ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-539/17 от 28.04.2017 Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2а-539/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2017 года

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Новосадовой О.А., с участием административного истца Верхнесалдинского городского прокурора Корпачева П.В.,

представителя административного ответчика Главы Верхнесалдинского городского округа, председателя Думы Верхнесалдинского городского округа Забродина А.Н.- Чернавской А.В.,

при секретаре Мурашовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Верхнесалдинского городского прокурора к Главе Верхнесалдинского городского округа, председателю Думы Верхнесалдинского городского округа Забродину Алексею Николаевичу о признании незаконными действий при организации заседаний Думы Верхнесалдинского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

Верхнесалдинский городской прокурор обратился с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к главе Верхнесалдинского городского округа, председателю Думы Верхнесалдинского городского округа Забродину А.Н. о признании незаконным действий главы Верхнесалдинского городского округа, председателя Думы Верхнесалдинского городского округа Забродина А.Н. в связи с несоблюдением последним Регламента Думы городского округа, утвержденного решением думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 24.05.2007 №34 (далее-Регламент) при организации и проведении заседаний Думы Верхнесалдинского городского округа (далее-Дума) от 15.03.2017 и 17.03.2017. Просил обязать главу Верхнесалдинского городского округа, председателя Думы Верхнесалдинского городского округа Забродина А.Н. (далее- административный ответчик) воздержаться от нарушения Регламента.

В обоснование заявления указал, что на 15.03.2017 в соответствии с планом работ Думы на 2017 год было запланировано проведение очередного заседания Думы, о чем оповещено население Верхнесалдинского городского округа через официальное средство массовой информации - Салдинская газета от 02.03.2017 за №8. 15.03.2017 в зале заседаний Думы находилось 14 депутатов. Перед заседанием председатель Думы Забродин А.Н. потребовал от жителя городского округа Шаймарданова Р.К. покинуть зал заседаний в связи с тем, что последним не было подано письменное заявление о желании присутствовать на заседании Думы. После чего глава Верхнесалдинского городского округа, он же председатель Думы объявил о том, что заседание Думы проводиться не будет. В этот же день постановлением главы Верхнесалдинского городского округа № 6 было назначено внеочередное заседание Думы на 17.03.2017 с аналогичной повесткой планируемых к рассмотрению вопросов, что и на не проведенном заседании от 15.03.2017. Указанное постановление опубликовано на сайте Думы Верхнесалдинского городского округа в сети Интернет. Своими действиями Забродин А.Н. как глава Верхнесалдинского городского округа и председатель Думы нарушил план работы Думы на 1 полугодие 2017 года и ст.ст.3,6,9,16 Регламента Думы, единолично отказался от открытия заседания Думы 15.03.2017 и решения указанных в официально опубликованной в повестке вопросов, чем грубо нарушил права жителей Верхнесалдинского городского округа, дезорганизовал работу представительного органа местного самоуправления им возглавляемого, нарушил права депутатов Думы Верхнесалдинского городского округа, прибывших на указанное заседание. В последующем без наличия к тому обоснованных причин, желая придать вид законности своим действиям, назначил по собственной инициативе внеочередное заседание Думы на 17.03.2017 для разрешения подлежащих рассмотрению 15.03.2017 вопросов, чем злоупотребил представленными ему полномочиями, закрепленными Уставом Верхнесалдинского городского округа, Регламентом Думы Верхнесалдинского городского округа.

В судебном заседании административный истец Верхнесалдинский городской прокурор Корпачев П.В. уточнил исковые требования, отказавшись от исковых требований в части признания незаконными действий административного ответчика по организации и проведению внеочередного заседания Думы 17.03.2017. Просил признать незаконными действия административного ответчика при организации заседания Думы 15.03.2017, выразившиеся в единоличном отказе от открытия заседания Думы в нарушение ст.ст. 6,8,9 Регламента. Полагает, что административный ответчик должен был либо вынести постановление о переносе заседания Думы в соответствии со ст.6 Регламента, либо при наличии 15.03.2017 кворума, открыть заседание Думы, в ходе которой депутаты могли бы принять решение об отложении заседания Думы либо о его продолжении. Указывал, что единолично отказавшись от открытия заседания Думы административный ответчик дезорганизовал органы местного самоуправления и нарушил права депутатов Думы, не входящих во фракцию «Единая Россия». В случае отложения заседания Думы, граждане должны были быть извещены о новом заседании Думы через средства массовой информации, чего сделано не было, а было назначено и соответственно проведено внеочередное заседание Думы, что является нарушением прав граждан. В обоснование заявленных требований о необходимости возложения на административного ответчика обязанности воздержаться от нарушения Регламента, прокурор указал, что в 2016 году в адрес административного ответчика уже выносилось предостережение о недопустимости нарушения закона об обеспечении доступа к информации о деятельности органов и Регламента, но административный ответчик вновь нарушил Регламент.

