К делу 2а-5400/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2016 года город Сочи
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Казимировой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Мейроян М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи о возложении обязанности по обеспечению работоспособности ливнеприемных сетей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к административным ответчикам администрации города Сочи, ФКУ Упрдор «Черноморье» о возложении обязанности по обеспечению работоспособности ливнеприемных сетей.
В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой города проведена проверка надлежащего обеспечения администрацией г. Сочи и ФКУ Упрдор «Черноморье» работоспособности ливнеприемных сетей.
Установлено, что на протяжении 2013-2015 г.г. в результате неудовлетворительной работы сетей, обеспечивающих отвод сточных вод, происходит систематическое подтопление территории федеральной автомобильной дороги А-147 «Джубга - Сочи» км. 198 - км. 199, А-147 «Адлер - горноклиматический курорт Альпика-Сервис», А-149 «Адлер-Красная поляна», улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Голубые Д., Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер.
При этом достаточные меры, направленные на приведение Д. сетей в надлежащее состояние в том числе, по результатам рассмотрения внесенных прокуратурой города представлений, не принимались.
Кроме того, главе города в августе 2015 года прокуратурой города вносилось представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Также решением Адлерского районного суда от (.) установлен факт ненадлежащего обеспечения ФКУ Упрдор «Черноморье» работоспособности ливнеприемных сетей (коллекторов), проходящих под федеральной автомобильной дорогой М-27 «Джубга-Сочи», в районе улиц Ленина и Голубые Д..
Вместе с тем, в период с (.) – (.) в связи с обильными осадками, значительно превышающими месячную норму, произошло повторное подтопление указанной выше территории федеральной автомобильной дороги и жилой застройки.
По инициативе прокуратуры города проведено заседание рабочей группы по вопросам принятия уполномоченными органами и организациями мер, направленных на предотвращение и ликвидацию аналогичных подтоплений.
Кроме того, прокуратурой города (.) организовано и с привлечением специалистов МУП г. Сочи «Водосток», администрации г. Сочи, ФКУ Упрдор «Черноморье» проведено обследование указанной выше территории, по результатам которого установлено следующее.
Поверхностные сточные воды, поступающие с территории жилой застройки в районе () и с участка федеральной автомобильной дороги А 147 «Джубга - Сочи» км. 198 - км. 199, поступают в водопропускной железобетонный ливневой коллектор d 1500 мм (проходящий под федеральной автомобильной дорогой, участок . на схеме ливневой сети в районе () и ()), после чего, ливневая вода из данного коллектора поступает в 2 ливневые трубы d 500 каждая.
Д. ливневые трубы расположены за пределами отвода федеральной автомобильной дороги и расположены на территории муниципальной собственности.
По причине неудовлетворительного технического состояния только одна ливневая труба d 500 транспортирует ливневые стоки в коллектор d 1100.
Вторая ливневая труба d 500 фактически функцию по отводу и транспортировке стоков не выполняет.
С учетом изложенного, при обильном выпадении осадков и максимальной нагрузке ливневые стоки с федерального ливневого коллектора d 1500 мм фактически поступают в ливневый коллектор d 500. Указанный факт приводит к затору воды, невозможности дальнейшего прохода ливневых потоков по ливневым каналам, и как следствие, к подтоплению территории жилой застройки и дорожного полотна.
Таким образом, причинами подтопления федеральной автомобильной дороги А-147 и территории жилой застройки (участок . на схеме ливневой сети в районе () и ()) являются: несвоевременная расчистка ФКУ Упрдор «Черноморье» ливневой сети (коллектора) под автомобильной дорогой; непроведение администрацией г. Сочи работ по восстановлению ливневой сети, по ее расчистке, а также отсутствие технической возможности ливневых коллекторов с меньшим диаметром сечения принимать ливневые стоки с федерального коллектора с большим диаметром сечения.
Более того, ливневые коллекторы, отмеченные на участке . схемы ливневой сети в районе () и (), в реестре муниципальной собственности отсутствуют, по указанной причине эксплуатирующей организации МУП «Водосток» не переданы.
