межрайонной ИФНС России по СК:

- недоимку по НДФЛ за 2014 год в размере <данные изъяты> рубль. В остальной части заявленных требований отказать;

- пени по недоимке по НДФЛ за 2014 год в совокупном размере <данные изъяты> рублей; - штраф в общем <данные изъяты>.

Взыскать с Бондарь Т. С. в бюджет муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено дата.

Судья Н.В.Донских