Административный ответчик Глава Верхнесалдинского городского округа, председатель думы Верхнесалдинского городского округа в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, из которого следует, что исковые требования Верхнесалдинского городского прокурора он не признает, указал, что 15.03.2017 было запланировано очередное заседание Думы, для участия в котором пришло 14 депутатов. Решение о не проведении заседания Думы было им озвучено до открытия заседания Думы, после предварительного обсуждения с большинством депутатов в соответствии со ст.8 Регламента. Причиной этому послужила явка на заседание гражданина Шаймарданова Р.К. без предварительного уведомления Думы в нарушение ст.21 Регламента, который на его предложение покинуть зал заседаний ответит отказом. Внеочередное заседание Думы, назначенное 17.03.2017 было им инициировано в соответствии со ст.16 Регламента и планом работы Думы на первое полугодие 2017 года. Информация о предстоящем внеочередном заседании Думы была размещена на официальном сайте Думы, о чем так же были проинформированы депутаты посредством электронной почты с направлением копии постановления и проекта повестки внеочередного заседания. Предварительно 15.03.2017 в адрес депутатов было направлено письмо с предложением провести внеочередное заседание Думы 17.03.2017.

Представитель административного ответчика специалист 1 категории Думы Чернавская А.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, полностью поддержав доводы, указанные в письменном отзыве административного ответчика, дополнительно указав, что причиной того, что 15.03.2017 не состоялось заседание Думы явилась явка гражданина Шаймарданова Р.К., предварительно не уведомившего Думу о своем желании присутствовать на заседании. Перед началом заседания в зале присутствовало 14 депутатов, то есть кворум имелся. Однако депутаты стали возражать против присутствия в зале Шаймарданова Р.К., указывали, что покинут заседание, если последний не уйдет. В таком случае кворум бы отсутствовал. Поэтому председатель Думы Забродин А.Н. до открытия заседания предложил присутствующим депутатам фракции «Единая Россия» пройти для консультаций. Вернувшись в зал, председатель Думы озвучил решение о не проведении заседания Думы. Указанное решение было сформулировано в устной форме с учетом мнения большинства депутатов, в виде отдельного документа не оформлялось. Поскольку заседание Думы 15.03.2017 не открывалось, протокол заседания не велся. Нерассмотренные на заседании Думы 15.03.2017 вопросы были включены в повестку внеочередного заседания, назначенного председателем Думы на 17.03.2017 и рассмотрены на нем. Указанное заседание было назначено в связи с письменным обращением заместителя главы администрации о назначении внеочередного заседании Думы для рассмотрения вопроса о внесении изменений в решение Думы по утверждению бюджета и назначении публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета. Права неопределенного круга лиц не были нарушены.

Заслушав мнение административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могжет обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений указанной нормы закона суд удовлетворяет административное исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы граждан, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. То есть должна быть установлена совокупность двух указанных условий.

В силу ч.ч.1,5,7 ст.22 Устава Верхнесалдинского городского округа, Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Организацию деятельности Думы городского округа осуществляет глава городского округа, избранный из состава депутатов и исполняющий полномочия председателя Думы городского округа. Порядок организации деятельности Думы городского округа определяется регламентом, принимаемым Думой городского округа, который устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Думы городского округа и иных организационных форм ее деятельности, планирования работы, подготовки правовых актов, организации работы аппарата Думы городского округа и иные вопросы ее деятельности.

Согласно ст.2 Регламента Думы городского округа, утвержденного решением Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 24.05.2007 №34, Регламент Думы является нормативным правовым актом, определяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области: организационные формы работы Думы и формы работы депутатов; периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Думы и организационных форм ее деятельности; порядок подготовки и внесения вопросов на заседания Думы; порядок рассмотрения и принятия правовых актов; вопросы деятельности Думы. В случае нарушения настоящего Регламента каждый депутат имеет право сделать замечание и потребовать от председательствующего и депутатов соблюдения Регламента.