При обследовании ливневого коллектора, отмеченного на схеме ливневой канализации в районе () и () участок ., установлено следующее.
Поверхностные стоки, поступающие с зоны жилой застройки, восточнее федеральной автомобильной дороги в районе жилого () и с участка федеральной автомобильной дороги, поступают в водопропускной железобетонный ливневой коллектор d 1000 мм, проходящий под федеральной автомобильной дорогой.
Сточные воды с федерального коллектора d 1 000 мм поступают в ливневый коллектор d 500 мм, расположенный на участке .. Д. участок расположен за полосой отвода автомобильной дороги. ФКУ Упрдор-Черноморье» необходимо проведение работ по его расчистке.
В районе домовладения .а по () коллектор d 500 мм врезан в коллектор d 800 мм.
С учетом изложенного, при обильном выпадении осадков и максимальной нагрузке ливневые стоки с федерального ливневого коллектора d 1000 мм фактически поступают в ливневый коллектор d 500. Указанный факт приводит к затору воды, невозможности дальнейшего прохода ливневых потоков дальше по ливневым каналам, и как следствие, к подтоплению территории жилой застройки.
Кроме того, на всем протяжении ливневого коллектора на участке . отсутствуют технологические люки, что приводит к невозможности его эксплуатации (расчистки).
Более того, ливневые коллекторы, отмеченные на участке ., в реестре муниципальной собственности отсутствуют. По указанной причине эксплуатирующей организации МУП г. Сочи «Водосток» не переданы.
Проверкой также установлено, что в районе (), ливневый коллектор d 800 мм (проходящий на участке .) объединяется с ливневым коллектором d 1000 мм (проходящий на участке .), после чего, стоки поступают в ливневый коллектором d 1000 мм (проходящий на участке .).
Таким образом, ливневый коллектор на участке . технически не способен принять при максимальной нагрузке ливневые стоки, поступающие из 2 коллекторов общим диаметром 1800 мм.
При обследовании ливневого коллектора, отмеченного на схеме ливневой канализации в районе () и () участок ., установлено следующее.
Стоки, поступающие из зоны жилой застройки восточнее федеральной автомобильной дороги в районе жилого () (гостиница «Елизавета») и с участка федеральной автомобильной дороги, поступают в (водопропускной железобетонный ливневой коллектор d 1200 мм (проходящий под федеральной автомобильной дорогой). ФКУ Упрдор «Черноморье» требуется выполнить работы по его расчистке.
Сточные воды с федерального коллектора d 1200 мм поступают в ливневый коллектор d 900 мм (Фото .), расположенный на участке .. Д. участок расположен за полосой отвода автомобильной дороги.
При таких обстоятельствах, ливневый коллектор на участке . диаметром 900 мм технически не способен принять при максимальной нагрузке ливневые стоки, поступающие из коллектора диаметром 1200 мм.
Кроме того, в ливневом коллекторе, проходящем на участке ., расположена ранее действующая напорная труба, транспортирующая фекальные стоки с Кудепстинских очистных сооружений в глубоководный выпуск.
Д. напорная труба является препятствием для свободного прохода ливневых стоков, в настоящее время не эксплуатируется.
Ливневый коллектор, проходящий по участку ., впадает в ливневый коллектор, проходящий по участку ..
При обследовании установлено, что Д. ливневый коллектор представляет собой грунтовую канаву, которая на всем своем протяжении заилена, заужена и взята частично в бетонные и полиэтиленовые лотки, что в свою очередь уменьшает пропускную способность системы водоотведения.
Участок ливневой сети, проходящий вдоль железнодорожных путей от ()Б до (), представляет собой сеть заиленных и засоренных бытовым мусором ливневых коллекторов/лотков переменного диаметра и сечения: 800 мм, 1000 мм и 400 х 700 мм.
Участок коллектора, проходящий по территории домовладения . по () заужен. Выход ливневого лотка с дворовой территории в ливневой коллектор в районе ()/Б перегорожен стальным трубопроводом.
