Дело № 2а-539/2020 14 мая 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,
при секретаре Суховой В.В.,
с участием представителя административного истца Бакиной Е.С.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным, обязании провести мероприятия по лесоустройству,
установил:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор в защиту государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным, обязании провести мероприятия по лесоустройству. В обоснование указал, что природоохранной прокуратурой выявлены нарушения в части порядка и сроков проведения лесоустроительных работ на территории Соловецкого лесничества. Площадь Соловецкого лесничества составляет 28 313 га. Леса лесничества расположены на Соловецком архипелаге, находящемся на выходе из Онежского залива Белого моря. По административно-территориальному устройству Архангельской области Соловецкие острова включены в территорию Соловецкого района, по территориально-муниципальному признаку входят в границы Приморского района. Лесоустроительные работы на территории лесничества не проводились министерством более 15 лет. До настоящего времени используются материалы лесоустройства 2003 года. Непроведение своевременного лесоустройства является нарушением интересов государства ввиду того, что леса Российской Федерации являются одним из важнейших видов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защите окружающей среды, повышении благосостояния населяющих ее народов. Леса оказывают большое влияние на состояние природной среды и являются основным источником удовлетворения потребностей в древесине Российской Федерации. В целях научно обоснованного, рационального ведения в них лесного хозяйства и лесопользования проводится лесоустройство. В связи с отсутствием лесоустроительных работ невозможно создание проектов освоения лесов в соответствии с приказом Рослезхоза от 29.02.2012 №69. Вместе с тем, в проектах освоения лесов содержатся сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов. Несоблюдение требований закона министерством затрудняет осуществление контроля за территориями лесных участков, расположенными на землях лесного фонда, способствует риску возникновения лесных пожаров, а также риску нарушений природоохранного и экологического законодательств, в связи с невозможностью достоверной оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Проведение лесоустройства необходимо не только в отношении свободных участков, но и лесных участков, находящихся в аренде, с целью исключения фактов нерационального использования лесов и организации контроля на вверенной территории. Просит признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по реализации полномочий в сфере проведения лесоустройства на территории Соловецкого лесничества, обязать провести лесоустройство с соблюдением требований приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 на территории Соловецкого лесничества в течение 2 лет 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Бакина Е.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО1 с административными исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что отсутствие четкого указания на подлежащие осуществлению лесоустроительные мероприятия приведет к неисполнению решения суда. Министерство природных ресурсов готово выполнять переданные ему полномочия и выполняет их в полном объеме при условии обеспеченности таких полномочий федеральными бюджетными средствами. На текущий момент субвенции из федерального бюджета на проведение лесоустройства на территории Соловецкого лесничества не выделены. Министерством приняты исчерпывающие меры для получения из федерального бюджета субвенций на цели проведения лесоустройства в лесах Архангельской области, в том числе на территории Соловецкого лесничества.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ).
Положениями ст. 83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства.
Таким образом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по лесоустройству, предусмотренные пунктами 3-5 ч.1 ст. 68 ЛК РФ, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Аналогичные положения предусмотрены Положением о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года №92-пп.
Согласно п.8, п.10 данного Положения следует, что на территории Архангельской области полномочиями на проведение на землях лесного фонда лесоустройства наделено министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса, правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов является одной из составляющих лесоустройства (статья 68 Лесного кодекса РФ).
Согласно ст. ст. 68, 69 ЛК РФ на территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя таксацию лесных участков. В свою очередь таксация лесов в соответствии со ст.69.1 ЛК РФ проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется, в том числе, установление границ лесотакционных выделов.
Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция, которой определяются правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Пунктом 3 Лесоустроительной инструкции предусмотрены правила проведения лесоустройства в границах лесничеств.
В соответствии с п.10 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.10 Лесоустроительной инструкции лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесничества и лесопарки располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно п. 29 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Положениями Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет.
Архангельской природоохранной прокуратурой выявлены нарушения в части порядка и сроков проведения лесоустроительных работ на территории Соловецкого лесничества, что подтверждается материалами надзорного производства, административным ответчиком не оспаривается. Площадь Соловецкого лесничества составляет 28 313 га. Лесоустроительные работы на территории лесничества не проводились министерством более 15 лет. До настоящего времени используются материалы лесоустройства 2003 года.
Доказательств обратного в соответствии со ст.62 КАС РФ административным ответчиком суду не представлено.
Таким образом, лесоустройство не землях Соловецкого лесничества не проводилось более 15 лет, что отрицательно складывается на рациональном ведении лесного хозяйства и лесопользовании. Отсутствие полной достоверной информации о состоянии лесного фонда затрудняет проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, необходимых на конкретной территории.
Административным ответчиком не представлено достоверных и допустимых доказательств того, что министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области принимались меры, направленные на проведение лесоустройства в Соловецком лесничестве.
Учитывая изложенное, принимая во внимание нарушение ответчиком требований лесного законодательства в части проведения лесоустройства на территории Соловецкого лесничества, суд приходит к выводу, что бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является незаконным, а заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии со ст.ст. 158, 160.1, 169 Бюджетного кодекса РФ, в целях согласования плановых целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период ежегодно в Рослесхозе проходит защита бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений, на очередной финансовый год и плановый период. По результатам проведения защиты бюджетных проектировок ежегодно Рослесхозом утверждается сумма средств, выделяемых на очередной год для осуществления деятельности уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
При недостаточности в бюджете денежных средств министерство не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Таким образом, суд полагает, что обязанность провести мероприятия по лесоустройству может быть возложена на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области только в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
Как установлено п.32 Лесоустроительной инструкции таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.
Кроме того, работы и услуги по лесоустройству осуществляются на основании государственного контракта, заключенного по результатам конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Срок для исполнения возложенных обязанностей суд с учетом объема работ, подлежащих выполнению, мнения сторон, полагает возможным установить в течение 2 (двух) лет 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возражений относительно срока исполнения решения суда административным ответчиком не заявлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск административному иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным, обязании провести мероприятия по лесоустройству удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, выразившееся в не реализации полномочий в сфере проведения лесоустройства на территории Соловецкого лесничества.
Возложить на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области обязанность течении 2 (двух) лет 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство с соблюдением требований приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 на территории Соловецкого лесничества за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий О.А. Шитикова