В соответствии со ст.ст.6,8,9 Регламента очередные заседания Думы проводятся в соответствии с планом работы, утверждаемым решением Думы, но не реже одного раза в месяц. Заседание Думы может быть перенесено решением Думы, постановлением главы городского округа. Председательствует на заседании Думы глава городского округа. Председательствующий объявляет об открытии и закрытии заседания Думы, наличия кворума, информирует депутатов о составе приглашенных на заседание Думы, руководит заседанием, следит за соблюдением настоящего Регламента и утвержденной депутатами повестки заседания Думы, контролирует наличие кворума заседания Думы, предоставляет слово докладчикам, содокладчикам, депутатам и приглашенным в соответствии с повесткой дня, оглашает письменные обращения, заявления, справки, ставит на голосование проекты решений, предложения депутатов по рассматриваемым на заседании Думы вопросам, объявляет результат голосования, обеспечивает порядок в зале заседания; дает поручения, связанные с обеспечением работы заседания, в случае необходимости объявляет перерыв в заседании Думы, при необходимости проводит консультации с депутатами, организует работу согласительных комиссий, способствует сотрудничеству и принятию согласованных решений, подписывает протоколы заседаний Думы. Председательствующий объявляет об открытии заседания Думы при наличии кворума.

В силу ч.ч.2,3 ст.25 Регламента, решения по процедурным вопросам принимаются большинством голосов из числа депутатов, присутствующих на заседании Думы и отражаются в протоколе заседания Думы. К процедурным вопросам относятся: утверждение и изменение повестки заседания Думы; прекращение вопросов, прений; продление времени для выступлений; изменение очередности выступлений; назначение председательствующего на заседании Думы в случае отсутствия главы городского округа и заместителя председателя Думы; проведение тайного и поименного голосования; перенос нерассмотренных вопросов на следующее заседание Думы или исключение этих вопросов из повестки заседания Думы; проведение повторного голосования при выявлении ошибок в процедуре голосования; иные вопросы организации работы заседания Думы. Решения Думы принимаются на ее заседаниях открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием.

Из материалов дела следует, что решением Думы Верхнесалдинского городского округа № 309 от 25.02.2015 главой Верхнесалдинского городского округа был избран Забродин А.Н., который вступил в должность главы Верхнесалдинского городского округа с 27.02.2015 (постановление о вступлении в должность № 6 от 27.02.2015).

Решением главы Верхнесалдинского городского округа № 501 от 15.12.2016 был утвержден план работы Думы городского округа на первое полугодие 2017 года, в разделе 5 которого установлено, что заседания Думы планируются каждую третью среду месяца или по мере необходимости.

В судебном заседании установлено, следует из материалов дела и пояснений сторон, что 15.03.2017 было запланировано очередное заседание Думы, разработан проект повестки, о чем имеется информация в Салдинской газете за №8 от 02.03.2017. Вместе с тем указанное заседание Думы не было открыто в связи с принятием главой Верхнесалдинского городского округа, председателем Думы Верхнесалдинского городского округа Забродиным А.Н. в устной форме решения о не проведении заседания, что Регламентом не предусмотрено. Постановления о переносе заседания Думы главой городского округа не выносилось. Указанное обстоятельство в судебном заседании представителем административного ответчика не оспаривалось.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административный ответчик при принятии решения о не проведении очередного заседания Думы, нарушил положения ч.1 ст.6,25 Регламента, устанавливающих процедуру принятия решения о переносе заседаний Думы либо единолично главой городского округа с вынесением соответствующего постановления до открытия заседания Думы, либо коллегиально после открытия заседания Думы в форме протокольного решения большинством голосов из числа депутатов, присутствующих на заседании Думы.

Вместе с тем, суд считает, что указанное нарушение Регламента, не повлекло нарушения прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор и тем более к нарушению прав депутатов Думы, поскольку не создает препятствий к осуществлению гражданами их прав, свобод и реализации законных интересов, включая право на судебную защиту, а также не возлагает на них какие-либо обязанности. Какие-либо доказательства нарушенных прав неопределенного круга лиц административным истцом в судебном заседании представлены не были, несмотря на то, что в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания нарушенных прав в данном случае возлагается на административного истца.