Ливневый коллектор на участке . диаметром 1000 мм объединяется с ливневым коллектором на участке . диаметром 1000 мм и впадает в ливневой коллектор на участке . диаметром 800 мм.
С учетом изложенного, ливневый коллектор на участке . диаметром 800 мм технически не способен принять при максимальной нагрузке ливневые стоки, поступающие из коллекторов общим диаметром 2000 мм.
При обследовании ливневого коллектора, расположенного на участке . установлено, что поступающие в него стоки сбрасываются в (). При этом выпуск данного коллектора расположен против течения Д. реки, что в период выпадения обильных осадков приводит к затору стоков в коллекторе, а также попаданию воды из русла реки в коллектор.
Проверкой также установлено, что все перечисленные ливневые коллекторы, расположенные по () в реестре муниципальной собственности не значатся и являются бесхозяйными, эксплуатирующей организации МУП г. Сочи «Водосток» не переданы, схема водоотведения ливневой сети не разработана и не утверждена, инвентаризация ливневой сети не проведена, ливневые каналы находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, для свободного прохода поступающих стоков необходима замена коллекторов на больший диаметр сечения, расчистка в местах засорения.
При обследовании ливневых коллекторов по факту пропускной способности систем водоотведения в районе магазина «Фара» установлено следующее.
Ливневый коллектор, проходящий от (), через территорию магазина «Фара» до ул. Голубые Д., фактически является грунтовой канавой размерами 1000x800 мм (участок . на схеме ливневой сети в районе магазина «Фара»).
Указанный выше ливневый коллектор (канава) впадает в ливневый коллектор, состоящий из 2 труб диаметром 800 мм каждая (участок . на схеме ливневой сети в районе магазина «Фара».
С участка . ливневый коллектор впадает в ливневый коллектор диаметром сечения 1000 х 2000 мм, проходящий под федеральной автомобильной дорогой А 147 «Джубга - Сочи» км. 198 - км. 199 (участок .).
Фактически ливневый коллектор в настоящее время не обеспечивает полного объема поверхностного стока (поступающий объем стока вод превышает пропускную способность существующего коллектора).
Кроме того, в результате того, что ливневой коллектор на участке . фактически является канавой, при выпадении обильных осадков из Д. канавы щебень, камни и иловые отложения попадают в ливневый коллектор на участке ., что приводит к его засорению и подтоплению жилой застройки на указанном участке, а также подтоплению федеральной автомобильной дороги.
Кроме того, в ливневом коллекторе на участке . установлены затвердевшие остатки бетонных смесей, что также приводит невозможности свободного пропуска ливневой воды на указанном участке.
Проверкой также установлено, что все перечисленные ливневые коллекторы, за исключением федерального, проходящего под автомобильной дорогой, в реестре муниципальной собственности не значатся и являются бесхозяйными, эксплуатирующей организации МУП г. Сочи «Водосток» не переданы, схема водоотведения ливневой сети не разработана и не утверждена, инвентаризация ливневой сети не проведена, ливневые каналы находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, для свободного прохода поступающих стоков необходимо обустройство железобетонных лотков на участке ., расчистка ливневого коллектора на участке ..
При обследовании ливневых коллекторов по факту пропускной способности систем водоотведения в районе магазина «Магнит» в районе () и ж/д Депо установлено следующее.
Ливневый коллектор диаметром 1000 мм, проходящий под федеральной автомобильной дорогой А 147 «Джубга - Сочи» км. 198 - км. 199 впадает в ливневый коллектор, идущий по территории ж/д депо, и впадает в Черное море.
Ливневый коллектор, проходящий по (), в районе магазина «Магнит» и территории ж/д депо, на отдельных участках представляет собой грунтовый и бетонный каналы закрытого и открытого типа сечением от 2000x1000 мм до 1500x1800. Д. ливневый коллектор заилен, на отдельных участках канала расположены инженерные коммуникации (водопровод, электрокабели и т.д.) Заиленность, нахождение инженерных коммуникаций уменьшают пропускную способность ливневых стоков, что приводит к подтоплению территории жилой застройки и участка федеральной автомобильной дороги.