В соответствии со ст.16 Регламента, внеочередные заседания Думы могут проводиться по инициативе главы городского округа, письменному предложению главы администрации городского округа, одной из постоянных комиссий Думы или депутатов в количестве не менее 1/3 от числа избранных в Думу. Предложение о проведении внеочередного заседания Думы направляется главе городского округа в письменном виде с обоснованием необходимости его проведения, с обязательным указанием предлагаемой повестки заседания Думы. Внеочередное заседание Думы созывается в срок не позднее 5 дней после поступления письменного предложения о проведении внеочередного заседания. Глава городского округа издает постановление о проведении внеочередного заседания Думы. Информация о предстоящем внеочередном заседании Думы размещается на официальном сайте Думы городского округа в день утверждения постановления главы городского округа о проведении внеочередного заседания Думы. Проект повестки внеочередного заседания направляется аппаратом Думы депутатам, главе администрации городского округа, не позднее, чем за 2 дня до начала внеочередного заседания Думы. Внеочередное заседание Думы проводится исключительно в соответствии с той повесткой дня, которая была указана в требовании.

В судебном заседании установлено, что 15.03.2017 в Думу городского округа поступило письмо заместителя главы администрации -начальника финансового управления администрации №132 о назначении внеочередного заседания Думы городского округа для рассмотрения вопроса о внесении изменений в решение Думы № 503 от 15.12.2016 «Об утверждении бюджета Верхнесалдинского городского округа на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов», о назначении публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета Верхнесалдинского городского округа за 2016 год.

Постановлением главы Верхнесалдинского городского округа Забродина А.Н. № 6 от 15.03.2017 назначено проведение внеочередного заседания Думы городского округа на 17.03.2017. В соответствии с проектом повестки внеочередного заседания, предметом рассмотрения являлись вопросы внесения изменений в решение Думы №503 от 15.12.2016 «Об утверждении бюджета Верхнесалдинского городского окурка на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов», о награждении Почетными грамотами, Благодарственными письмами Законодательного Собрания Свердловской области, а так же п.2 о внесении изменений в решение Думы от 16.12.2015 №409 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в Верхнесалдинском городском округе», п.3 о назначении публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета Верхнесалдинского городского округа за 2016 год, п.4 о награждении грамотами Думы городского округа, п.5 - информации комитета по управлению имуществом за 2016 год, п.6 –отчет начальника ММО МВД России «Верхнесалдинский» по итогам работы за 2016 год, которые входили в повестку на очередное заседание Думы 15.03.2017.

Проведение внеочередного заседания Думы было согласовано с депутатами Думы 15.03.2017, постановление о внеочередном заседании Думы №6 вместе с проектом повестки направлен депутатам Думы в этот же день, информация о проведении внеочередного заседания Думы была размещена на официальном сайте Думы так же 15.03.2017, что подтверждается представленными административным ответчиком скриншотами переписки от 15.03.2017, а так же с сайта Думы и не оспаривается административным истцом.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что глава Верхнесалдинского городского округа, председатель Думы Верхнесалдинского городского округа при организации и проведении внеочередного заседания Думы действовал в соответствии со ст.16 Регламента, в рамках полномочий, закрепленных Уставом Верхнесалдинского городского округа и Регламента. Каких-либо нарушений в указанной части судом не установлено, как не установлено и нарушений прав и интересов неопределенного круга лиц, доказательств обратного административным истцом не представлено.

Поскольку совокупность указанных в с ч.4 ст.218 КАС РФ условий в судебном заседании не установлена, оснований для удовлетворения административного искового заявления Верхнесалдинского городского прокурора не имеется.

Требования административного истца об обязании Главы Верхнесалдинского городского округа, председателя Думы Верхнесалдинского городского округа Забродина А.Н. воздержаться от нарушения Регламента так же не подлежат удовлетворению, поскольку суд не усматривает в рассматриваемом случае нарушения прав неопределенного круга лиц, кроме того невозможно установить нарушения закона, которые возможно возникнут в будущем времени.

Суд считает, что Верхнесалдинским городским прокурором, имеющим полномочия по внесению представления или направлению предостережения о недопустимости нарушения закона в соответствии со ст.ст.24,25.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», обращаясь в суд с указанным административным исковым заявлением, избран ненадлежащий способ осуществления надзора за исполнением закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179, 227,228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Верхнесалдинскому городскому прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верхнесалдинский районный суд.

Судья Новосадова О.А.

Мотивированное решение составлено 02 мая 2017 года.

Судья Новосадова О.А.