Указанный выше ливневый коллектор, в реестре муниципальной собственности не значится и является бесхозяйным, эксплуатирующей организации МУП г. Сочи «Водосток» не передан, схема водоотведения ливневой сети не разработана и не утверждена, инвентаризация ливневой сети не проведена.
При обследовании ливневых коллекторов в районе () установлено следующее.
На указанной улице фактически ливневая канализация отсутствует. Ливневые стоки с данного района неурегулированными ручьями стекают на федеральную автомобильную дорогу «Адлер - горноклиматический курорт Альпика-Сервис», что приводит к ее подтоплению.
Существующая ливневая канализация, проходящая вдоль воинской части по () находится в неудовлетворительном техническом состоянии, имеются повреждения, заилена, имеются инертные материалы.
При обследовании ливневой сети в районе () установлено следующее.
Фактически между () в районе () до федеральной автомобильной дороги ливневая канализация отсутствует, в результате чего, ливневые стоки неурегулированными ручьями попадают на федеральную автомобильную дорогу А-149 «Адлер-Красная поляна» и приводит к ее подтоплению.
При обследовании ливневой сети в районе () установлено следующее.
Фактически между () в районе () до федеральной автомобильной дороги ливневая канализация отсутствует, в результате чего, ливневые стоки неурегулированными ручьями попадают на федеральную автомобильную дорогу А-149 «Адлер-Красная поляна» и приводит к ее подтоплению.
Таким образом, основными причинами подтопления территории федеральной автомобильной дороги А-147 «Джубга - Сочи» км. 198 - км. 199, А- 147 «Адлер - горноклиматический курорт Альпика-Сервис», А-149 «Адлер-Красная поляна» и территории жилой застройки в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Голубые Д., Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер являются: неудовлетворительное техническое состояние ливневых коллекторов (разный диаметр коллекторов на пути следования ливневой воды, местами их отсутствие, заиленность), несвоевременная работа по расчистке, отсутствие схем сетей водоотведения, собственника Д. сетей, а также эксплуатирующей организации.
Достаточные меры, направленные на приведение Д. сетей в надлежащее состояние ни органом местного самоуправления, ни ФКУ Упрдор «Черноморье», не принимаются.
На основании изложенного просил суд обязать ФКУ Упрдор «Черноморье» обеспечить надлежащую пропускную способность ливневых коллекторов, расположенных под федеральными автомобильными дорогами А 147 «Джубга - Сочи» км. 198 - км. 199, А-147 «Адлер - горноклиматический курорт Альпика-Сервис», А-149 «Адлер-Красная Поляна» и в полосе их отвода; принять меры по расчистке ливневых каналов и коллекторов, расположенных под федеральными автомобильными дорогами А 147 «Джубга - Сочи» км. 198 - км. 199, А-147 «Адлер - горноклиматический курорт Альпика-Сервис», А-149 «Адлер-Красная Поляна» и в полосе их отвода; обеспечить постоянную надлежащую эксплуатацию ливневых каналов и коллекторов, расположенных под федеральными автомобильными дорогами А 147 «Джубга - Сочи» км. 198 - км. 199, А-147 «Адлер - горноклиматический курорт Альпика-Сервис», А-149 «(Адлер-Красная Поляна» и в полосе их отвода.
Обязать администрацию города Сочи организовать постановку бесхозяйных систем ливневой канализации, расположенной в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Голубые Д., Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер; провести работы по инвентаризации ливневой сети, расположенной в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Голубые Д., Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер; провести работы по восстановлению, замене, расчистке ливневой канализации, расположенной в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Голубые Д., Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер и обеспечить свободный пропуск ливневой воды по указанной канализации; передать эксплуатирующей организации для содержания ливневую канализацию, расположенную в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Голубые Д., Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер.
В судебном заседании представитель административного истца в лице помощника прокурора Центрального района города Сочи Б. С.В. административные исковые требования уточнила.
Просила суд обязать административного ответчика администрацию города Сочи организовать постановку бесхозяйных систем ливневой канализации, расположенной в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер на учет в территориальном органе Росреестра с последующей регистрацией объекта в качестве муниципального имущества.
Обязать администрацию города Сочи провести работы по инвентаризации ливневой сети, расположенной в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер.
Обязать администрацию города Сочи провести работы по восстановлению, замене, расчистке ливневой канализации, расположенной в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер и обеспечить свободный пропуск ливневой воды по указанной канализации.
Обязать администрацию города Сочи передать эксплуатирующей организации для содержания ливневую канализацию, расположенную в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер.
В части административных исковых требований к административному ответчику ФКУ Упрдор «Черноморье», а также в части требований к администрации города Сочи о восстановлении ливневой канализации в районе улицы Голубые Д. Б. С.В. от требований отказалась, о чем представила суду ходатайство первого заместителя прокурора края-прокурора города Сочи.
На обстоятельствах, изложенных в административном исковом заявлении, Б. С.В. настаивала, просила суд административные исковые требования к администрации города Сочи удовлетворить.
Частичный отказ административного истца от административного иска принят судом и определением от (.) производство по административному иску в этой части прекращено.
Представитель администрации г. Сочи по доверенности Уркина О.Ю. административные исковые требования не признала, при этом суду пояснила, что администрация города Сочи не обладает достаточным бюджетом для постановки такого количества ливневок на учет. Поэтому на Д. момент организовать поставку ливневых систем администрация города Сочи не имеет возможности.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют запросы в регистрационные органы и выписки на Д. спорные ливневки. Администрация города Сочи полагает, что Д. ливневки могут быть построены гражданами и тем самым, не являются бесхозяйными.
Просила суд в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица МУП города Сочи «Водосток» по доверенности А.И. административные исковые требования прокурора поддержал, при этом суду пояснил, что на балансе МУП города Сочи «Водосток» Д. сети не состоят. Соответственно финансирование по их содержанию МУП города Сочи «Водосток» не осуществляется. Считает, что должен быть разрешен вопрос об их принятии на баланс, и та организация, которая примет их на баланс должна их содержать.
Представитель заинтересованного лица АО «ПО РосДорСтрой» по доверенности Гребеник С.С. также поддержал требования административного истца, при этом суду пояснил, что ливневые сети необходимо поставить на учет и передать эксплуатирующей организации.
Выслушав доводы и возражения сторон и заинтересованных лиц, исследовав в судебном заседании материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Так, согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка надлежащего обеспечения администрацией г. Сочи и ФКУ Упрдор «Черноморье» работоспособности ливнеприемных сетей.
В результате проверки установлено, что на протяжении 2013-2015 г.г. в результате неудовлетворительной работы сетей, обеспечивающих отвод сточных вод, происходит систематическое подтопление территории федеральной автомобильной дороги А-147 «Джубга - Сочи» км. 198 - км. 199, А-147 «Адлер - горноклиматический курорт Альпика-Сервис», А-149 «Адлер-Красная поляна», улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная,Голубые Д., Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер.
Достаточные меры, направленные на приведение Д. сетей в надлежащее состояние в том числе, по результатам рассмотрения внесенных прокуратурой города представлений, не принимались.
В период с (.) - (.) в связи с обильными осадками, значительно превышающими месячную норму, произошло повторное подтопление указанной выше территории федеральной автомобильной дороги и жилой застройки.
(.) прокуратурой города организовано и с привлечением специалистов МУП г. Сочи «Водосток», администрации г. Сочи, ФКУ Упрдор «Черноморье» проведено обследование указанной территории, по результатам которого установлено, что основными причинами подтопления территории федеральной автомобильной дороги А-147 «Джубга - Сочи» км. 198 - км. 199., А- 147 «Адлер - горноклиматический курорт Альпика-Сервис», А-149 «Адлер-Красная поляна» и территории жилой застройки в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Голубые Д., Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер являются неудовлетворительное техническое состояние ливневых коллекторов (разный диаметр коллекторов на пути следования ливневой воды, местами их отсутствие, заиленность), несвоевременная работа по расчистке, отсутствие схем сетей водоотведения, собственника Д. сетей, а также эксплуатирующей организации.
В результате проверки также установлено, что все перечисленные в административном исковом заявлении ливневые коллекторы, за исключением федерального, проходящего под автомобильной дорогой, в реестре муниципальной собственности не значатся и являются бесхозяйными, эксплуатирующей организации МУП г. Сочи «Водосток» не переданы, схема водоотведения ливневой сети не разработана и не утверждена, инвентаризация ливневой сети не проведена, ливневые каналы находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, для свободного прохода поступающих стоков необходима замена коллекторов на больший диаметр сечения, обустройство железобетонных лотков, расчистка ливневых коллекторов в местах засорения.
Согласно имеющимся в материалах административного дела сведениям, предоставленным ФКУ Упрдор «Черноморье» от (.) исх. ., в реестре федеральной собственности имеются только ливневые коллекторы, проходящие под федеральными автомобильными дорогами А-147 «Джубга-Сочи» и А-149 «Адлер-Красная Поляна» и в полосе отвода Д. дорог.
Обследуемые ливневые сети в районе (), Чкалова, Изумрудная, Голубые Д., Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер, расположены на муниципальной территории.
Вместе с тем, достаточные меры, направленные на приведение Д. сетей в надлежащее состояние органом местного самоуправления не принимаются.
Не принимаются меры органом местного самоуправления и по организации постановки бесхозяйных систем ливневой канализации на учет для последующей регистрации права собственности на эти объекты, не проводится работа по инвентаризации ливневой сети в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Голубые Д., Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер, а также по передаче ливневой канализации эксплуатирующей организации.
В соответствии с пунктами 25, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от (.) N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления отнесено: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно ст. 19 Закона об автомобильных дорогах прокладка и переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 настоящей статьи (часть 1), при этом прокладка или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляется владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство).
В соответствии с ч. 6 ст. 19 Закона об автомобильных дорогах в случае, если прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода и (или) придорожных полос автомобильной дороги влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, ее участков, такие реконструкция, капитальный ремонт осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет.
Таким образом, бездействие администрации города Сочи, не выполняющей обязанности по контролю за градостроительной деятельностью физических и юридических лиц в границах муниципального образования г. Сочи, содержанию, обеспечению нормальной эксплуатации систем ливневой канализации, находящихся в границах муниципального образования г. Сочи, препятствует нормальному функционирования систем ливневой канализации федеральных автомобильных дорог, что влечет за собой подтопление, в том числе и участков федеральных автомобильных дорог, нарушение прав неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление: об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Так как в Д. случае судом при рассмотрении административного дела установлено, что бездействием административного ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц, в интересах которых действует административный истец, следовательно, заявленные требования надлежит полностью удовлетворить и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи о возложении обязанности по обеспечению работоспособности ливнеприемных сетей полностью удовлетворить.
Обязать администрацию города Сочи организовать постановку бесхозяйных систем ливневой канализации, расположенной в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер на учет в территориальном органе Росреестра с последующей регистрацией объекта в качестве муниципального имущества.
Обязать администрацию города Сочи провести работы по инвентаризации ливневой сети, расположенной в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер.
Обязать администрацию города Сочи провести работы по восстановлению, замене, расчистке ливневой канализации, расположенной в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер и обеспечить свободный пропуск ливневой воды по указанной канализации.
Обязать администрацию города Сочи передать эксплуатирующей организации для содержания ливневую канализацию, расположенную в районе улиц Просвещения, Чкалова, Изумрудная, Чернышевского, Энергетиков, Ивановская (в районе домов 4Б и 14), в районе ж/д Депо Адлер.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ()вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
В соответствии со ст. 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мотивированное решение суда составлено (.).
Судья Г.В. Казимирова